С чужим уставом
Все бухгалтеры так или иначе неоднократно сталкивались с ФНС, описывающими порядок работы инспектора с налогоплательщиком. Часть этих бумаг находится в открытом доступе, но это только верхушка айсберга. Нередко чиновник ссылается на некий текст, доступный только ему. Как в этой ситуации поступают бухгалтеры, выяснила Светлана Кузина.
В чем толк?
Для того чтобы систематизировать работу отделов инспекций, руководство каждой из них создает массу внутренних документов. Такие бумаги не должны касаться бухгалтера, а регламентировать лишь внутреннюю деятельность ИФНС. На деле же специалисты учета недовольны тем, что налоговики ссылаются на тексты, в которые даже невозможно заглянуть. Давайте разберемся, из каких источников можно узнать о внутренних правилах? Почему они существуют? А главное, что надо сделать, чтобы внутренние документы ИФНС не усложняли работу бухгалтера?
Свои порядки
Наталья Исакова, бухгалтер (г. Санкт-Петербург):
- Лично я неоднократно сталкивалась с тем, что в налоговых инспекциях какой-то свой собственный, весьма туманный свод правил, на который ссылаются инспекторы. За последние пять лет я работала в трех компаниях, их офисы находились в разных концах города, соответственно относились к разным ИФНС. И такая процедура, как сверка, могла происходить в каждой из них по-своему. В самой первой налоговой все было просто - следовало подать правильно заполненное заявление, а визит в инспекцию мог быть назначен чуть ли не в тот же день. Во второй необходимо было записываться заранее, за десять дней, а также помнить, что в период сдачи отчетности эта процедура не проводится. В третьей инспекции процесс был выстроен еще сложнее. Сначала отправила заявление по почте, что, конечно, не может не радовать: это быстрый и удобный способ. Подождав несколько дней и не получив никакого ответа, я позвонила налоговикам, но мне довольно резко ответили: "Сначала компании следовало получить справку об отсутствии задолженности". Это стало открытием. Любопытно, что заранее подготовиться к таким вот ответам нельзя, информации для бухгалтеров по этому поводу нигде не было. Ну ладно, справка так справка... после того, как я ее получила, решила больше не терять времени на почтовую отправку и пошла в инспекцию сама. Сдала документы, но и на этот раз ответа не дождалась. В конечном итоге выяснилось, что свой запрос я должна была отдать в руки тому инспектору, который будет проводить сверку, или отправить ему письмо по электронной почте. Он бы назначил дату исходя из своей занятости, а не из указанных в законе сроков. Я же отдала заявление секретарю, и оно, разумеется, было потеряно, так как не нашло своего адресата.
Мне кажется, должен существовать единый свод правил для всех инспекций.
Кстати, случай, который я описала, не единичный. Например, в налоговых по-разному подходят к деньгам, которые выдаются сотруднику компании под отчет. В некоторых считают, что он должен потратить их по назначению и предоставить все необходимые чеки бухгалтеру, а если в течение установленного времени этого не произошло, то средства записываются в личный доход сотрудника и с них следует перечислить НДФЛ. В другой инспекции отчет по деньгам требовали лишь в конце года. В третьей на компанию пытались наложить штраф за выданные сотруднику суммы на командировку, из которой он даже не успел вернуться. Мне пришлось писать длинные объяснительные и несколько раз ездить к чиновникам, для того чтобы свести конфликт на нет.
Выяснить заранее
Антонина Шумкова, налоговый инспектор ИФНС (г. Москва):
- Я уже привыкла к тому, что если бухгалтер что-то не понял, то виноваты, непременно, работники ИФНС: не рассказали, не показали, не объяснили. При этом большая часть сотрудников компаний не задумывается, что можно позвонить и уточнить подробности предстоящей операции по телефону. Любой вопрос можно обсудить заранее. В качестве комментария предыдущей истории могу сказать так: если бы бухгалтер знала все заранее, ей бы не пришлось несколько раз делать одну и ту же работу и терять свое время. К примеру, в нашей инспекции сверка проводится по вторникам и четвергам, причем объявление об этом висит на доске объявлений, но все равно идут толпы бухгалтеров и доказывают, что мы обязаны провести сверку, потому что в той налоговой, где они числились раньше, это делали каждый день.
