Правила провоза
Контроль нал провозом грузов через таможню в последние голы ужесточился, благодаря чему удалось устранить существенную долю махинаций в этой сфере. Однако полукриминальные схемы транспортировки товаров до сих пор использует большое число компаний. Почему им сходит это с рук, разбирался Руслан Валеев.
Фирмы-"однодневки", которые нашли применение во всех сферах бизнеса, активно используются и в таможенных схемах. Причем к наличию этого криминального звена привыкли даже зарубежные компании, сотрудничающие с российскими импортерами. У иностранных фирм оформление договоров с предприятием с сомнительной репутацией не вызывает вопросов, хотя так происходит до возникновения конфликтов с принимающей товар стороной.
Белые и серые
Стоит отметить, что российская таможенная система постепенно отходит от полулегальных методов. "Уровень коррупции в таможне в былые годы просто зашкаливал, - вспоминает директор по развитию компании "Виг Транс" Владимир Рощупкин. - Сейчас ситуация меняется к лучшему, несмотря на распространенный среди бизнесменов скепсис. Еще год-полтора назад до 50 процентов декларантов могли бытовую технику по кодам зеленого горошка провозить, но теперь ситуация изменилась - многих начальников таможенных постов сняли с должностей. Зачастую после устранения одной ключевой фигуры вся коррупционная схема исчезает. Если сейчас примерно оценить долю "черного импорта", то незаконные методы провоза грузов позволяют себе не более чем 10-15 процентов компаний".
Предприниматели заявляют: многие фирмы стремятся работать честно, так как не хотят иметь проблем с контролирующими органами. Генеральный директор компании "Альянс Капитал" Дмитрий Гришин сказал следующее: "Фирмы, которые всячески пытаются обойти закон при оформлении товара на таможне, мешают работать нам - добросовестным игрокам рынка. Процедуры провоза товаров в Россию пока далеки от цивилизованного уровня - больше половины импортеров используют "серые схемы". Поэтому легально работающим компаниям приходится доказывать таможенникам, что они не "однодневки". Многие профессиональные таможенные представители подтверждают: работу усложняет то, что в каждом импортере инспекторы видят потенциального мошенника.
Стандартная схема
Отношение таможенных органов к импортерам изменится, как только честных предпринимателей станет больше. Но пока использование "серых схем" выгодно, велико и количество недобросовестных бизнесменов, которые находят всевозможные способы снизить налоги.
"Пошлины и ввозной НДС взимаются не от контрактной, а от "таможенной" стоимости товара, которая включает в себя в том числе и затраты на доставку продукции, - объясняет специалист консалтинговой компании IFCG RUS Степан Котов. - Соответственно, сократить платежи можно с помощью занижения цены товара и минимизации расходов на транспортировку груза или лицензирование. Компания уплачивает в виде пошлины и НДС порядка 30 процентов от стоимости товара, поэтому даже небольшое занижение цены в конечном счете может обернуться солидной экономией".
Секрет "однодневки"
Занижение совокупного размера всех затрат на товар к моменту пересечения границы - дело рискованное. Если махинация вскроется - груз арестуют, наложат на декларанта штраф в размере от 50 до 200 процентов от стоимости партии или вовсе привлекут его к уголовной ответственности. Причем проверяющие органы могут нагрянуть в фирму в течение трех лет после того, как товар пересек границу. А вот экономическая выгода от занижения цены может оказаться весьма сомнительной, так как по факту продажи продукции компания-получатель обязана уплатить налог на прибыль - он определяется как "полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов" (ст. 247 НК РФ). Таким образом, получается, что чем меньше заявленная на таможне стоимость, тем больше налогов нужно заплатить. С 1 января 2009 года ставка налога на прибыль составляет 20 процентов, поэтому в итоге при реализации товара практически вся полученная ранее выгода нивелируется. Однако предприниматели нашли способ уклониться от обязанности пополнять государственный бюджет. Для этого они используют фирмы-"однодневки". Чтобы сохранить преимущества, полученные на таможне, бизнесмены оформляют товар на фиктивную организацию, а потом отгружают на склад реального получателя продукции. На этом миссия подставной фирмы заканчивается, она объявляет себя банкротом, и налоговая тщетно пытается найти собственность, которая пошла бы в уплату задолженности.
Никакой ответственности
При вышеуказанном механизме провоза груза российские импортеры не несут ответственности за исполнение своих обязательств (да и что можно истребовать от руководителя "однодневки", на которую оформили товар). Поэтому нередки случаи, когда компании, получая груз, благополучно "забывали" его оплатить. И тем не менее просьба оформить договор не на ту фирму, с которой ведутся переговоры, а на сомнительную организацию, не вызывает у зарубежных партнеров отторжения.
Степан Котов рассказывает: "В настоящее время существует тенденция: крупные иностранные компании стараются открывать в России свои дочерние предприятия, через которые и осуществляется импорт. Так они ограждают себя от недобросовестных партнеров. Небольшие фирмы, которые заинтересованы в поставках товара в Россию, могут согласиться отпустить товар без предоплаты. Они чаще всего и попадают на мошенников. Впрочем, случаи, когда партия продукции приходила в Россию совсем без предоплаты, бывают крайне редко. Поэтому иностранные компании теряют только часть, а не 100 процентов прибыли".
