Правила таможенной игры
С 1 июля 2011 года границы между Россией, Белоруссией и Казахстаном можно считать открытыми. Таможенный союз начал свою работу в полную силу. Какие преимущества от этого получат российские компании, узнала Ирина Голова.
В создании Таможенного союза не последнюю роль сыграли политические разногласия. Сторонам не раз пришлось пересматривать условия, на которых они готовы открыть свои границы для беспошлинного провоза товаров. По этой причине проект полноценного объединения был заменен на вариант Таможенного союза. В таком решении есть ряд преимуществ, к примеру, присоединение других участников. Сейчас такую возможность рассматривает Кыргызстан и Таджикистан. С 1 июля процесс формирования Таможенного союза вышел на завершающий этап.
Выгодно ли уже сегодня пользоваться преимуществами "территории открытых границ", рассказал юрист, специалист по финансовому праву консалтингового центра "Бизнес-куратор" Алексей Зайцев.
Сумма преимуществ
С 1 июля отменен таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза и перенесен на внешние. Отмена регулирования планировалась давно, но не все участники соглашения успели к сроку. Так, на российско-белорусской границе все шлагбаумы сняты, поскольку эти страны уже прошли длительный этап интеграции в рамках союзного государства. А в российско-казахских отношениях еще нет такого согласия. Таможенная и фитосанитарная службы Казахстана прекратили работу, но остались погранпункты, которые по-прежнему будут выполнять таможенные функции на время переходного периода. Поэтому нельзя сказать, что ТС действует в обычном режиме, однако предприниматели уже могут начать использовать его преимущества в своей работе.
На сегодняшний день унифицирована большая часть ввозных пошлин на внешних границах, созданы надгосударственные структуры регулирования. Взамен таможенного контроля на территории внутри "союза" введены так называемые справки для подтверждения места происхождения товара, которые оформляются грузоотправителями в таможенных органах и должны находиться у перевозчиков для предъявления в процессе транспортировки грузов. К тому же налоговыми службами отработан и согласован формат электронного взаимодействия и осуществляется регулярный информационный обмен сведениями из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. То есть практически все механизмы, отвечающие за слаженное функционирование созданной структуры, созданы и запущены в работу.
Новые ресурсы
Большая часть компаний, которые не занимаются ввозом товаров из Белоруссии и Казахстана, не проявляют к Таможенному союзу интереса. А зря! Ведь и для них открылись новые горизонты, в частности в привлечении иностранцев из этих стран. Федеральный закон "О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей" легализует передвижение сотрудников внутри трех стран "союза". Руководство организаций таким образом получает право привлекать на стройки и в офисы специалистов из Белоруссии и Казахстана без квот и получения разрешений на работу. В свою очередь мигрантам из этих стран не нужно теперь в России регистрироваться по месту пребывания, как остальным гастарбайтерам. Законодательство дает им право находиться в стране ровно столько, сколько длится их трудовой договор. Кроме того, документ позволит России, Белоруссии и Казахстану объединить усилия по выявлению нелегальных мигрантов и фирм, которые организуют поток незаконной рабочей силы, а также ограничивать въезд тех, кто уже был депортирован.
Меняем прописку
Некоторые предприниматели раньше других оценили преимущества, которые дает Таможенный союз. За первую половину 2011 года сотни российских компаний ушли в Казахстан. Исполнительный вице-президент РСПП, председатель совета Ассоциации региональных банков РФ Александр Мурычев считает, что этому способствовал неблагоприятный экономический климат в России, коррупция и большие налоги.
При этом смена "прописки" не мешает бизнесменам поставлять продукцию на российский рынок, так как граница между Казахстаном и Россией для провоза грузов является открытой. Налоговая выгода заключается в том, что ставки по основным налогам в Казахстане меньше российских. НДС составляет 14 процентов (в России - 18%), но при экспорте товара в рамках Таможенного союза и в Казахстане, и в России НДС обнуляется.
Результат недосмотра
До того, как Таможенный союз начал действовать, руководство стран пыталось прийти к согласию по всем вопросам. Но они так и остались нерешенными. Это создает убытки бюджетам государств, вызывает недовольство населения, но явно идет на пользу бизнесменам. Так, россияне не ощутили на себе открытие границ, в отличие от казахов, которые провели 1 июля акцию протеста у здания генконсульства России. Участники акции заявили, что Казахстан испытывает экономические сложности в связи со вступлением в Таможенный союз: в стране подскочили цены на топливо, иномарки и продукты питания.
Проблема заключается в том, что до создания ТС в России действовали самые высокие из трех стран таможенные пошлины на ввозимые товары, которые взяли за основу при создании "союза" и утверждении единого таможенного тарифа. Этим и объясняются высокие цены в Казахстане, хотя республика и настояла на сниженных ввозных пошлинах для 409 позиций товаров.
Тут же нашлись предприниматели, которые стали провозить товары через внешние границы Казахстана, а продавать их в Москве. В законодательстве, конечно, есть ограничения: при попытке сбыть в России продукцию, которая ввезена в зону Таможенного союза по сниженным пошлинам, продавцу придется доплатить разницу в виде ввозных пошлин, которая в некоторых случаях может быть десятикратной. Однако это не мешает компаниям найти способ ухода от этой обязанности. Сегодня отмечен рост объема поставок товаров третьих стран в Казахстан с дальнейшим перемещением их на территорию России без доплаты таможенных пошлин. С Казахстаном пока не удалось договориться о повышении с 10 до 50 процентов размера добавленной стоимости к продукции, которая поступает из-за границы на территорию особых экономических зон и свободных складов Казахстана и получает там статус товаров Таможенного союза, что дает право свободно провозить их в Россию и Белоруссию.
Также остается открытым вопрос о провозе сложносоставных товаров, которые собираются из импортных комплектующих. И в этом вопросе на компромисс не готова пойти российская сторона, так как именно у нас находится огромное количество иностранных "отверточных" производств. Попытки Белоруссии включить пошлины от таких комплектующих в состав тарифов Таможенного союза на внешних границах не находят понимания у России, которая заявляет об их льготном характере и приоритетной для страны цели завлечь иностранные производства в РФ. Пока такая готовая продукция беспрепятственно перемещается в Таможенном союзе и дает бизнесменам как крупных, так и мелких производств возможность сократить расходы на производство.
На практике товары из комплектующих, провезенных по сниженному тарифу, трансформируются следующим образом. К примеру, из Китая в Казахстан завозится обувь - партия подошв и ремешков к ним. В страну эта продукция попадает по сниженной пошлине, так как входит в список необходимых товаров. Затем, уже на территории свободной экономической зоны, ремешок вдевается в подошву, и обувь становится произведенной на территории Казахстана, что дает возможность без уплаты таможенных сборов перемещать ее по территории ТС. Чиновники прекрасно понимают эти недоработки, но для того чтобы их устранить, необходимо прийти к согласию всех трех сторон, чего пока не удается сделать. Несовершенства системы используют для получения выгоды бизнесмены, причем делают это на законных основаниях. Время, которое чиновники тратят на поиск решений, играет только на руку предпринимателям.
Примечание. На сегодняшний день унифицирована большая часть пошлин на внешних границах. Однако российская и казахская сторона оставили сниженные тарифы на ввоз ряда приоритетных товаров, чем сегодня успешно пользуются предприниматели.
И. Голова
"Расчет", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru