Страна возможностей: инвестиции в инфраструктуру
В условиях продолжающегося восстановления рынков, наблюдается возрождение интереса к сектору инфраструктуры: инвесторы снова готовы рассматривать возможность долгосрочных финансовых вложений в Россию с учетом имеющихся рисков.
Перспективные объекты инфраструктуры мирового класса
На этом фоне Россия объявила об инфраструктурных проектах, которые по своему размеру являются одними из крупнейших в мире. Однако, несмотря на некоторые успешные примеры финансового закрытия сделок в рамках реализации крупных проектов (например, платной дороги Москва - Санкт-Петербург, капитальные затраты на строительство которой составили порядка 1,5 миллиарда евро), пока еще рано говорить об устоявшейся тенденции. Очевидно, что еще очень много предстоит сделать, чтобы в дальнейшем такие знаковые проекты стали широко распространенным видом деятельности.
Вот лишь некоторые примеры уже утвержденных инфраструктурных проектов, дающие представление о подлинном масштабе возможностей, открывающихся для частных инвестиций в этой области.
1. Несколько проектов в Санкт-Петербурге и Москве, включая область, на основе принципов ГЧП или в рамках концессионных соглашений.
Среди них отметим строительство платной скоростной автомагистрали "Западный скоростной диаметр" (ЗСД), Орловского тоннеля, объездной дороги в районе Одинцова (трасса Москва - Минск), участков скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, монорельсовой дороги "Надземный экспресс" (в Санкт-Петербурге) и расширение аэропорта Пулково.
Стоимость этих проектов варьируется от 600 миллионов (объездная дорога в составе трассы Москва - Минск) до 7 миллиардов долларов США (ЗСД).
2. ОАО "Корпорация "Урал Промышленный - Урал Полярный" (учредителем и владельцем которого являются правительства ряда регионов, входящих в состав Уральского федерального округа) разработало программу инвестиций в инфраструктуру Уральского региона.
Стоимость рассматриваемых проектов в рамках этой программы составляет около 30 миллиардов долларов США. PwC в России выступает в роли финансового консультанта компании "Урал Промышленный - Урал Полярный" Несколько проектов уже находятся на этапе активного поиска источников финансирования.
3. Активная инвестиционная деятельность наблюдается в секторе коммунального водоснабжения.
В настоящее время идет процесс окончательного согласования концессионных соглашений с частными (в том числе иностранными) инвесторами, среди которых компании Remondis, Veolia Voda SA и "Альфа-Групп".
4. Крупные российские компании (в числе которых "Газпром" РЖД, "Интеррос" "Лукойл" и ВТБ) также участвуют в финансировании строительства целого ряда спортивных сооружений.
Факторы, стимулирующие перемены
Наблюдающееся во всех секторах резкое увеличение спроса на новые объекты инфраструктуры вызвано несколькими факторами, а именно:
- быстрым развитием российского нефтегазового сектора и, как следствие, потребностью в соответствующей инфраструктуре, способной обеспечить дальнейший рост (например, строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" газопровода "Северный поток" и Южно-Европейского газопровода);
- проведением в России чемпионата мира по футболу 2018 года, этапа чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула-1" и Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
Для этого потребуется построить огромное количество объектов инфраструктуры.
Речь идет не только о стадионах и других спортивных сооружениях, но и объектах в транспортном секторе, коммуникационных сооружениях и гостиничной инфраструктуре.
Российское правительство проводит активную политику стимулирования частных инвестиций.
В настоящее время ряд проектов, связанных с проведением этих соревнований, осуществляются с участием как государственных, так и частных компаний в качестве организаций, предоставляющих финансирование (например, строительство аэропортов, высокоскоростных магистралей, стадионов, электростанций, а также инвестиции в распределение электроэнергии).
Ожидается, что в предприятия атомной, угольной и гидроэнергетики, секторе производства электроэнергии, которые были частично приватизированы несколько лет назад и для которых характерен высокий уровень износа оборудования, потребуется очень большой объем инвестиций.
Здравоохранение - еще один сектор, где требуется большой объем инвестиций.
По сравнению с другими развитыми странами в России расходы на душу населения в области здравоохранения остаются на низком уровне.
В последнее время был запущен целый ряд целевых региональных и федеральных программ, направленных на улучшение ситуации в этой сфере.
Поддержка инноваций
Правительство проводит политику поддержки новых технологий и инноваций, тем самым способствуя созданию инфраструктуры, связанной с деятельностью научных кластеров и технопарков (Сколково - лишь один пример в рамках этой тенденции).
Еще одним важным фактором является содействие развитию торговли.
В этой сфере можно выделить такие очень важные проектные инициативы, как строительство Паназиатского транспортного коридора и коммерциализация Северного морского пути (последний проект означает хорошие перспективы строительства портов вдоль северного побережья России, а также предложение новых маршрутов для ввоза товаров в Россию или вывоза товаров из России и маршрутов между Европой и Японией).