А почему у нас вот такая система работы? Все очень просто: график работы зависит от количества сотрудников. У нас людей катастрофически не хватает. Специалисты учета жалуются, что мы совсем не ценим их время, заставляем лишний раз приезжать. Но у меня складывается впечатление, что времени у них достаточно, если они могут приехать без предупреждения и потратить часы впустую. Ведь можно воспользоваться телефоном и электронной почтой и не покидать офис. Что могу сказать по поводу секретности документов... На сайтах многих ИФНС есть внутренние правила, но мало кто их читает.
А что касается сроков сдачи подотчетных денег, то я считаю, правы те, кто смотрит на это в конце года. Видимо в налоговой, где требовали отчет через неделю, слишком рьяные работники. Это не говорит о внутренних правилах, здесь речь идет о честности инспекторов. Для того чтобы избежать таких недоразумений, надо внутри своей собственной фирмы установить срок, в течение которого сотрудник должен вернуть либо деньги, либо чеки для отчета. В такой ситуации налоговая не сможет придраться, так как это будет внутреннее правило компании, которое не противоречит правилам ФНС.
Покрывать ошибки
Любовь Громова, бухгалтер (г. Москва):
- Постоянно сталкивалась с какими-то внутренними распорядками в каждой налоговой, при этом создается впечатление, что правила придумываются на ходу, когда инспекторам это выгодно. Наличие внутренних документов, о которых не может знать бухгалтер, дает фискалам неограниченные возможности. Всегда можно сослаться на некий текст, который защищает инспектора в конфликтной ситуации. А звонить по каждому вопросу - значит, терять уйму времени, потому что вежливых сотрудников в налоговой, которые обстоятельно все расскажут и объяснят, - единицы.
Я человек, который постоянно перестраховывается. Если бы сразу отвечали четко и по делу, то я бы звонила по каждому малопонятному вопросу! А так приходится угадывать, что придумают на этот раз. Например, слышала, что наконец-то появилось законное требование, согласно которому работники налоговых должны быть вежливыми и внимательными к компаниям и людям, с которыми работают. Правда, на деле мало что изменилось. Как определить, что инспектор был не слишком вежлив? Возможно, у него и на этот счет есть правила и критерии оценки доброжелательности. Мое мнение - налоговикам дают слишком много свободы. Я, конечно, понимаю, что ФНС не в состоянии следить за работой каждой районной налоговой, но все-таки надо хотя бы к этому стремиться.
Главное - уважение
Алексей Еременко, юрист (г. Москва):
- Законными следует считать только те правила, которые регламентирует ФНС. Какие-либо распорядки инспекций, графики, особенности учитывать можно. Но если из-за них компания или бухгалтер каким-то образом пострадали, то они могут подать в суд и закон будет на их стороне. Понятно, что если в конкретной инспекции не хватает рабочих рук, то те люди, которые там есть, не могут работать день и ночь. Отсюда графики, индивидуальные расписания и разного рода требования. Но если бухгалтер об этом не знал и что-то необходимо сделать срочно, то надо пойти ему навстречу, а не ждать вторника и четверга.
