Лидерство в коллективе
Неформальное лидерство существует в любом коллективе, начиная от группы в детском саду и заканчивая трудовым коллективом. Но даже у умудренных опытов владельцев компаний или руководителей возникает вопрос: что делать с человеком, имеющим особое влияние на сотрудников и обладающим большей властью, чем хотелось бы? Бояться или сотрудничать - вот в чем вопрос.
На мой взгляд, настоящее лидерство бывает только неформальным. Даже человек, поставленный на высокую должность, может не являться авторитетом для подчиненных и коллег. Лидером он становиться только в момент негласного признания его авторитета, независимо от положения и статуса в компании. Кого принято называть лидером? Обычно это тот, кто ведет за собой людей. Неформальный лидер - тот, кто действительно может за собой вести. Формальный лидер - тот, кого назначили на должность, но это не означает, что он автоматически становится во главе команды, порученной ему.
В наше время можно дать новое определение лидерства. Это человек, за которым люди сами хотят идти. Мы не можем исключать, что работник, поставленный на должность руководителя, не в состоянии стать настоящим лидером. Но в данной статье мы хотели бы рассмотреть именно неформальное главенство, исключив психологическое давление высокой должности и устава компании.
По моему мнению, лидер - это тот, кто позволяет другим становиться эффективнее в работе, не оказывая морального прессинга и способствуя самореализации как в карьере, так и в личных амбициях.
Лидер завоевывает уважение, открыт к компромиссам, не фокусируется на себе, а заботится о других, позволяет людям выигрывать и быть сильнее в их рабочей области. Это человек, вместе с которым люди движутся вперед.
- Кто становится неформальным лидером?
- Неформальным лидером, как правило, становится человек, которого уважают, который располагает к себе, не создает страха и агрессии вокруг себя, может поддержать здоровый психологический климат.
Он позволяет себе быть разным; если он ошибается, то признает это; если чувствует волнение или страх, то позволяет этому чувству быть.
Поэтому сотрудники стремятся туда, где есть открытость и искренность, которые коррелируют со стремлением к безопасности и уверенности в завтрашнем дне.
- Что такое лидерские качества?
- Лидерами не рождаются, но ими становятся - это точно. Каждый из нас родился со своими привычками, и эти привычки кому-то позволяют легче добиться уважения и признания в обществе.
Например, человек должен быть ярким, харизматичным, энергичным, где-то наглым, но одновременно с этим врожденные или приобретенные черты не всегда являются признаками неформального лидера.
Но человек вправе использовать свой капитал или отказаться от возможностей.
В этом случае существует два варианта развития событий: имея врожденные качества, способствующие лидерству, он может использовать их.
Либо, не имея врожденных качеств, но обладая сильным желанием признания, развить в себе необходимые навыки.
Есть люди, не очень харизматичные и не очень энергичные, но при этом они являются сильными лидерами, которые показывают пример, обещают и делают.
Получается, что лидером не рождаются, а становятся.
Быть лидером - это выбор, который вы постоянно поддерживаете, независимо от того, с какими качествами вы родились.
Каждый может быть лидером, каждый может эти качества проявлять.
И не только те, которые принято считать обычными: харизма, энергия, наглость и сила.
Я думаю, что это прежде всего открытость, искренность и естественность
- Какие плюсы может извлечь для себя компания, когда в коллективе проявляется неформальный лидер?
- Все зависит от того, какой стиль корпоративных отношений принят в компании. Некоторые являются своеобразными командами, косяком рыб, плывущих в едином направлении. В таком случае появление неформального лидера, поддерживающего позицию руководства, может усилить объединение сотрудников, соответственно, их эффективность.
Вопрос о неформальном лидере, который позицию руководства не поддерживает, лучше не рассматривать - подобные неурядицы решаются в соответствии с ТК и соблюдением УК РФ. Но если в компании есть противостояния, подковерные игры, противоположно настроенные группы сотрудников, то неформальный лидер может занять одну из сторон.
Такая ситуация может привести к окончательному развалу коллектива или как минимум к конфликту. Наличие неформального лидера не хорошо и не плохо, вопрос в том, как к этому отнесутся владельцы фирмы.
Любой такой человек может использоваться с целью направить сотрудников в нужном направлении. Важно выстраивать культуру в компании. Если руководство выстроит правильную культуру партнерства с неформальным лидером, атмосферу открытости, то новоявленный авторитет станет благом.
- Что нужно, чтобы эти плюсы реализовать на практике?
- Неформального лидера необходимо признать - руководство часто не признает таких людей. С лидером нужно о чем-то договориться, вступить в переговоры. Посмотреть, на что он влияет, однонаправлены ли его интересы и планы со стратегическими планами развития компании.
