Доверяй, но проверяй
Работников бухгалтерии можно считать и исполнителями, и контролерами, которые участвуют во многих ревизионных мероприятиях. К сожалению, положению о внутреннем контроле в нормативных актах уделяется немного внимания, поэтому часто бухгалтеру приходится самостоятельно решать, каким образом разрабатывать и применять такой документ. О формах, видах и методах контроля расскажет Е.М. Шахова, аудитор.
Как система контроля деятельности предприятия понятие внутреннего контроля сформировалось к началу XX столетия в виде совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. Позже функции внутреннего контроля значительно расширились, преобразовавшись в организацию и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности операций, следование предписанной политике и процедурам компании. Таким образом, новые функции вывели понятие внутреннего контроля за рамки круга вопросов, относящихся к обычному бухгалтерскому учету.
В соответствии со статьей 270.1 "Внутренний финансовый аудит" Бюджетного кодекса органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
В статье 270.1 Бюджетного кодекса упомянуты только органы исполнительной власти (органы местной администрации). Развитие внутреннего аудита необходимо не только в этих учреждениях, но и у всех главных распорядителей бюджетных средств. Согласно статье 158 Бюджетного кодекса главный распорядитель бюджетных средств обладает рядом бюджетных полномочий, в том числе организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности.
В Бюджетном послании Президента РФ от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010-2012 годах" вновь отмечалось, что "расширение полномочий главных распорядителей при исполнении бюджета должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень бюджетной дисциплины".
Понятие контроля
Внутренний контроль - внутрислужебная функция. Его цель заключается в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для организации. Информация, являющаяся результатом осуществления внутреннего контроля, готовится для внутренних пользователей, и задача такого контроля - обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации.
Результатом контрольных мероприятий являются документальные материалы (акты, отчеты, справки, заключения), которые отражают достоверность информации о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, вскрытые в процессе контроля отклонения от принятых стандартов, нарушения установленных норм и правил.
Анализ результатов оперативного внутреннего контроля должен стать основой для проведения мероприятий последующего контроля. В ряде случаев более эффективен контроль, основанный на критериях риска, которые использовались бы контрольными подразделениями в процессе отбора объектов контроля и определения тематики проверок. Комплексные проверки возможно было бы заменить на тематические проверки (или, в необходимых случаях, тематические ревизии), при этом тематика такой проверки (ревизии) применительно к проверяемому объекту не должна быть ему известна до предъявления его руководителю программы проверки. В рамках этой проверки проверялось бы одно или несколько направлений деятельности, но сплошным методом.
Чтобы понять сущность, принципы построения, формы организации и методы осуществления контроля, необходимо его классифицировать.
В зависимости от источников контрольных данных:
- документальный контроль - осуществляется по документальным данным, источниками которых являются первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, отчеты предприятия и другие.
Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными;
- фактический контроль - осуществляется по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, то есть путем проведения инвентаризации фактического наличия и состояния хранения хозяйственных средств. Достоинство фактического контроля состоит в том, что он обеспечивает безусловную достоверность контрольных данных.
Деление контроля на документальный и фактический носит условный характер, так как в основе этого разграничения лежат различные источники данных.
По охвату проверяемых объектов:
- сплошной - проверка объектов (хозяйственных операций) в сплошном порядке. Характеризуется большой трудоемкостью, в связи с чем используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
- выборочный - ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.
По периодичности проведения:
- систематический (регулярный) - контроль производится, как правило, с определенной периодичностью. Характерен для государственного, внутреннего и аудиторского контроля;
- разовый (эпизодический) - контроль обусловлен в основном теми или иными инициативами.
