"Заоблачные" планы
Федеральной налоговой службой разработана комплексная концепция модернизации ведомства. Она включает в себя технические и даже психологические аспекты взаимодействия с налогоплательщиками. Какие цели считают приоритетными руководство ФНС, рядовые инспекторы, бухгалтеры, и, самое главное - чем они отличаются, выяснила Ирина Голова.
Руководитель ФНС России Михаил Мишустин презентовал проект модернизации ведомства во время своего выступления в Ницце (Франция) на XV Генеральной Ассамблее Внутриевропейской организации налоговых администраций. Начал он, естественно, с результатов. В частности, отметил, что ФНС - настоящий пионер в предоставлении электронных услуг населению и юридическим лицам. И с этим трудно спорить, потому что налоговая служба, пожалуй, единственная государственная структура, серьезно продвигающая свой сайт. С его помощью можно платить налоги, правда, это относится только к физическим лицам. Кроме того, фискальные службы раньше других начали осваивать передачу данных по телекоммуникационным каналам связи. В ближайшем будущем ведомство собирается сделать настоящий прорыв в этом направлении. А все потому, что компании готовы использовать в работе новые технологии.
Держать дистанцию
Сейчас, по словам Михаила Мишустина, отправляют отчетность в электронном виде 62 процента юридических лиц. К 2015 году ФНС собирается довести этот показатель до 80 процентов. Основная цель комплексной модернизации налоговых органов - реформа IT-инфраструктуры и существующих информационных систем, которая обеспечит мощное развитие электронных сервисов и услуг для всех категорий налогоплательщиков. Что именно собираются переоснастить, способны понять только "технари": в течение трех лет планируется переход на "облачные" технологии. Проще говоря, будут созданы дистанционные хранилища информации, благодаря которым можно будет собирать и редактировать сведения, находясь в удаленном доступе. На основе этой модели сформируют две базы данных: одна - для нужд ФНС, другая - для налогоплательщиков. Такой подход должен значительно упростить труд рядового бухгалтера. Модернизация устранит необходимость загружать специальные программы, доступ ко всем сервисам организуют через обычные браузеры.
Пока остается гадать, как именно будет реализован этот план. К примеру, сегодня за беспроблемную отправку отчетности компаниям приходится платить спецоператорам. Отпадет ли в них необходимость и будет ли бесплатным доступ к ресурсам ФНС? Пожалуй, никто не сможет разъяснить всех подробностей. Налоговики давно лоббируют безоперационный способ передачи данных, правда пока не находят поддержки в вышестоящих инстанциях, например, в том же Минфине. Для бухгалтеров электронное общение без посредников с фискалами таит ряд сложностей. В частности, их волнует вопрос, кто будет нести ответственность за потерянную информацию. Ведь то, что у нас хорошо на словах, на деле выглядит совсем иначе. Все бухгалтеры знают: инспектор, допустивший ошибку, сделает все возможное, лишь бы не признать свою вину. Так что оператор - это в некотором роде третейский судья, не допускающий возникновения конфликтов между плательщиком налогов и чиновником.
Ближе к народу
Кроме технического прорыва ФНС намерена изменить и подход к обслуживанию налогоплательщиков. Не секрет, что большинство специалистов государственных ведомств не проявляют достаточного внимания к физическим или юридическим лицам, с которыми им приходится взаимодействовать. Главный бухгалтер Светлана Щепетильникова считает: "В общении с фискалами больше всего не нравится хамство. Кроме того (я отношу эту проблему к нехватке кадров), при возникновении ошибки приходится приезжать в ИФНС и все выяснять лично. Вообще любое общение с инспекторами проходит в довольно конфликтной обстановке. Никто не стремится помочь тебе решить возникшие сложности".
Для того чтобы выяснить, какие именно проблемы возникают у сотрудников компаний в процессе взаимодействия с налоговиками, был проведен ряд исследований. Опросы специалистов организаций касались разных сфер: отправки электронной отчетности, удобства форм деклараций по разным налогам, качества обслуживания компаний инспекторами.
Полученные результаты легли в основу мероприятий ФНС, которые призваны улучшить имидж службы. К примеру, в различных регионах страны сейчас проводится серия семинаров, на которых предпринимателей учат отправлять файлы в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи. По отзывам бизнесменов, существуют две причины, которые мешают им перейти на электронную отчетность: дороговизна этого способа передачи информации и отсутствие опыта. Попробовать переслать файлы по ТКС "ученикам" помогают семинары, помимо всего прочего некоторые регионы запустили программы, которые дают бесплатный доступ к услугам спецоператоров.
Проведенные исследования выявили плохие коммуникативные навыки налоговиков. Они часто конфликтуют с руководителями и бухгалтерами организаций. Для того чтобы устранить эту проблему, проходят тренинги, на которых налоговых служащих учат быть вежливыми. Однако полученные знания могут быть использованы как на пользу, так и во вред налогоплательщику. К примеру, инспекторов обучают правильно вести себя в конфликтной ситуации и объясняют, какие приемы можно наиболее эффективно использовать, чтобы добиться нужного результата от собеседника. Не имеющий таких навыков бухгалтер априори находится в менее защищенном положении.
Разными дорогами
Реформы налоговой службы настойчиво требуют все: руководство ФНС, рядовые сотрудники ведомства и бухгалтеры. Но только каждый выделяет свою цель, которую следует считать приоритетной. "Верхушка" налоговой службы строит масштабные планы по развитию IT-инфраструктуры, а сотрудники на местах и специалисты компаний задыхаются от несовершенства той системы, которая работает сейчас. Налоговый инспектор Анна Перова рассказывает: "Больше всего раздражает бюрократия. Мы постоянно говорим о развитии новых технологий, а внутри территориальных органов без бумажки невозможно сделать шага. Чтобы получить необходимые сведения из соседнего кабинета, нужно подписать заявление у начальника отдела. Если уж внедрять новейшие компьютерные разработки, то и в ИФНС тоже. К примеру, было бы неплохо создать единую базу данных, в которую можно выкладывать все поступающие документы в сканированном виде. Но боюсь, что как раз этого реформой не предусмотрено. Всевозможные внутренние документы рассматриваются как способ борьбы с коррупцией, а в результате лишь усложняют работу".
От загруженности рядового инспектора, которому ради одной бумажки требуется пройти несколько инстанций, страдают и бухгалтеры, которые вовремя не могут получить от чиновников фискальной службы ответы на заданные вопросы. Светлана Щепетильникова подчеркивает: "Приходится слишком долго ждать реакции от налоговиков. Стараюсь с пониманием относиться к таким вещам, потому что в ИФНС много внутренних документов, которые усложняют процесс. Но хочется, чтобы во время модернизации этому вопросу тоже уделили внимание".
Конечно, непросто подметить все мелкие проблемы, которыми обросли территориальные органы. Но налоговое ведомство делает шаги в этом направлении. Так, в Пермском крае аудит инспекций начали проводить без предупреждения. Теперь у налоговиков нет возможности замаскировать промахи. А кроме того, такая мера, возможно, продемонстрирует налоговикам, как чувствуют себя бухгалтеры, когда на пороге их фирмы внезапно появляются проверяющие.
И. Голова
"Расчет", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru