Изменения в бухгалтерском учете
С 28 по 30 июня 2011 года в Москве с трансляцией в 35 регионах России прошла "Неделя бухгалтерского учета. Летний практикум". Мероприятие организовал Институт развития современных образовательных технологий (ИРСОТ). Среди прочего участникам рассказали о грядущих изменениях Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ.
Поправки к Федеральному закону от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) рассматриваются около шести лет. Они изложены в законопроекте N 385329-5, который 14 января 2011 года был принят в первом чтении. Как рассказали на семинаре, скорее всего принятые поправки найдут отражение в новой редакции Закона N 129-ФЗ.
Новые понятия
Законопроект устанавливает новые определения и терминологию. В частности, вводятся понятия международного, национального и отраслевого стандарта бухгалтерского учета. В связи с этим в документе предусмотрено, что организация должна формировать свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, национальными и отраслевыми стандартами.
Ответственный за ведение бухучета
В законопроекте предусмотрено, что руководитель компании может выбрать следующие способы организации бухгалтерского учета:
- возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера (иное должностное лицо);
- заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета со сторонней организацией;
- вести его лично. В законопроекте уточняется, что этим вариантом имеют право воспользоваться руководители малых и средних предприятий.
В кредитных организациях ведение бухгалтерского учета возлагается на главного бухгалтера.
В законопроекте появилась норма, распространяющаяся на организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж, страховые организации и негосударственные пенсионные фонды. Согласно этой норме главный бухгалтер (иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета) этих организаций должен соответствовать определенным требованиям, среди которых:
- высшее профессиональное образование;
- стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при наличии высшего профессионального образования по специальностям, отличным от специальностей бухгалтерского учета и аудита, - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
- отсутствие судимости за преступления в сфере экономики.
Формы первичных учетных документов
В действующей редакции Закона N 129-ФЗ говорится, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированной форме.
В тексте законопроекта нет упоминания об унифицированных формах. Предполагается, что формы первичных учетных документов будет утверждать руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом первичные документы должны содержать определенные реквизиты, перечень которых не изменился.
Формы первичных учетных документов для бюджетных учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов будут устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Также в законопроекте сказано, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа.
Регистры бухгалтерского учета
В действующей редакции Закона N 129-ФЗ говорится о том, что регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках.
Согласно проекту изменений формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Нововведением является и то, что теперь регистры, так же как и первичные учетные документы, должны будут содержать установленные для них законом обязательные реквизиты, такие как:
- наименование регистра;
- наименование организации;
- дата начала и окончания ведения регистра;
- хронологическая и (или) систематическая группировка фактов хозяйственной жизни;
- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
- подписи лиц, ответственных за ведение регистра.
Формы регистров бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством.
А.Ю. Тьевар,
старший научный редактор журнала "Зарплата"
"Зарплата", N 8, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Зарплата"
"Зарплата" - профессиональное практическое издание для бухгалтера и работника отдела кадров. Все материалы и рекомендации журнала нацелены на возможность практического применения, как оперативного, так и долгосрочного.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23886 от 28.03.2006 г., выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
www.zarplata-online.ru