Роль специалистов по управлению в создании эффективных информационных систем
Для успешной интеграции России в мировую систему экономических отношений необходимо резко повысить производительность труда практически во всех секторах экономики. В этом плане особое значение имеет сфера организационно-экономического управления, так как, по некоторым экспертным оценкам "...эффективность работы сотрудников российских организаций независимо от формы их собственности составляет в среднем 15-38% от аналогичных показателей ведущих зарубежных стран..."*(1).
В настоящее время ключевым решением данной проблемы являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и создаваемые на их основе корпоративные информационные системы (КИС), позволяющие не только сократить аппарат управления, но и повысить оперативность и качество выработки управленческих решений.
Вместе с тем, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, внедрение даже самых современных ИКТ далеко не всегда гарантирует ожидаемую эффективность, а подчас даже может привести и к негативным результатам. Так, согласно последним данным, приведенным в ECM-Journal.ru: "В ИТ-индустрии ни один год не завершается без оглашения списка неудачных ERP-проектов, вытягивающих гору наличных из инвесторов, приводящих к застою в деятельности компании, создающих вендорам дурную славу и выбрасывающих их репутацию в мусорное ведро"*(2).
Определение стратегии развития КИС
Главной причиной неудач и даже краха ИТ-проектов, как правило, является некорректное распределение при создании информационных систем роли и задач между заказчиками и IT-специалистами - разработчиками этих систем. Как справедливо отмечают большинство ИТ-специалистов, любой ИТ-проект больше зависит от заказчика, чем от исполнителя. Его успех зависит от того, насколько точно пользователь может осознать и сформулировать свои требования*(3).
Недаром даже в роли CIO (Chief Information Officer), или директора департамента информационных технологий, как свидетельствует мировая практика, специалисты по управлению обычно оказываются более эффективными по сравнению со специалистами - выдвиженцами на эту же роль из ИТ-сферы. Все это объясняется тем, что первые - в своей профессиональной деятельности руководствуются принципом: "от бизнеса к информационным технологиям"; а вторые в силу специфики своего менталитета, как правило, идут "от информационных технологий к бизнесу". Естественно, это подчас влечет за собой диаметрально противоположные результаты, и "то, что порождает гордость у разработчиков, иногда может стать обременительным для пользователя"*(4).
Примером приоритета пользовательского подхода может служить тот факт, что в основе рационального планирования кухонного пространства современными архитекторами и дизайнерами лежит идея "нитяного длинномера" простой американской домохозяйки К. Фредерик*(5), впервые, почти 100 лет тому назад, задумавшейся об эргономике своей кухни.
Таким образом, в основе определения состава и характера задач, подлежащих автоматизации, в первую очередь должны лежать не возможности информационных технологий, а потребности бизнеса, а это полностью является сферой компетенции и прерогативой специалистов по управлению. Естественно, такой принцип не исключает возможности привлечения в случае необходимости консультантов-экспертов на всех этапах внедрения и эксплуатации КИС, так как любая ошибка в этом деле может быть чревата тяжелыми последствиями. Этим объясняется то, что доля затрат на ИТ-консалтинг для крупных зарубежных и отечественных компаний может доходить до 80% в общей структуре ИТ-затрат*(6). Однако в любом случае в конечном счете вся ответственность за выбор того или иного направления информатизации всегда ложится на первое лицо организации.
Участие в постановке и реализации прикладного программного обеспечения
Помимо стратегических задач, касающихся создания КИС, знания специалистов по управлению могут сыграть неоценимую роль и при реализации ИТ-специалистами эффективных компьютерных технологий. Причем это может быть не только на уровне выбора способа построения удобного пользовательского интерфейса, но и при определении рациональных алгоритмов обработки информации. Характерно, что последнее чаще всего проявляется уже на этапе постановки автоматизируемых задач (за счет варьирования состава и форм представления исходных данных), что в принципе невозможно без глубокого понимания содержательной сущности задач управления. Недаром выдающийся программист Ф. Брукс подчеркивал, что "... гораздо чаще стратегические находки приходят в результате изменения способа представления данных или таблиц. ... Представление данных - это сущность программирования"*(7).
