Комментарий к Федеральному закону от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности"
Федеральным законом N 235-ФЗ*(1) внесен ряд изменений в НК РФ, направленных на совершенствование налогообложения некоммерческих организаций и налоговое стимулирование благотворительной деятельности.
НДС. Изменения, внесенные в ст. 149 НК РФ, значительно расширили перечень операций, не подлежащих обложению (освобождаемых от обложения) НДС, а также скорректировали ряд норм, связанных с освобождением от обложения НДС операций, осуществляемых образовательными медицинскими учреждениями, а также учреждениями культуры. В частности, с III квартала 2011 года не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ:
- услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей;
- услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством РФ о социальном обслуживании и (или) законодательством РФ о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- услуг по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;
- услуг по выявлению совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких граждан и их семей;
- услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах;
- услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
- услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости.
Также с указанной даты освобождается от обложения НДС безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе. Указанные операции не подлежат налогообложению при соблюдении одного из следующих требований к социальной рекламе:
- в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд;
- в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд и такому упоминанию отведено не более 7% площади кадра;
- в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5% рекламной площади (пространства).
Причем указанные требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях.
НДФЛ. Перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ (ст. 217 НК РФ), дополнен выплатами, производимыми добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, на возмещение расходов добровольцев, связанных с исполнением таких договоров, на наем жилого помещения, на проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных), на оплату средств индивидуальной защиты, на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности.
Налог на прибыль. Скорректированы условия признания средствами целевого финансирования согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ доходов, получаемых налогоплательщиками в виде грантов. Начиная со дня вступления в силу Федерального закона N 235-ФЗ (22.07.2011) к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся доходы в виде грантов, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области охраны здоровья без ограничений по конкретным направлениям (п. 2 ст. 3 Федерального закона N 235-ФЗ). В частности, из перечня условий исключены конкретные направления в области охраны здоровья (СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез).
Кроме того, перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, начиная со дня вступления в силу Федерального закона N 235-ФЗ также будет включать в себя:
- средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством РФ структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками, перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности;
- средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их в соответствии с законодательством РФ некоммерческих организаций, перечисленные некоммерческими организациями за счет целевых поступлений, полученных ими на содержание и ведение уставной деятельности.
Также НК РФ дополнен ст. 267.3, регулирующей порядок формирования бюджетными учреждениями резерва предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы. Бюджетное учреждение вправе самостоятельно принять решение о создании указанного резерва, закрепив его в учетной политике для целей налогообложения.
В случае если учреждение приняло решение о создании резерва предстоящих расходов списание расходов, в отношении которых сформирован указанный резерв, осуществляется за счет суммы созданного резерва.
Размер создаваемого резерва предстоящих расходов определяется на основании разработанных и утвержденных учреждением смет расходов на срок, не превышающий три календарных года.
Сумма отчислений в резерв включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов не может превышать 20% от суммы доходов отчетного (налогового) периода, учитываемых при определении налоговой базы.
Сумма резерва, не полностью использованная для осуществления расходов, предусмотренных сметой расходов, подлежит включению в состав внереализационных доходов на последнее число налогового (отчетного) периода, на который приходится дата окончания сметы расходов. Если же сумма созданного резерва оказалась меньше фактических расходов, в отношении которых сформирован резерв, разница между указанными суммами включается в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы.
А. Гусев,
к.п.н.,
редактор журнала "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера"
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 9, сентябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"