Основные направления деятельности по формированию единой системы управления качеством медицинской помощи на региональном уровне
Важнейшей предпосылкой успешного внедрения системы менеджмента качества медицинской помощи на региональном уровне является личная заинтересованность руководителей субъекта Российской Федерации.
Для создания системы менеджмента качества (СМК) медицинской помощи на региональном уровне необходимо стратегическое решение руководства субъекта Российской Федерации (РФ). Предпосылками принятия такого решения, как правило, являются:
1) осознание руководством субъекта РФ роли здравоохранения в формировании имиджа и общей оценке региона (особенно в сравнении с другими регионами) в глазах вышестоящего руководства и избирателей, а значит и в оценке их собственной деятельности;
2) внешнее давление потребителей и других заинтересованных сторон в улучшении качества медицинской помощи (органы управления здравоохранением, фонды ОМС, страховые медицинские организации, различные общественные организации и т.д.);
3) собственное желание руководства совершенствовать процессы оказания медицинской помощи на региональном уровне с целью повышения ее качества и эффективности.
Решение руководства субъекта РФ о создании СМК в здравоохранении оформляется, как правило, в виде постановления Губернатора или регионального правительства. В документе отражаются:
- цели и основные задачи создания системы управления качеством медицинской помощи (КМП);
- основные направления создания системы управления КМП;
- механизмы и условия реализации основных направлений.
Цели и основные задачи создания системы управления качеством медицинской помощи (КМП)
Целями создания единой системы управления КМП являются:
- улучшение КМП и обеспечение условий для реализации прав граждан в получении медицинской помощи надлежащего объема и качества;
- оптимизация расходования бюджетных и внебюджетных средств, предназначенных на оплату медицинских услуг;
- снижение социальной напряженности в обществе.
Основными задачами создания системы управления КМП являются:
- обеспечение процесса непрерывного улучшения КМП в учреждениях здравоохранения региона (далее - учреждения здравоохранения);
- создание механизмов взаимодействия субъектов правоотношений в системе управления КМП;
- внедрение унифицированных методов сбора и обобщения информации о состоянии КМП, обеспечивающих возможность применения статистических методов обработки информации, моделирования и прогнозирования состояния КМП;
- формирование системы экспертизы и управления КМП;
- создание системы мониторинга деятельности учреждений здравоохранения и страховых медицинских организаций (далее - СМО) по управлению и экспертизе КМП;
- формирование информационного банка данных о состоянии КМП в учреждениях здравоохранения региона
- обеспечение процесса непрерывного обучения специалистов учреждений здравоохранения и организаций системы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) по вопросам экспертизы и управления КМП;
- формирование регистра экспертов КМП;
- информационное обеспечение органов государственной власти региона по вопросам управления и улучшения КМП.
Основные направления создания системы управления КМП
Основными направлениями создания системы управления КМП являются:
- разработка документов по управлению КМП;
- формирование служб КМП;
- разработка механизмов стимулирования деятельности по обеспечению КМП;
- внедрение современных информационных технологий в систему управления КМП.
Разработка документов по управлению КМП
Для обеспечения регулирования деятельности по управлению КМП необходима разработка:
- Положения о порядке организации и проведения экспертизы в системе управления КМП;
- Положения о регистре экспертов КМП;
- положений о службе КМП органа управления здравоохранением, медицинского учреждения здравоохранения, СМО, ТФ ОМС, ФСС;
- инструктивно-методической документации, обеспечивающей деятельность служб КМП;
- отчетных форм представления информации о состоянии КМП в лечебно-профилактических учреждениях.
Реализация работ по данному направлению обеспечит условия для внедрения унифицированных подходов к организации деятельности по сбору и обобщению информации о состоянии КМП в учреждениях здравоохранения и организациях системы ОМС.
Формирование служб КМП
Для выполнения мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации о состоянии КМП и подготовке проектов управленческих решений для улучшения КМП населению региона в органах управления здравоохранением, учреждениях здравоохранения, СМО, ТФ ОМС, ФСС следует создать службы КМП. Служба КМП формируется из сотрудников структурных и функциональных подразделений, в функции которых входят экспертиза и управление КМП. Деятельность служб КМП должна регламентироваться Положением о службе КМП организации.
В задачи службы КМП входят:
- организация планомерной работы по сбору и обобщению информации о состоянии КМП;
- подготовка проектов управленческих решений по улучшению КМП;
- формирование отчетности о состоянии КМП;
- осуществление информационного обмена по вопросам КМП.
Формирование служб КМП, применяющих унифицированные методы сбора и обобщения информации о состоянии КМП, позволит:
- получать сопоставимые данные о состоянии КМП в разных учреждениях здравоохранения;
- повысить объективность результатов экспертизы КМП за счет проведения контроля по единым принципам и правилам;
- уменьшить число конфликтов и разногласий по результатам оценки КМП, проводимой специалистами разных ведомств;
- оперативно принимать управленческие решения по устранению причин ненадлежащего состояния КМП, совершенствованию порядка организации и оказания медицинской помощи;
- получать объективную информацию о динамике состояния КМП в ходе реализации целевых программ, оценивать эффективность принимаемых управленческих решений;
- оптимизировать затраты на организацию деятельности по сбору и обобщению информации о состоянии КМП и на устранение причин ненадлежащего КМП;
- повысить доступность информации о состоянии КМП и мерах по его улучшению для жителей региона.