В теории схема с участием "однодневки" может показаться практически неуязвимой. Конечный получатель груза в таможенных махинациях оказывается не замешан, и проверяющим органам придется очень потрудиться, чтобы привлечь его к ответственности. Договор поставок заключен с "однодневкой", на таможне документы оформлены на нее, и налоги на прибыль причитаются с этой организации. С реального владельца груза взятки гладки. В то же время пропустить товар через "однодневку" на деле не так-то просто. Российское законодательство, как бы его ни критиковали, железно защищает бюджет от подобных недоимок. Однако в нашей стране всегда найдется место молчаливому "но". Адвокат Антон Стассий говорит: "Любые "серые схемы" завязаны на коррупции. Более того, мне известны случаи, когда предпринимателя втягивают в это против его же воли. Организаторами здесь выступают сами представители власти. Сегодняшние бизнесмены и рады бы работать по закону, но часто есть определенные лица, которые в этом не заинтересованы. К примеру, приходит импортер, у которого на руках договор поставок ДСП для производства мебели. По товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности можно одну и ту же позицию провести как сырье для переработки, а можно как готовое изделие. Таможенники предлагают пойти на сделку, в противном случае по кодам ТН ВЭД импортер заплатит пошлины в два раза больше, а его груз простоит на таможне 60 суток. Естественно, бизнесмены соглашаются, но выгоду с этого получают уже не они, а те самые заинтересованные лица".
Сколько веревочке ни виться...
Несмотря на внешнюю неуязвимость таможенных специалистов, их нарушения все равно раскрываются. Так, к примеру, в июне текущего года оперативники краснодарского ФСБ раскрыли деятельность преступной группировки сотрудников Южного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни. Буквально за неделю до этого в Астрахани был вынесен приговор еще одной группе таможенников: 11 человек получили в общей сложности 26 лет тюрьмы и, как сообщили поволжские СМИ, трое из них отделались условными сроками, а остальные будут отбывать наказание в колонии-поселении.
Факт злоупотребления служебным положением, так сказать, налицо - сколько веревочке ни виться, а концы все равно найдутся. Не следует забывать, что даже если преступная схема организована самими таможенниками, под удар может попасть и предприниматель, который, возможно, и не желал работать "по-серому". "В моей практике был случай, когда к ответственности привлекли владельца компании получателя, который не фигурировал ни в каких документах, - вспоминает Антон Стассий. - В российском законодательстве еще никто не отменял юридической силы таких доказательств, как свидетельские показания. Просто нашлись люди, которые сказали в суде, что именно по указаниям этого человека совершались все махинации".
В случае если таможенные схемы вскрываются российскими следственными органами, то последствия для компаний могут стать более чем серьезными. Причем здесь действует аналогичная политика двойных стандартов, как и с кодами ТН ВЭД. При желании одно преступление может превратиться в другое, и сидеть предпринимателям придется в два раза дольше. Занижение стоимости товара попадает под определение 194-й статьи УК РФ "Уклонение от уплаты таможенных платежей". Максимальные санкции по ней предусматривают до двух лет лишения свободы. Однако срок давности у нарушения небольшой - всего два года. Правоохранительные органы легко могут переквалифицировать это преступление под более тяжкую статью - "Контрабанда" (ст. 188 УК РФ). Контрабанда - это перемещение через границу товара "с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием". Статьи настолько схожи, что подвести одно под другое грамотному юристу труда не составит, а вот предпринимателю в этом случае грозит уже до пяти лет лишения свободы.
Уклонение от уплаты налогов, в соответствии со статьей 199 УК РФ, чревато для бизнесмена двумя годами лишения свободы. Ну а если оно совершено группой лиц или в особо крупном размере, судья может приговорить и к шести годам тюрьмы. Наказание за мошенничество, если говорить о сценарии, когда зарубежный контрагент не получает оплату за груз, предусмотрено в статье 159 Уголовного кодекса. Максимальные санкции по ней - до двух лет лишения свободы. Если преступление совершила группа лиц, им грозит уже до пяти лет. А за мошенничество, совершенное "организованной группой либо в особо крупном размере", можно получить и все десять.
Какими бы суровыми ни были российские законы, каким бы тяжким бременем ни становились налоговые ставки и таможенные пошлины, неумолимая практика вновь и вновь показывает, что лучше все-таки играть по правилам. Все действия властей направлены на борьбу с незаконными схемами и финансовыми махинациями, и если организация решает перехитрить государство, то рано или поздно она за это заплатит.
Примечательно, что российские компании не перестают жаловаться на отсутствие бизнес-культуры и цивилизованного рынка, однако, в конечном счете все это формируют они сами.
Примечание. Известны случаи, когда предприниматель втягивают в таможенные махинации против его воли. Бизнесмен и рад бы работать по закону, но часто есть определенные лица, которые в этом не заинтересованы.
Примечание. Предприниматели нашли способ уклониться от обязанности пополнять государственный бюджет. Для этого они используют фирмы-"однодневки" - оформляют груз на фиктивную организацию, а потом отгружают товар на склад реального получателя продукции.
Р. Валеев
"Расчет", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru