Compliance - необходимость или излишество?
В связи с новоизобретенным термином "ответственность бизнеса перед обществом" значение приобрело и другое понятие - "compliance", ставшее одним из основных способов эффективного ведения бизнеса.
Сначала стоит обратиться к вопросу, что же означает часто употребляемый в настоящий момент термин "compliance"?
Это понятие описывает правильное поведение предприятия и его сотрудников с правовой и этической точки зрения. Однако его следует понимать гораздо шире, чем сумму множества нововведенных законов.
Необходимо особо отметить, что compliance сам по себе не является законом. Несмотря на то что он используется практически на каждом котирующемся на бирже предприятии, законодательной основы для compliance и его внедрения нет. Этой темы мы коснемся более подробно чуть позже.
Compliance - это соблюдение всех внешних законодательных норм, а также внутренних правил предприятия.
Его можно обозначить как "верность закону" путем надлежащего соблюдения правил.
Compliance описывает не только результат "верности закону" или полного отсутствия нарушений в качестве философии компании, но и его структурное внедрение на предприятии, т.е. применение в плане процесса организации.
Прояснить ситуацию поможет следующий пример.
Предприятие среднего бизнеса, занимающееся машиностроением, принимает решение выйти на восточноевропейский рынок.
Предприятие на протяжении многих лет является семейным и гордится своей репутацией надежного партнера на рынке.
Однако при создании дочерней компании встречаются преграды бюрократического характера. Заявление на необходимую лицензию несколько раз отклоняется по формальным причинам. Разрешение на работу для немецких сотрудников не выдается вовремя, из-за чего задерживается работа по проектам.
Также есть сложности с переговорами по поводу договоров аренды, так как дочернее предприятие еще не создано. В довершение всего необходимые поставки по необъяснимым причинам задерживаются на таможне.
Менеджеры компании понимают, что задержки значительно увеличат затраты на проект. Они начинают искать выходы из сложившейся ситуации.
Нужно ли обязательно придерживаться всех бюрократических правил? Ведь сотрудники могли бы поначалу въехать по туристической визе, первый этап работ провести без лицензии, а проблемы с таможней, несомненно, можно было бы решить и другим способом.
Компромисс с законом
Предпринимателям, которым не раз приходилось делать выбор, знакома такая ситуация: часто приходится принимать решения, исполнение которых в рамках закона представляет определенные трудности.
На первый взгляд кажется, что несоблюдение правил будет выгодным, исходя из затрат или других экономических причин. Compliance показывает, что в долгосрочной перспективе это не так.
К тому же имеется много доводов в пользу того, чтобы во всех без исключения случаях действовать согласно закону, что и является задачей и целью compliance.
Конечно же, возникает вопрос, что же нового в этой концепции.
Руководители предприятий задаются подобными вопросами на протяжении уже сотен лет.
Часто одни и те же тезисы под новыми именами пытаются выдать за новые достижения.
В современном быстром темпе, который подстегивают средства массовой информации и общество, предприятию необходимо решить, гнаться ли за последними новинками, чтобы не упустить важный этап развития, или это ненадежная тенденция.
Данный вопрос встает перед предпринимателями и сегодня, когда они сталкиваются с понятием "compliance".
Они должны критически подойти к тому, идет ли речь о чем-то большем, чем модное слово, о новом обозначении хорошо знакомых процессов на предприятии, или compliance в настоящее время является неотъемлемым инструментом на пути к успеху.
Если вам необходимо познакомить с compliance вашего финансового или генерального директора, то вы можете смело начинать разговор. Можно упомянуть, что compliance:
- закладывает фундамент длительного успеха;
- укрепляет веру в целостность предприятия;
- объединяет важных инвесторов и многолетних клиентов;
- увеличивает стоимость предприятия;
- повышает производительность предприятия;
- обеспечивает лояльность деловых партнеров;
- сокращает или исключает наступление ответственности;
- будет обязательной мерой в будущем.
Под compliance на сегодняшний день понимается соблюдение предписаний в форме внешних и внутренних правил. Имеется в виду как законодательство, так и внутренние предписания компании.