В зависимости от формы финансового контроля используются различные приемы и способы проверок. Наиболее широко используются приемы и способы документального контроля:
- чтение документов - изучение тех или иных документов, характеризующих соответствующие объекты контроля (определение их подлинности, правильности оформления, достоверности и законности отраженных в них хозяйственных операций);
- счетная проверка - проверка правильности цифрового материала в документах и регистрах бухгалтерского учета;
- письменный запрос - получение необходимых сведений о том или ином объекте контроля от соответствующих организаций и отдельных лиц путем их письменного запроса;
- сопоставление (сверка) документов - означает сверку сведений о том или ином объекте контроля, содержащихся в различных документах;
- экономический анализ - изучение предмета контроля путем выявления влияния факторов, обусловивших те или иные изменения за проверяемый период.
Совокупность приемов и способов составляют метод экономического контроля, который позволяет достаточно полно выявить положительные и отрицательные моменты в хозяйственной деятельности проверяемых организаций и отдельных должностных лиц.
В статье 265 Бюджетного кодекса определены следующие формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами: предварительный, текущий, последующий.
Организация внутреннего контроля
Любой орган в системе государственного управления создается для оказания государственных услуг, реализации ряда государственных функций, возложенных на него действующим законодательством. Все эти органы одновременно являются распорядителями и получателями бюджетных средств из соответствующих бюджетов.
Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н утверждены формы отчетности. Одним из приложений к пояснительной записке к годовой отчетности бюджетных учреждений являются сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля (табл. 5, ф. 0503160). Бюджетному учреждению в обязательном порядке следует указать тип, наименование контрольного мероприятия, выявленные нарушения и предпринятые меры по их устранению. Перечисленные сведения характеризуют результаты проведенных в отчетном периоде мероприятий по внутреннему контролю за выполнением требований бюджетного законодательства, соблюдением финансовой дисциплины и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также правильным ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности. Этот факт говорит о том, что учреждению как получателю бюджетных средств следует организовать систему внутреннего контроля. Предварительными условиями, объективно необходимыми для правильного и результативного функционирования системы внутреннего контроля, следует признать наличие:
- сформированной нормативной базы;
- созданных специальных либо наделенных соответствующими полномочиями структурных подразделений и установление им задач в данной области, закрепление прав, обязанностей, а также ответственности за их неисполнение.
Внимание! Большую роль в организации учета играет положение о внутреннем документообороте. Его обязаны соблюдать все сотрудники, на которых распространяется действие документа. В Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. N 105 (далее - Положение N 105), определен состав системы документооборота. В частности, в нее входят: первичные документы, учетные регистры, отчетность и порядок хранения документов. Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком.
График утверждается распоряжением руководителя как приложение к приказу об учетной политике. Должностные лица, ответственные за составление и представление документов, должны быть ознакомлены с графиком под расписку. Пример графика документооборота в виде перечня работ приведен в Приложении к Положению N 105.
В целом внутренний контроль является процессом управления деятельностью учреждения. Его цель - эффективное использование бюджетных средств, сохранность финансовых и нефинансовых активов учреждения, соблюдение законодательных требований и представление достоверной отчетности. Система может включать иные мероприятия и вопросы, подлежащие внутреннему контролю в учреждении.
Выделим основные элементы системы внутреннего контроля в учреждении: наблюдение за его работой и ее проверка, выявление отклонений и нарушений, принятие мер по их предупреждению и устранению. Для бухгалтера система внутреннего контроля в большей степени включает надзор и проверку:
- соблюдения требований бюджетного законодательства;
- точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
- предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
- исполнения приказов и распоряжений руководства учреждения;
- контроля за сохранностью финансовых и нефинансовых активов учреждения.
Вся работа по внутреннему контролю должна осуществляться по определенным правилам, зафиксированным в отдельном положении о внутреннем контроле.
То есть руководитель должен утвердить положение о внутреннем контроле учреждения.
Составляем положение
Положение о внутреннем контроле разрабатывается и утверждается как отдельный документ. Некоторые его разделы являются приложениями к учетной политике. Например, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями и иные разделы, связанные с бюджетным учетом. Документ должен включать такие разделы, как цели и задачи контроля; методы, процедуры и порядок проведения внутренних проверок; перечень лиц, на которых возложена обязанность по их проведению; перечень основных вопросов, подлежащих проверке. В каждом разделе выделяются подразделы, в которых бюджетное учреждение переходит от общих норм к отраслевым особенностям контроля отдельных осуществляемых операций.
