В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" основные средства распределяются по амортизационным группам.
Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, установлена классификация легковых автомобилей. Принадлежность автомобиля к определенному классу (от особо малого до большого) определяется объемом двигателя.
Просим разъяснить, учитываются ли другие признаки автомобиля при определении класса легковых автомобилей, кроме объема двигателя (например, репутация марки, цена, габариты, быстроходность, комфортабельность салона).
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 359 (далее - ОКОФ), легковые автомобили причисляются к автомобилям малого, среднего и большого класса в зависимости от объема двигателя. Отдельной позицией в ОКОФе указаны автомобили высшего класса. При этом указанный документ не содержит критериев, по которым легковой автомобиль может быть отнесен к автомобилям высшего класса.
По нашему мнению, легковые автомобили для классификации их автомобилями высшего класса с целью отнесения к пятой амортизационной группе для установления соответствующего срока полезного использования должны обладать, независимо от объема двигателя и репутации марки, дополнительными характеристиками, определенными параметрами и качествами, позволяющими их отнести к представительскому классу.
Согласно пункту 44 Инструкции N 157н при отсутствии в законодательстве Российской Федерации норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, в случаях отсутствия информации в законодательстве Российской Федерации и в документах производителя указанный срок устанавливается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.
Таким образом, считаем, что решение по отнесению автомобилей к высшему классу может выполнить постоянно действующая в учреждении комиссия по поступлению и выбытию активов в соответствии с наделенными полномочиями. При этом указанное решение должно быть обосновано.
В противном случае решение комиссии об отнесении легкового автомобиля к определенному классу должно зависеть от объема двигателя.
Легковые автомобили иностранного производства подлежали таможенному декларированию, в рамках которого предполагалась классификация указанных автомобилей.
Для выполнения указанной процедуры соответствующие таможенные управления могли руководствоваться письмом ГТК России от 26 февраля 1997 г. N 04-30/3515 (далее - Письмо), в соответствии с которым отличительными признаками автомобилей высшего класса можно считать, например, репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя, отличия от базовой модели, бронированный кузов, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона. Кроме того, в Письме рекомендовано по поводу отнесения марки автомобиля к представительскому классу в каждом конкретном случае обращаться к эксперту.
Л.М. Басиева,
заместитель начальника отдела методологии бюджетного учета
и бюджетной отчетности Департамента бюджетной политики
и методологии Минфина России
1 августа 2011 г.
"Бюджетный учет", N 8, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100