Если бы предприятие машиностроения действовало в соответствии с принципами compliance, возможным было бы обсуждение только тех выходов из ситуации, которые не противоречат действующим правилам, в соответствии с которыми въезд сотрудников по туристической визе и начало работ без необходимой лицензии были бы исключены.
Даже если бы речь шла о "временных" нарушениях правил и лицензия была бы еще не получена, но запрос на нее был бы уже сделан, compliance запрещает подобные действия.
Вопрос о том, что может быть нового в следовании правилам и почему необходим тщательный разбор, вполне обоснован.
Семь бед - один ответ
Разумеется, нужно понимать, что compliance - это нечто большее, чем абсолютное соблюдение законов, и нечто гораздо большее, чем средство против коррупции.
Compliance важен также вследствие того, что за последние годы все чаще вставал вопрос о том, может ли этика присутствовать в экономике, а если да - то в какой степени.
Возможно, нет более подходящего ответа, чем внедрение на предприятии эффективной системы compliance, лучше всего при помощи собственного отдела или путем наделения данной функцией кого-либо из сотрудников на небольших предприятиях.
Таким образом, преимуществом compliance является укрепление доверия: правильное с этической точки зрения поведение и законопослушность формируют достоверность сведений, а достоверность сведений в свою очередь формирует доверие.
Не нуждается в объяснении то, каким важным преимуществом на рынке является признание предприятия достойным доверия, надежным и законопослушным партнером.
Все хотят вести дела с компанией, которая соблюдает правила, а значит, будет соблюдать и условия договора. Доверие - это, возможно, самый важный актив предприятия и важная составляющая его репутации.
Разумеется, коррупция и уголовно наказуемые деяния существуют уже давно, но при этом не наблюдается резкого увеличения числа преступлений.
Мир, предприятия и сотрудники не стали хуже, вследствие чего необходимо было бы создать собственный отдел compliance.
Ответственность и прогресс
Однако почему же тогда отдел compliance в настоящее время является для предприятия абсолютной необходимостью?
Это объясняется многими причинами.
Во-первых, стоит упомянуть, что сегодня отношения в сфере экономики гораздо более сложные и запутанные, чем даже десять лет назад.
Причиной можно назвать избыточное регулирование и уже совершенно необозримое множество законов. Например, предприятие в Германии должно соблюсти 651 государственное требование, за которые оно не получит никакой финансовой компенсации или ответной услуги.
Можно предположить, что о большинстве этих предписаний предприятие даже не знает.
Само собой разумеется, что готовность их выполнять не очень высока. Однако здесь и возникает значительный риск.
Отдел compliance в его первоначальном значении должен был выступать в качестве освобождения менеджеров от риска наступления ответственности при нарушении обязанности проявлять добросовестность и следить за процессом организации.
Это стало причиной тенденции законодателей, направленной на избыточное регулирование и бюрократию. Лица, ответственные за принятие решений, не могли охватить все множество законов и необходимых к исполнению предписаний, поэтому отдел compliance должен был помочь справиться с этой ситуацией.
Другой, но не менее важный фактор - технический прогресс и связанные с ним последствия. Теперь практически не существует секретов.
В эпоху Интернета, когда за несколько секунд можно связаться с миллионами человек, новости распространяются анонимно и могут нанести большой ущерб, как никогда важны превентивные меры по избежанию негативных последствий.
Вместе с распространением Интернета и повышенным вниманием средств массовой информации к скандалам наблюдаются изменения и в самом обществе.
Совершение предприятием уголовно наказуемого деяния подвергается большему осуждению, чем раньше. В России планируется обсуждение введения в качестве законопроекта уголовной наказуемости для предприятий.
Правила игры ужесточились, и это также является важным фактором. Например, уголовно наказуемые деяния на предприятиях преследуются с гораздо большей силой.
Сейчас, без сомнения, предприятиям особо важно знать, как избежать совершения уголовно наказуемых деяний. И это задача compliance.