Положением установлены принципы контрольной деятельности, определены их критерии, требования к планированию, контролю качества самой контрольной деятельности и пр. Также документом на определенных сотрудников возлагаются обязанности по осуществлению внутреннего контроля. При отсутствии возможности создать контрольно-ревизионную группу такие функции возлагаются на комиссию. В нее включаются сотрудники администрации, бухгалтерии, юридического отдела.
Внутренняя контрольная служба обязательно должна подчиняться руководителю организации, внутри которой она создана, и представлять отчеты только назначившему его руководству. Однако она должна быть по возможности функционально и организационно независима внутри соответствующей организационной структуры. При выполнении этих условий можно говорить, что заключения, сделанные такой службой, могут быть сопоставимы с оценкой состояния дел в учреждении, которая дается внешними ревизорами - государственными органами.
(Примерный вариант Положения о внутреннем контроле см. на стр. 68-69.)
Утверждено приказом
_____________________
Положение о внутреннем контроле в (название учреждения)
I. Общие положения
1.1. Положение о внутреннем контроле (далее - Положение) разработано в целях повышения эффективности системы управления и основано на положении статьи 270.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации... (нормативно-правовые, отраслевые акты).
1.2. Положение определяет основные цели, принципы, требования и структуру внутреннего контроля учреждения.
II. Принципы внутреннего контроля
2.1. Внутренний контроль основывается на следующих принципах:
- принцип законности - неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативно-правовыми актами;
- принцип независимости - субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
- принцип объективности - внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном нормативно-правовыми актами, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
- принцип ответственности - каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством;
- принцип стандартизации - процессы и процедуры внутреннего контроля должны быть регламентированы;
- принцип системности - проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления.
III. Внутренний контроль
3.1. Внутренний контроль - непрерывный процесс, осуществляемый руководством, сотрудниками и контрольными подразделениями учреждения, направленный на обеспечение соблюдения требований нормативно-правовых актов и регламентов, повышение эффективности и результативности осуществляемых операций, в разрезе финансового, административного и технологического направлений деятельности.
Субъекты внутреннего контроля - руководители, сотрудники, контрольные подразделения учреждения, осуществляющие процессы и операции внутреннего контроля в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Объекты внутреннего контроля - сотрудники учреждения, структурные подразделения учреждения.
Предмет внутреннего контроля - процессы и операции, осуществляемые в рамках закрепленных за ними функций, а также формируемые ими документы.
3.2. Целью внутреннего контроля является установление соответствия деятельности объекта внутреннего контроля положениям нормативно-правовых актов и регламентов.
3.3. Задачами внутреннего контроля являются:
- установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативно-правовых актов (финансовый контроль);
- установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников (административный контроль);
- соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности (технологический контроль).
3.4. Внутренний контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.
Методами осуществления внутреннего контроля являются самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, а также проведение контрольными подразделениями проверок тематического и комплексного характера.
3.5. Внутренний контроль осуществляется в соответствии со стандартами, утверждаемыми учреждением.
