Отмена или снижение транспортного налога: за и против
Уже давно транспортный налог стоит комом в горле у тех владельцев автомобилей и моторных лодок, которые не эксплуатируют свои транспортные средства круглый год. Ведь налог им приходится платить полностью наряду с теми, кто на колесах все 365 дней в году. Будет ли вердикт правительства об отмене или снижении транспортного налога справедливым для всех владельцев "лошадиных сил"?
Назначение налоговых платежей будоражит умы: одни считают, что средства, поступающие в бюджет от уплаты транспортного налога, должны пойти на улучшение транспортной инфраструктуры (дорог, путей, тоннелей, мостов, станций, вокзалов, систем навигации и т.д.), другие полагают, что налог собирается для улучшения экологии.
Кто-то уверен, что без транспортного налога казна не обеднеет и его следует отменить, а некоторым пришло в голову отменить транспортный налог для микролитражных автомобилей и повысить ставку для тех, под чьим капотом прячется не одна сотня лошадиных сил.
Так ли нужен транспортный налог и к чему приведут перемены, разберемся вместе.
Законодательство сегодня
Основания для уплаты транспортного налога, порядок его расчета и внесения в казну сегодня установлены гл. 28 НК РФ. Налог является региональным, поэтому субъекты РФ самостоятельно вводят его на своих территориях, определяют ставки, порядок и сроки уплаты и перечень лиц, имеющих право на льготы.
Транспортный налог обязаны платить лица, на которых зарегистрировано право собственности на транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
К числу последних относятся: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Если транспортное средство, зарегистрированное на физлицо, было приобретено и передано по доверенности до 30 июля 2002 года, то платить налог с него придется тому, на кого выписана доверенность.
Физлицо, передавшее транспортное средство по доверенности, должно уведомить об этом налоговый орган по месту своего жительства.
Не попали под налог
Существует ряд транспортных средств (перечислены в ст. 358 НК РФ), собственники которых налог платить не должны:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не больше 5 лошадиных сил (л.с.);
- легковые автомобили, специально оборудованные для инвалидов, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с., полученные через органы социальной защиты населения;
- промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности лиц, основным видом деятельности которых являются пассажирские и (или) грузовые перевозки;
- тракторы, комбайны, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции;
- транспортные средства, принадлежащие органам власти, где предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
- транспортные средства, находящиеся в розыске (если подтвержден факт их угона или кражи);
- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Как считается
Налоговая база определяется:
1) по транспортным средствам, имеющим двигатели, - как мощность двигателя в л.с.;
2) по воздушным транспортным средствам, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
3) по водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
4) по водным и воздушным транспортным средствам, не указанным в п. 1-3, - как единица транспортного средства.
Сведения о транспортных средствах налоговые органы черпают из данных, предоставляемых органами, осуществляющими их государственную регистрацию (например, по автомобилям, мотоциклам, автобусам - Госавтоинспекцией).
Организации исчисляют налог самостоятельно и отчитываются перед налоговиками путем предоставления деклараций.
Отменить нельзя менять
От транспортного налога невозможно отказаться, потому как транспортная инфраструктура страны оставляет желать лучшего. "В России нет дорог, есть только направления" - для какого региона это утверждение не актуально?
Да, из бюджета требуется выделять средства на ремонт старых и строительство новых дорог.
Бесспорно, деньги на эти цели нужно собирать с тех, для кого эта проблема более насущна, т.е. с водителей.
На практике доля доходов от поступления транспортного налога в бюджете субъекта РФ не превышает 2,5-3% (по данным отчетности по форме N 1-НМ "О начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации").
Эти средства смешиваются с иными поступлениями и теряются в них, не выполнив миссии, которая на них возложена. Дороги остаются направлениями, налоговые поступления остаются незначительными и бессмысленными. Вывод напрашивается сам: отменять нельзя, нужно менять.
Остается спорным вопрос, чем компенсировать возможную отмену транспортного налога.
Законодатели предлагают увеличить акциз на топливо или вложить налог в цену бензина.
Акцизы - федеральный налог, поэтому в случае отмены транспортного налога для пополнения региональной "бреши" потребуется перераспределение средств между бюджетами разных уровней.
В процессе перераспределения неизбежно произойдут потери. Что получат регионы?
Другой подход
На первый взгляд, самый логичный способ взимания транспортного налога - включение его в стоимость топлива.
Если его будет уплачивать покупатель бензина, наконец, будет устранена главная несправедливость современного подхода к этому налогу.
Платить придется тому, кто эксплуатирует транспортное средство.