Значительным основанием для критики compliance является возникновение ситуаций, когда точное соблюдение, например, предписаний по охране интересов вкладчиков, защите данных, права по охране окружающей среды, а также правовых норм, регламентирующих конкуренцию, приводит к замедлению роста компании.
Предприятие машиностроения из нашего примера столкнулось с похожей проблемой.
Соблюдение всех правил может привести к тому, что за короткий срок придется понести более высокие расходы или, в худшем случае, расходы будут настолько значительны, что приведут к провалу проекта.
Менеджеры компании могли бы прийти к выводу, что с чисто экономической точки зрения можно смириться с необходимостью нарушить определенные правила, так как слишком интенсивный compliance может помешать росту.
С данными пунктами для критики, конечно, можно поспорить.
Ведь цель только одна: способствовать росту предприятия и таким образом повышать его цену.
Compliance имеет смысл и принесет пользу предприятию, только если оно в состоянии понести дополнительные расходы.
Поэтому важно предварительно задаться вопросом, справится ли предприятие с ситуацией, если после внедрения compliance возникнут затраты.
Но это недальновидный взгляд.
Ведь в конечном итоге compliance подразумевает стимулирование длительного, непрерывного и постоянного роста.
Решающим является создание прочной, т.е. законной, правомерной и доверительной среды.
Кроме того, необходимо учитывать и чисто прагматический аспект: при использовании compliance предприятие становится менее, а то и вовсе неуязвимым.
Это позволяет во многих случаях избежать уязвимости, которая может привести к негативным последствиям, в особенности за границей.
Краткосрочные преимущества от "гибких" методов обращения с обычаями страны, прежде всего в экзотических странах, ведут в среднесрочной и долгосрочной перспективе к уязвимости и возможностям для вымогательства, которые могут привести к высоким финансовым расходам.
Однако и за короткий срок можно увидеть в compliance определенные плюсы, и прежде всего в области затрат.
О целесообразности compliance, как и формирования любых новых отделов предприятия, свидетельствует даже простой анализ затрат и эффективности.
Более 40% предприятий в Германии за последние годы понесли убытки вследствие мошенничества.
Ущерб в среднем составил 1 миллион евро на одно предприятие.
Для крупных предприятий с более 5000 сотрудников ущерб превысил 6,5 миллиона евро.
Как показал пример с расчетом, можно очень просто определить, какие расходы необходимо предусмотреть в бюджете предприятия, чтобы избежать данного ущерба.
На основании маржи прибыли можно легко рассчитать, какого оборота нужно достигнуть, чтобы покрыть ущерб, вызванный недобросовестными действиями.
Прежде чем размышления зайдут в тупик, проще инвестировать в compliance только часть этой суммы, если он в состоянии помочь предприятию избежать совершения наказуемых деяний или максимально сократить ущерб, являющийся их следствием.
Без сомнения, это самый важный фактор compliance, касающийся повышения стоимости предприятия.
Однако он предоставляет и другие непрямые преимущества в издержках производства в отношении затрат.
Долгосрочная перспектива
Отдел compliance за счет улучшения репутации способствует прямому уменьшению расходов на привлечение капитала.
Также известно, что страховые компании при наличии системы compliance уменьшают страховые премии по предусмотренному страхованию ответственности руководителей и руководящих служащих, которое служит для защиты от рисков возникновения ответственности по виновному причинению ущерба предприятию.
Compliance следует понимать как международное продолжение принципа честного предпринимателя, то есть принятие серьезного решения по изменению философии предприятия.
В условиях глобализированной экономики репутация компании важна для ее международной деятельности.
Ситуация, когда на одном рынке предприятие представлено одним образом, а на другом - иным, теперь невозможна.
Compliance - это именно то нужное средство для предприятия, если оно хочет развивать свою философию и предстать в лучшем свете перед международным сообществом.
Сложность compliance состоит в том, что его действие интернационально, однако в отдельных случаях он должен применяться с учетом особенностей конкретной страны.
Это означает, что международные стандарты или философия предприятия должны "перемещаться" на местный уровень, что часто вызывает межкультурные проблемы.
М. Майер,
адвокат (Германия), "Редль и партнеры"
"Консультант", N 15, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.