Развитие транспорта
Российское правительство взяло на себя обязательство поддерживать частных инвесторов, решивших вкладывать средства в транспортную инфраструктуру страны.
Для стимулирования таких инвестиций уже разработана соответствующая институциональная структура, нормативно-правовая база и специальный налоговый режим.
В региональное законодательство также введены положения, предусматривающие более высокую гибкость для инвесторов при участии в проектах как государственных, так и частных компаний.
Например, строительство монорельсовой дороги "Надземный экспресс" и расширение аэропорта Пулково рассматриваются как первые проекты ГЧП, которые реализуются на основе регионального законодательства Санкт-Петербурга.
Государство как соинвестор
Среда для частных инвесторов быстро становится более благоприятной и стабильной.
Например, благодаря созданию таких институтов, как Инвестиционный фонд Российской Федерации, и быстрому развитию Внешэкономбанка (который принадлежит государству) правительство России может направлять государственные средства на выполнение проектов и выступать в роли соинвестора на рыночных условиях вместе с частными инвесторами.
Ниже приведены примеры конкретной деятельности.
Внешэкономбанк (ВЭБ) присвоил инфраструктурным проектам приоритетный статус и в настоящее время предлагает инвесторам рублевые кредиты по льготной фиксированной ставке.
Государственная поддержка предоставляется через Инвестиционный фонд, включая "(финансирование по заключенным инвестиционным соглашениям с предоставлением права собственности в России, выделением средств в акционерный капитал юридических лиц и предоставлением государственных гарантий в отношении инвестиционных проектов.
Препятствия и барьеры
Несмотря на достигнутый большой прогресс предстоит еще очень много сделать.
Успешно реализованные проекты в основном сосредоточены в районах Санкт-Петербурга и Москвы.
На региональном же уровне очень мало проектных инициатив, которые закончились успехом.
Что касается бюрократизма, то следует отметить следующее.
В последнее время Россия ввела в действие новую нормативно-правовую базу, которая предоставляет более благоприятные условия инвесторам, желающим финансировать инфраструктурные проекты.
Однако все еще остаются некоторые расхождения в области концессии, обеспечения безопасности, а также в вопросах налогового и бюджетного законодательства.
Необходимо устранить эти расхождения, что позволит привести меры по защите кредиторов в соответствие с передовой международной практикой.
Российские стандарты
Важно помнить о том, что в России действуют свои технические, строительные, санитарные и другие стандарты, которые нередко отличаются от стандартов, применяемых в аналогичных ситуациях в западных странах (хотя надо признать, что иногда такое отличие обусловлено вескими причинами).
Различие в стандартах может ограничивать возможности компании по применению передовой практики при разработке проекта.
В результате может быть принято решение, не являющееся оптимальным для проекта.
Примером крайности может служить проектное решение, приемлемое для западных банков и в то же время не соответствующее требованиям к минимальной финансовой доходности в России.
В связи с возможной волатильностью у инвесторов вызывают беспокойство вопросы хеджирования валютных рисков и рисков ценообразования.
Для управления этими рисками на рынке имеются соответствующие инструменты.
Однако их применение может привести к неблагоприятному воздействию на экономические показатели проекта, причем в некоторых случаях степень такого воздействия может оказаться неприемлемой.
И наконец, последний, но очень важный момент: количество успешно реализованных проектов остается небольшим.
Тем не менее есть надежда, что те немногие проекты, которые были запущены в последнее время на основе принципов ГЧП или в других формах, покажут, каких результатов можно достигнуть в случае их успешной реализации, и добавят уверенности инвесторам.
Возможности инвесторов
Несмотря на последствия недавнего экономического кризиса и все еще остающиеся некоторые законодательные, административные и налоговые барьеры, совершенно очевидно, что в России существует высокий спрос на новые объекты инфраструктуры, а значит, открываются широкие возможности для инвесторов, девелоперских и строительных компаний.
В связи с масштабами территории страны и разнообразием географических условий многие проекты по своему размеру намного превышают аналогичные проекты в любом другом регионе мира.
Это значит, что перед участниками таких проектов открываются небывалые возможности, охватывающие все сектора экономики.
Перспективы
Мы считаем, что перспективы инвестиций в российскую инфраструктуру очень высоки и имеют устойчивый характер.
Наш оптимизм основан, в частности, на высоких ценах на нефть, а также на том, что государственные институты готовы выступать в роли соинвесторов.
Если посмотреть вперед, то главная трудность заключается в том, чтобы обеспечить внедрение передового международного опыта на местах с учетом региональной специфики.
Над решением именно этой сложной задачи работают соответствующие российские органы власти и ведомства в тесном сотрудничестве с международными консультационными фирмами.
Д. Смит,
руководитель практики по предоставлению консультационных
услуг в области строительства, материально-технического
обеспечения и инфраструктуры PwC в России
"Консультант", N 15, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.