Разработка механизмов стимулирования деятельности по обеспечению КМП
Получение информации о состоянии КМП на основе единых информационных технологий позволит осуществлять сравнительный анализ показателей КМП отдельных врачей, клинических подразделений, учреждений здравоохранения, служб (по профилю), муниципальных образований. Ранжирование в зависимости от показателей КМП может служить основой для разработки и внедрения различных механизмов стимулирования деятельности по обеспечению КМП, в том числе экономических.
Доступность информации о показателях КМП в учреждениях здравоохранения обеспечит возможность для реализации права граждан на выбор учреждения здравоохранения, а доступность информации о показателях деятельности СМО по вневедомственной экспертизе КМП и защите прав застрахованных - для реализации права граждан и страхователей на выбор СМО.
Внедрение современной информационно-аналитической технологии в систему управления КМП
Для эффективного функционирования единой системы управления КМП необходимо использование современной информационной технологии сбора и обобщения информации о КМП, применение которой позволяет получать достоверные, полные, точные данные, пригодные для подготовки управленческих решений по улучшению КМП.
Развитие единого информационного пространства системы управления КМП должно осуществляться с участием профессиональных медицинских ассоциаций:
- в разработке критериев экспертной оценки состояния КМП;
- в формировании регистра экспертов КМП;
- в разрешении конфликтов, возникающих между производителями и потребителями медицинских услуг, в части, касающейся КМП.
Создание единого информационного пространства системы управления КМП на основе унифицированной методологии сбора и обобщения информации обеспечит эффективное взаимодействие структур различного ведомственного подчинения, повысит качество и эффективность управленческих решений по улучшению КМП, включая стратегическое планирование и прогнозирование.
Механизмы и условия реализации основных направлений
Реализация основных направлений будет осуществляться на основе:
- планов мероприятий по созданию системы управления КМП;
- принятых актов, регламентирующих деятельность по сбору и обобщению информации о состоянии КМП в целях его улучшения;
- разработки механизмов стимулирования деятельности по обеспечению КМП;
- планирования и проведения тематических экспертиз для прогнозирования и оценки влияния на состояние КМП экономических и организационных инноваций в системе здравоохранения и ОМС;
- мониторинга результатов деятельности служб КМП в отдельных учреждениях и организациях систем здравоохранения, ОМС, ФСС;
- распространения опыта по созданию служб КМП.
Условиями реализации основных направлений является наличие ресурсного обеспечения, включающего:
- финансовые ресурсы (должны быть предусмотрены в региональном бюджете и бюджете ТФ ОМС);
- кадровые ресурсы (при обязательном проведении профессиональной переподготовки сотрудников служб КМП (организаторов экспертизы КМП) и привлекаемых экспертов КМП по программам, ориентированным на получение знаний и навыков по организации экспертизы КМП, статистическому анализу результатов, подготовке проектов управленческих решений по улучшению КМП (для организаторов экспертизы КМП) и методологии экспертного исследования КМП (для экспертов КМП).
Реализация основных направлений позволит достичь следующих результатов:
- улучшение КМП в системе здравоохранения региона;
- обеспечение условий для реализации прав граждан на получение медицинской помощи надлежащего объема и качества;
- оптимизация расходования бюджетных и внебюджетных средств, предназначенных на оплату медицинских услуг;
- уменьшение уровня социальной напряженности в обществе.
С.Н. Лебедев,
центр изучения проблем здравоохранения и образования
"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи", N 8, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи"
Издатель: ООО "Центр изучения проблем здравоохранения и образования"
Издается с 2008 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: Стариков К.А.
Информационная концепция: специализированное издание для главных врачей, их заместителей по лечебной части и клинико-экспертной работе, заведующих отделениями. На его страницах рассматриваются научно-практические вопросы экспертизы и управления качеством медицинской помощи. Представлены оригинальные статьи, методические материалы, действующие нормативно-правовые документы и комментарии к ним. Освещается современный зарубежный опыт в области качества медицинской помощи.
По вопросам подписки через редакцию обращайтесь по тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.), E-mail: , сайт http://interdocnet.ru.
Почтовый адрес редакции: 142703, Московская обл., г. Видное, ул. Школьная, 78.
На журнал также можно подписаться через почтовые каталоги: "Роспечать" (индекс 20401), "Пресса России" (индекс 10694), "Каталог Российской прессы" (индекс 60597), "Почта России" (индекс П1656), а также через альтернативные агентства подписки "Урал-Пресс", "Прессинформ", "Деловая пресса".