Комментарий к письму Минфина России от 16.06.2011 N 03-11-11/152
Государство направляет из федерального бюджета средства на содействие самозанятости безработных граждан и на создание дополнительных рабочих мест. Специалисты Министерства финансов РФ разъяснили, как отражать полученные в рамках подобного содействия суммы предпринимателям, которые находятся на упрощенной системе налогообложения.
Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, регламентируется постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ".
Напомним, что субсидии предоставляются Федеральной службой по труду и занятости в соответствии со сводной бюджетной росписью. Они направлены на софинансирование региональных программ, способствующих развитию малого бизнеса и самозанятости безработных граждан (подп. "г" п. 2 постановления).
Как учитывать
Для целей налогообложения такие субсидии учитываются в особом порядке. Согласно пункту 1 статьи 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества, а также погашения задолженности налогоплательщику иным способом.
Суммы выплат, полученные налогоплательщиком, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением сумм расходов. По окончании третьего налогового периода сумму оставшихся неучтенных доходов, превышающих сумму расходов, ИП должен отразить в составе доходов налогового периода.
При нарушении условий получения данных выплат всю сумму доходов включают в состав расходов. При этом Минздравсоцразвития России в письме от 25.05.2009 N 23-3/10/2-4032 отметил, что в вышеуказанном постановлении отсутствуют ограничения по расходованию средств, предоставленных безработным гражданам в виде материальной поддержки на развитие малого предпринимательства и самозанятости. Поэтому граждане, получившие субсидию на открытие собственного дела, вправе самостоятельно принимать решение о направлении расходования данных средств.
Пример
В 2010 году ИП Семенов А.И. получил из бюджета 60 000 рублей. Эти средства учитываются в составе доходов в течение 2010-2012 годов. Полученные суммы включаются в состав доходов соответствующего налогового периода в размере фактически израсходованных субсидий. Это означает, что полученные денежные средства признаются доходом только после осуществления расходов.
Если предпринимателем в 2010 году израсходовано 30 000 рублей, значит в Книгу учета доходов и расходов необходимо внести только эту сумму. А оставшиеся 30 000 нужно перенести на 2011 и 2012 годы. И если по окончании третьего налогового периода (2012 года) останется сумма выплат, которая будет превышать произведенные расходы, то налогоплательщик включит ее в состав доходов 2012 года.
Учет при УСН
Ранее было непонятно могут ли налогоплательщики, выбравшие объект "доходы", при определении налоговой базы по УСН, учитывать расходы. Устранил этот пробел Федеральный закон от 07.03.2011 N 23-ФЗ, в котором разъясняется, что организации и предприниматели, применяющие УСН, независимо от выбранного объекта налогообложения вправе уменьшать доходы в виде субсидий на сумму фактически произведенных расходов.
Из писем Минфина России от 25.02.2011 N 03-11-11/44, от 16.09.2010 N 03-11-11/243 и от 27.08.2010 N 03-11-11/225 понятно, что специалисты министерства придерживаются подобной точки зрения.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 16, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.