Автомобиль или моторный двигатель, стоящий в гараже, не будет опустошать кошелек своего владельца.
Отметим некоторые преимущества включения транспортного налога в стоимость бензина:
1) налог будет легче администрировать. Сейчас налоговые органы рассчитывают налог для физлиц самостоятельно, и при таком огромном числе налогоплательщиков отслеживать наполнение казны сложно;
2) взимание налога не потребует дополнительных расходов, например почтовых, ведь сейчас на рассылку в адрес налогоплательщиков уведомлений налоговые органы тратят много средств;
3) улучшится собираемость налога.
На сегодняшний день собираемость транспортного налога с физлиц находится на уровне 70-80% от всех начисленных к уплате сумм.
Не без изъяна
Недостатки включения транспортного налога в цену топлива также очевидны:
1) владельцам автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. придется платить больше, чем они платят в бюджет сегодня.
Приведем нехитрый расчет. В среднем автомобиль имеет годовой пробег 20 000 км, а расход бензина составляет 8-10 л на 100 км.
Годовой расход бензина составит 1600-2000 л. Правительство предусматривает повышение акциза на 3 руб. в течение 3 лет. Значит, каждый автовладелец заплатит в казну 1600-2000 руб. в год.
Сейчас владелец автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с. в Москве платит не больше 700 руб. в год (Закон г. Москвы от 09.07.2008 N 33 "О транспортном налоге");
2) некоторые категории налогоплательщиков, для которых сегодня в НК РФ предусмотрены льготы, фактически лишатся этих льгот.
А это обширный перечень граждан: инвалиды и ветераны боевых действий, труженики тыла, герои России и СССР;
3) владельцы автомобилей, оснащенных газовым оборудованием, фактически перестанут быть плательщиками налога, а покупатели топлива для хозяйственных нужд (например, владельцы отопительных котлов), напротив, будут его уплачивать;
4) увеличение стоимости бензина автоматически увеличит стоимость перевозок, а это, в свою очередь, приведет к удорожанию перевозимых товаров, ведь расходы на их доставку до потребителя вырастут.
Такой подход не самый лучший, но наиболее приемлемый, поскольку наряду с недостатками имеет ряд достоинств.
Табуны под капотом
Существуют также предложения об увеличении транспортного налога для владельцев дорогих иномарок с несколькими "табунами" под капотом и полной отмене его для транспортных средств с мощностью двигателя до 100 л.с.
Тогда транспортный налог станет эквивалентом налога на роскошь.
Налоговый кодекс уже сейчас предполагает, что стоимость лошадиной силы при мощности двигателя до 100 л.с. в 6 раз меньше, чем при мощности больше 250 л.с.
Новации от экологов
Всемирный фонд дикой природы - одна из крупнейших международных общественных организаций - предложил устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от объема двигателя облагаемого налогом автомобиля, а не от мощности.
Экологи серьезно обеспокоены проблемой загрязнения воздуха, виня в большинстве экологических проблем именно автолюбителей.
Принцип взимания транспортного налога, по мнению чиновников от экологии, нуждается в кардинальных переменах.
Игорь Честин, директор Всемирного фонда дикой природы в России, выступил на заседании коллегии Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы с предложением не только пересмотреть механизм уплаты транспортного налога, но и обеспечить экологическое будущее.
Если размер налога поставить в зависимость от объема двигателя, а не количества лошадиных сил, россияне будут приобретать микролитражки с высоким экологическим классом.
Это позволит сократить негативное влияние автопарка на окружающую среду.
К сожалению, автор этого варианта взимания транспортного налога не учел, что такой подход окончательно погубит отечественный автопром и не придется по душе многим владельцам автохлама из Европы и стареньких отечественных автомобилей.
Готовим велосипеды
Общественная организация "Федерация автовладельцев России" ратует за отмену транспортного налога, считая, что необходимость его уплаты при одновременном повышении акцизов на топливо разорительны для большинства потребителей бензина.
Власть, напротив, выступает за включение транспортного налога в стоимость бензина.
Ей это выгодно: это наполнит бюджет, позволит меньше работать, увеличит собираемость налога.
Текущий год показывает, что и без отмены транспортного налога цены на бензин не стоят на месте.
С какой же скоростью они пойдут вверх, когда в казне не станет тех денег, которые собирают сейчас с автовладельцев?
Налогоплательщик подождет и пересядет на велосипед, вот только велосипедисту и пешеходу тоже нужна дорога, а не направление.
Д. Липатов,
юрист юридической компании "Налоговик"
"Консультант", N 15, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.