Работнику учета, в свою очередь, следует уважать сотрудников ИФНС. Это в идеале. А на деле налоговики считают, что они не могут идти навстречу бухгалтеру, так как тогда все будут требовать исключительного порядка работы или приема. Специалисты учета полагают, что работники инспекции придумывают сложности специально, дабы испортить бухгалтеру жизнь. Но самое ужасное то, что, похоже, у российского специалиста учета нет доверия к закону. Ведь бухгалтер Наталья Исакова, когда возникло недоразумение с подотчетными деньгами, предпочла тратить время, нервы, ездить в налоговую, ругаться, выслушивать мораль и, наверное, высказывать недовольство, вместо того чтобы просто пойти в суд. Есть правило: налоги учитываются в конце года. А то, что придумали в районной инспекции, Наталью беспокоить не должно. Да, ситуация разрешилась, но какой осадок остался у бухгалтера! Вопрос в том, почему у рядовых бухгалтеров возникает недоверие к закону, кто провоцирует подобные сомнения? Не потому ли так выходит, что у нас частенько "можно договориться", сделать как-то иначе...
Взгляд с двух сторон
Мария Ившина, бывший налоговый инспектор главный бухгалтер одного из ресторанов (г. Москва):
- Я могу судить об этой ситуации с обеих сторон, так как работала в ИФНС. Да, действительно, в налоговых инспекциях большая текучесть кадров, и именно этим обусловлены правила и распорядок работы. Иногда бухгалтеру кажется, что бумаги, общение напрямую с конкретным человеком - это лишняя бюрократия. Но вдумайтесь, зачем она нужна? Зачем работники налоговой будут до такой степени усложнять себе жизнь? Этого никто не любит... Иногда инспектору приходится сидеть до полуночи, работать за двоих и троих, чтобы все было сдано вовремя. Другой вопрос, если не очень опытные бухгалтеры нуждаются в совете. Инспекторы идут навстречу, если просьба сформулирована аргументированно и вежливо.
Алексей прав насчет уважения и закона. Но уверена, что большинство проблем можно решить без суда.
У меня никогда не было подобных проблем: я звонила в налоговую, вежливо уточняла какие-то детали и мне всегда отвечали. Если не мог ответить один человек, то переключали на другого. Почему нельзя повесить свод правил на сайт? Как бывший работник налоговой заявляю: у каждого конкретного сотрудника слишком много дел! Да, нужно выделить человека, который будет заниматься сайтом, его обновлением... Чаще всего они у налоговых инспекций так себе, так как не хватает таких людей! Вот и приходится заниматься сверками и отчетами, потому что это важнее! Любая проблема имеет свое решение. И иногда надо посмотреть на сложную ситуацию с совершенно другой стороны.
Узнать за деньги
Екатерина Регельская, бухгалтер строительной компании (г. Москва):
- Наша организация не жалеет денег на расходы, связанные с работой - начиная от выписки бухгалтерских журналов и заканчивая посещением любых нужных семинаров. Когда я стала главным бухгалтером, то, понимая всю возложенную на меня ответственность, решила перестраховаться и обратилась к налоговому консультанту. Об этих услугах у нас еще мало знают, некоторые мои коллеги убеждены, что такие специалисты имеют отношение к конкретной налоговой, поэтому должны консультировать плательщиков безвозмездно. Но, как правило, консультант дает частные рекомендации и, разумеется, небесплатно.
О том, что в каждой налоговой есть свои внутренние правила, я, конечно же, знала. В нашей - их очень уж много, и они все время меняются. Поэтому решила выяснить у консультанта свои права. С одной стороны, мне это помогло - я стала чувствовать себя увереннее, общаясь с инспекторами, твердо зная, за что меня действительно могут наказать. Однако что касается мелких, повседневных дел, консультант, увы, оказался мне не советчик - ему тоже практически ничего не было известно о внутренних распорядках.
Для того, чтобы найти подход к инспекторам, я испробовала различные способы работы с налоговой, пытаясь вникнуть в их внутренний свод правил. Кстати, в отличие от большинства бухгалтеров я не считаю, что регламенты направлены на то, чтобы усложнить жизнь работнику учета. Скорее всего, они были созданы с благой целью, но со временем устарели и сейчас не всегда актуальны. Если бы их чаще переписывали, взаимодействие инспекторов и бухгалтеров стало бы проще.