Получается, что неформальный лидер стихийно может куда-то компанию или группу привести, а это может не совпасть с видением, которое есть у акционеров или руководства. Поэтому нужно признать, договориться, уважать и создавать какие-то качественные взаимоотношения и использовать это как плюсы.
Неформальных лидеров абсолютно не нужно бояться. Если вы уволите его, как, к сожалению, часто делают, то компания лишается колоссальной движущей силы. Лучше использовать эту энергию, но ни в коем случае не противостоять и не сопротивляться, ведь любое сопротивление вызывает ответное сопротивление. Если руководители научатся использовать эту силу и направлять в правильное русло, то компания будет здорово выигрывать.
- Какие риски кроются в неформальном лидерстве?
- Все зависит от того, во что оно превращается. Если в противостояние, то оно может стать концом компании. Как я уже говорил, вопрос в том, куда направит вектор руководство. Но еще хуже, когда она борется с неформальным лидером или ведет тайную войну с ним. Это может превратиться в войну внутри коллектива.
- Что делать, если не удалось избежать конфликта?
- Выбор непростой. Либо увольнять, либо нет. На мой взгляд, очень опасно, если вы его уволите, и у вас появится новый лидер, а вы будете оставаться на тех же позициях, то наступите на те же грабли. Мой совет: сделать все, чтобы его не увольнять, чтобы с ним договориться и использовать "атом в мирных целях".
Лидер - это ядерный заряд, который можно использовать как в военных, так и в мирных целях. Если удастся использовать его в мирных, вам повезло, если вы его отдадите кому-то еще или он будет использован в военных целях, то от этого проиграет вся компания.
Поэтому, если избежать конфликта не удалось, нужно еще раз попробовать договориться и прежде всего его признать.
Признать лидера можно до того, как он стал лидером; поддержать его, когда он им стал; и даже тогда, когда он уходит, все равно можно признать и договориться.
- Каково отношение к неформальным лидерам в российских компаниях?
- Разное, но в основном их боятся. Такой человек воспринимается как носитель угрозы. До тех пор, пока это воспринимается так, будет страдать руководство компании, сам лидер и, главное, компания, следовательно, и клиенты.
Рисунок. Качества, свойственные неформальному лидеру
К сожалению, в нашей стране в основном он действительно представляет собой некую угрозу формальным руководителям, владельцам, иногда учредителям. Это не значит, что он на самом деле является угрозой, это значит, что они его так воспринимают, так к нему относятся, и тогда эта угроза становится реальной.
Иногда это случается в такой последовательности: никакой опасности не представлял, был полезен, но как только его увидели в качестве угрозы, они стали доказывать себе и всем вокруг, что он является угрозой, и тогда это становиться реальностью. На Западе неформальных лидеров чествуют, легализуют.
Если вы нашли неформального лидера и не научились его использовать во благо компании, это ваша проблема, а не его.
Но, с другой стороны, мы работаем сейчас со многими компаниями именно в области отношений. Если мы таких людей находим и нам удается договориться с руководством, чтобы их использовали в мирных целях, то компания получает прорыв.
- Как вычислить неформального лидера?
- Их видно. Когда общаешься с человеком, ты понимаешь, хочешь ему помочь или хочешь от него изолироваться. Если от человека исходит энергия и энтузиазм, будь он самым тихим и скромным в компании, скорее всего он лидер. Можно делать опросники, они не всегда эффективны, можно устраивать формальные тесты, а можно просто сесть и поговорить с людьми. В этом честном разговоре можно выявить лидеров, о чем-то с ними поговорить, договориться и направить в какое-то русло.
"Рисунок Качества, свойственные неформальному лидеру"
- Начинают ли в России относиться к лидерам так же, как на Западе?
- Такой тенденции точно нет. Люди стали понимать, что результаты являются приоритетом. Мы сейчас говорим о модернизации и развитии, новой динамике, эту динамику могут придать только неформальные лидеры.
Но это еще не тенденция, а отдельные проблески новой ментальности, перехода из застарелого "советского" восприятия своего бизнеса к западным тенденциям.
Сотрудники идут по накатанной дороге, работают 2-3 года, потом их повышают на следующую должность.
Они работают в одной структуре, в течение 10-15 лет не видя ничего другого, не являясь на самом деле лидерами, но занимая позиции.
Все только потому, что в такой структуре они живут и продвигаются по служебной лестнице. Людям очень важно, работая в крупной западной компании, не ошибиться, главное - дотянуть до следующего повышения по службе. В такой атмосфере очень трудно быть реальным лидером.
В. Герасичев,
ведущий тренер, президент компании Business Relation
"Консультант", N 15, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.