Естественно, что возможность различной корректной интерпретации исходных постановок задач является в первую очередь прерогативой специалистов по управлению и на практике, к сожалению, часто просто игнорируется ИТ-специалистами. Обычно это является результатом их недостаточных знаний специфики задач в предметной области, реже - их особым менталитетом в отношении к непрофессионалам в компьютерной сфере.
В качестве примера, иллюстрирующего влияние выбора формы представления исходной информации на способ компьютерной реализации, можно привести автоматизацию расчета страховых резервов "методом треугольника"*(8).
В своей классической постановке ее компьютерное решение предполагает применение языка программирования для последовательной реализации трех вычислительных алгоритмов, использующих вложенные циклы.
Но если изменить представление исходных и промежуточных данных, то решение указанной задачи может быть легко осуществлено в среде табличного процессоре Excel с использованием двух его вычислительных функций: СУММ и СУММ ЕСЛИ*(9).
Наконец, только профессионализм и компетентность в сфере бизнеса: глубокое знание специфики предметной области, понимание всех тонкостей возможных способов реализации бизнес-процессов, а также границ допустимых значений получаемых промежуточных и конечных результатов - все это также может оградить конечного пользователя от нежелательных последствий компьютеризации задач (особенно, если речь идет о так называемых закрытых для пользователя компьютерных системах, когда он не в состоянии прослеживать и контролировать процесс решения задачи).
В противном случае отданная полностью на откуп профессиональным разработчикам компьютерных систем реализация задач может закончиться, хотя формально и правильными, но фактически далекими от реальности и здравого смысла результатами. Например, как это показано в книге классика в области программирования - Э. Йодана, когда из математически корректного компьютерного решения задачи следовало, что "... "крылья самолета должны иметь размах 972,34567 фут". У инженера этот результат может вызвать большое подозрение, так как ему никогда не приходилось видеть самолет с такими огромными крыльями"*(10).
Следует также отметить, что существуют технологии формировании прикладного программного обеспечения (опирающиеся на шаблоны проектирования), непосредственно ориентированные на специалистов по управлению и позволяющие им создавать эффективные программные приложения для решения их профессиональных задач без привлечения ИТ-специалистов*(11), *(12).
Организации подготовки защиты информации КИС
Рассматривая расширение сферы приложения современных информационных систем управления как неотъемлемую часть развития общества, нельзя упускать из виду и оборотную сторону этого явления: факторы риска доступа сторонних лиц к конфиденциальной корпоративной информации и возможные последствия их негативного воздействия на коммерческую деятельность организации.
В условиях конкуренции появления активно действующей среды профессиональных хакеров и различного рода доморощенных компьютерных "умельцев" вопросам об обеспечении защиты деловой и частной информации приходится уделять все больше внимания при создании компьютерных систем. Этим обусловливается рост доли ИТ-затрат на защиту корпоративной информации, которая в настоящее время в нашей стране, по данным директора по маркетингу компании Info Watch Д. Зенкина, колеблется от 5 до 10% и приближается к достигнутому в западных странах значению в 25-30%.
Вместе с тем общее лидирование внутренних ИТ-угроз в списке наиболее актуальных проблем ИТ-безопасности придает особое значение роли специалистов высшего и среднего уровней иерархии управления в деле организации инсайдерской защиты корпоративной информации, так как только благодаря их профессиональным знаниям и управленческому опыту ИТ-разработчики могут получить реальное представление о схемах всех бизнес-процессов, протекающих в компании. Подобные схемы бизнес-процессов, "привязанные" персонально к конкретным исполнителям, позволяют ИТ-специалистам:
обеспечить эффективную защиту КИС от несанкционированного доступа со стороны собственного персонала (основного канала утечки информации);
регламентировать в рамках КИС характер взаимодействия специалистов управления в соответствии с их полномочиями и должностными инструкциями.