У меня никогда не было проблем в общении с налоговиками и, надеюсь, не будет. В целом есть претензии к ФНС, как к организации. Все меняется, развивается, внедряются новые технологии, а этот государственный орган работает на том же уровне, как было принято в советское время. Мне кажется, что инспекциям следует быть более открытыми во всех отношениях и если не общаться с консультантами со стороны, то хотя бы предоставлять нам своих.
Еще мне очень понравилась идея Алексея Еременко о том, что некоторые вопросы, касательно наших прав, в случае недоразумений можно выяснить через юристов или пойти в суд. Хотя сама я отношусь к той категории людей, кто предпочитает решать проблему самостоятельно до последнего, а суд - крайняя мера.
Попытаться дозвониться
Антонина Шумкова, налоговый инспектор (г. Москва):
- Я еще раз повторюсь, что консультации мы даем по телефону, электронной почте или при личном общении с клиентом, причем совершенно бесплатно. Другой вопрос - что не всегда на это есть время, да и людей, которые могли бы сразу отвечать на вопросы, не хватает. Нанимать для этих целей отдельного человека не очень выгодно, потому что вопросов, на самом деле, меньше, чем кажется. А что касается независимых консультантов, то у меня к ним очень двойственное отношение. Некоторые из них - бывшие работники налоговых, другие - юристы, третьи - бухгалтеры. А кто-то и вовсе бывший менеджер. Причем эти модные сегодня специалисты пробовали звонить нам с разными вопросами, говорить о правах и обязанностях и о том, что мы должны делать. Разумеется, никакого конструктивного диалога не сложилось.
С большим удовольствием мы общаемся с самими бухгалтерами, потому что тогда разговор получается по существу. Тем более не так уж много каких-то особенных правил, за несколько месяцев работы с одной налоговой к ним вполне можно привыкнуть!
Примечание. Сегодня появляется все больше независимых налоговых консультантов, которые готовы рассказать бухгалтеру про его права и обязанности. Однако им так же мало что известно о внутреннем распорядке каждой отдельной налоговой, которая не всегда охотно идет с ними на контакт.
Читаю кодекс
Елена Тарасова, бухгалтер (г. Москва):
- Я дважды платила штрафы именно из-за того, что не знала о внутренних распорядках налоговой инспекции. Это было несколько лет назад, когда в Москве уже многие отправляли отчетность в ИФНС по Интернету. Но оказалось, что в том территориальном органе, куда мне предстояло предоставить документы, принимать отчетность предпочитали в бумажном виде и при личной встрече. К сожалению, я узнала об этом с большим опозданием - сроки сдачи прошли, мне оставалось лишь заплатить штраф. Признаюсь, я растерялась и не знала, что можно сделать в данной ситуации, к тому же в налоговой со мной разговаривали очень жестко и напоминали: я не одна и поэтому мне самой следует узнавать о правилах и распорядках. Позже выяснила, что штрафовать в этой ситуации компании было незаконно. Своему руководителю я ничего не рассказала, изначально решила - это моя вина, а позже было стыдно признаться. Эта налоговая была самой неудачной в моей практике. От ее работников можно было услышать только язвительные замечания, особенно доставалось молодым и неопытным бухгалтерам, которые еще не научились давать отпор.
В качестве мер, которые можно применить к "недружелюбным" инспекторам, я бы посоветовала чаще обращаться к букве закона - Налоговый кодекс лучший защитник. Все эти внутренние правила, читай - произвол и хамство, держатся пока мы, бухгалтеры, позволяем этому существовать. Когда я начала отвечать на грубость, нелепые обвинения исчезли.
Проблема бухгалтеров в общении с инспекторами кроется в том, что специалисты учета боятся налоговиков, даже если дела фирмы и ее отчетность в полном порядке. Следует знать свои права и вести себя смелее: если это не ущемляет интересов компании, пойти на уступки можно. Хотя главный закон един для всех - как для бухгалтеров, так и для самих инспекторов.
С. Кузина
"Расчет", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru