Комментарий к письму Минфина России от 15.06.2011 N 03-03-06/2/94
Для признания расходов на размещение рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, размещение текста должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". При этом такие расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены.
Часто для поддержания имиджа и создания положительного впечатления у клиентов, организация заказывает в средствах массовой информации публикации о продаваемых товарах, оказываемых услугах или о самом обществе.
Отметим, что под средствами массовой информации понимаются периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы и иные формы распространения массовой информации (Закон от 27.12.91 N 2124-1). Наиболее популярными способами распространения рекламы в СМИ является публикация объявлений или статей в газетах и журналах.
Напомним, что рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ).
Важное условие
Публикация в СМИ различных материалов, способствующих повышению интереса к самой организации либо к ее товарам, услугам, не нормируется. В этом случае такие расходы можно учесть как расходы на рекламу в полном объеме (письмо Минфина России от 23.09.2004 N 03-03-01-04/2/15).
Необходимо учитывать, что затраты на размещение в газетах, журналах, интернете публикаций о подборе персонала не относятся к рекламным расходам и не учитываются в базе по налогу на прибыль. К такому выводу пришли специалисты Министерства финансов РФ в письме от 28.02.2003 N 04-02-05/2/10.
Если организация заказывает размещение рекламы в средствах массовой информации через посредника (например, рекламное агентство), то в состав ненормируемых расходов на рекламу включается как стоимость размещения рекламы, так и расходы на уплату посреднического (агентского) вознаграждения (письмо УМНС по г. Москве от 26.02.2003 N 26-12/12101). При этом организация должна получить от посредника комплект первичных документов, подтверждающих факт размещения рекламы. Одного акта, подписанного между сторонами, недостаточно. При размещении рекламы на телевидении или радио подтверждающими документами могут быть эфирные справки, в печатных СМИ - экземпляры газет (журналов), в которых была размещена реклама. При отсутствии таких документов возможны споры с налоговыми инспекциями. Важным условием для размещения в прессе рекламы является наличие пометки "на правах рекламы" или "реклама". Это требование установлено статьей 16 Закона "О рекламе" и распространяется на периодические печатные издания, не специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного характера. В таком случае затраты можно признать в качестве расходов на рекламу в полном объеме.
Судебные решения
Между тем, судьи признание расходов не связывают с наличием каких либо пометок, уведомляющих граждан о том, что это реклама. Об этом свидетельствует многочисленная арбитражная практика. В частности, в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 11.09.2006 N А43-42721/2005-36-1233, ФАС Московского округа от 24.04.2007, 28.04.2007 N КА-А40/268-07, ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2007 N А05-8063/2006-13 и от 08.12.2006 N А42-6439/2005, судьи сначала анализируют содержание публикаций. В случае, если они носят рекламный характер, затраты на эти публикации признают рекламными расходами независимо от пометки "на правах рекламы".
При этом необходимо помнить, что расходы на другие виды рекламы, к примеру, размещенные на транспортных средствах, относят к нормируемым и учитывают в размере не превышающим 1 процент выручки от реализации.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 16, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.