Форма взаимодействия с ИТ-специалистами
Рассмотренные факторы влияния специалистов по управлению на эффективность создаваемых КИС отражает лишь содержательную сторону их взаимодействия с ИТ-специалистами в ходе создания и эксплуатации КИС. Одновременно немаловажное значение имеет и другая сторона их интерфейса: способ организации их взаимодействия, поскольку "...заказчик и подрядчик должны говорить на одном языке - языке спецификаций"*(13). Причем это подразумевает не только терминологическое единство их языка общения, но и определенную форму представления таких спецификаций.
Как показывает многолетняя мировая практика проектирования информационных систем, наиболее удобной формой представления таких спецификаций являются информационные модели, предполагающие в основном использование средств аппарата теории матриц и теории ориентированных графов. Главными преимуществами этих организационных форм взаимодействия персонала управления и ИТ-специалистов являются*(14).
однозначность смыслового восприятия всей информации обеими сторонами данного процесса;
возможность взаимного преобразования одной формы представления информации в другую (см. рисунок);
"Рисунок"
максимальная наглядность (особенно присущая графической форме представления информации);
удобство контроля (в том числе и с помощью компьютерных средств) за корректностью представления исходной информации;
возможность последующей автоматизированной обработки с целью получения различного рода проектно-аналитической информации и т.п.
Таким образом, чтобы обеспечить эффективность процессов разработки информационных систем управления, недостаточно только одной подготовки высококвалифицированных кадров ИТ-специалистов. Важная роль в этом процессе принадлежит и специалистам по управлению: начиная с принятия стратегических решений по вопросам совершенствования КИС (на уровне первых лиц организации) и заканчивая возможными вариантами постановок и реализации конкретных прикладных задач (специалистами среднего и нижнего звена аппарата управления). Все это обусловливает специфику ИТ-подготовки таких специалистов с учетом их роли и задач, стоящих перед ними как активными участниками процесса создания эффективных КИС.
Л. Еремин,
доцент кафедры "Информационные технологии"
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 35, сентябрь 2011 г.
-----------------------------------------------------------
*(1) Данилина А. Эффективность работы организаций: как ее повысить // READ.МЕ. - 1999. N 9-10.
*(2) http://www.docflow.ru/analitics/detail.php?ID=21162.
*(3) Лашманов А. О документообороте без иллюзий // Intelligent Enterprise. - 15 октября 2008. - С. 33.
*(4) Крагинский М. Создание и эксплуатация хранилищ данных // Банковские технологии. 1998 (апрель). - С. 55.
*(5) История проектирования кухни в именах // http://www.makuha.ru/design/93.htm.
*(6) Верников Г. Руководителю предприятия. Внедрение системы автоматизации. Основные проблемы и задачи // READ.МЕ. - 1999. - N 9-10.
*(7) Брукс Ф.П. (мл.) Как проектируются и создаются программные комплексы (мифический человеко-месяц). - М.: Наука, 1979. - С. 81-82.
*(8) Чернова Г. Расчет резерва неоплаченных убытков на основе метода треугольника // Страховое дело. - 1997 (август). - С. 55-61.
*(9) Еремин Л. Расчет страховых резервов с использованием табличного процессора EXCEL // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2001. - N 29, июль.
*(10) Йодан Э. Структурное проектирование и конструирование программ. - М.: Мир, 1979. - С. 21.
*(11) Еремин Л. Роль специалистов по управлению в разрешении кризиса прикладного программирования // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2010. - N 35.
*(12) Еремин Л. Таблицы решений в реализации задач финансово-экономического управления // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2004. - N 16, 18.
*(13) PCWEEK/RE. - 1998. - N 35, 8 сентября. - С. 8.
*(14) Еремин Л. Использование информационных моделей в управлении бизнес-процессами // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2009. - N 7-8.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71