IV. Требования к организации и проведению внутреннего контроля
4.1. Основными требованиями к организации и проведению внутреннего контроля являются:
а) требование планирования - планирование внутреннего контроля предполагает разработку общей стратегии, сроков проведения и объема контрольных мероприятий;
б) требование эластичности - внутренний контроль организуется таким образом, чтобы при необходимости можно было обеспечить достижение вновь поставленных целей учреждения;
в) требование рациональности - внутренний контроль организуется таким образом, чтобы исключить осуществление излишних процессов и операций в ходе их проведения;
г) требование взаимодействия и координации - внутренний контроль осуществляется на основе взаимодействия субъекта и объекта внутреннего контроля, координации их усилий для решения поставленных задач;
д) требование документированности - в процессе проведения проверок все полученные сведения подлежат документированию (в том числе в электронном виде) в установленном порядке;
е) требование компетентности, добросовестности и честности - субъекты внутреннего контроля должны обладать необходимыми знаниями, добросовестно и честно выполнять возложенные на них обязанности;
ж) требование ответственности - субъекты внутреннего контроля несут ответственность за достоверность и качество проводимого контрольного мероприятия;
з) требование периодичности - внутренний контроль проводится с установленной периодичностью;
и) требование доказательности - выводы, полученные в ходе внутреннего контроля, должны быть обоснованы и подтверждены.
V. Структура внутреннего контроля
5.1. Организационная структура внутреннего контроля представляет собой совокупность субъектов внутреннего контроля и включает:
- сотрудников учреждения;
- начальников структурных подразделений учреждения;
- контрольные подразделения учреждения;
- руководство учреждения.
5.2. Сотрудники учреждения осуществляют самоконтроль в соответствии с должностными обязанностями, установленными в их должностных регламентах.
5.3. Начальники структурных подразделений учреждения в рамках должностных обязанностей организуют и осуществляют внутренний контроль за процессами и операциями, осуществляемыми сотрудниками возглавляемых ими структурных подразделений.
5.4. Контрольные подразделения учреждения организуют и осуществляют внутренний контроль за деятельностью учреждения и структурных подразделений.
5.5. Руководство учреждения организует и осуществляет общую координацию работы структурных подразделений по организации и осуществлению внутреннего контроля в учреждении, а также непосредственно курирует вопросы внутреннего контроля.
VI. Заключительные положения
6.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по мере необходимости в установленном порядке.
Служба контроля
При создании контрольно-ревизионного отдела или комиссии возникает вопрос о том, насколько штатной численности работников достаточно для осуществления всех мероприятий внутреннего контроля. Ведь количество обнаруженных (и необнаруженных нарушений) напрямую зависит от такой категории, как полнота охвата объекта контроля. А она зависит от объема контрольной работы, которую необходимо выполнить конкретному работнику за конкретный временной интервал в соответствии с возложенными на него обязанностями.
Возможны два подхода к оценке результативности осуществления внутреннего контроля: количественный и качественный.
При количественном подходе показателями правильности функционирования контролирующей службы можно принять следующие показатели:
- выявляемость нарушений;
- суммы выявленных нарушений, приходящихся на одну ревизию (проверку);
- суммы выявленных нарушений, приходящихся на одного сотрудника (ревизора);
- объем и структура выявляемых нарушений;
- доля восстановленных средств;
- объем выявленных нарушений и восстановленных средств в соотношении с затратами на функционирование подразделения внутреннего контроля.
Кроме того, в качестве дополнительных показателей, в определенной степени характеризующих отдельные аспекты осуществления контрольной деятельности, можно рассматривать такие, как количество проверок на одного инспектора и стоимость одного рабочего дня инспектора, проведенного на объектах контроля.
Однако следует иметь в виду, что количественные показатели объективно могут оценивать только систему последующего внутреннего контроля, когда в рамках формализованных мероприятий осуществляется документальный контроль за истекший временной период.
Но подход, основанный на оценке только количественных показателей, носит механистический характер и вряд ли может объективно свидетельствовать о результативности работы системы внутреннего контроля. К показателям, свидетельствующим об эффективности деятельности системы контроля в целом, можно отнести:
- отсутствие рецидивности (снижение количества) выявляемых нарушений конкретного вида;
- отсутствие в материалах проверок вышестоящих либо внешних контрольных органов видов нарушений, которые не выявлялись в ходе мероприятий внутреннего контроля.
Оценка работы внутреннего контроля исключительно по количественным критериям фактически подразумевает ситуацию, при которой чем хуже обстоят дела в организации, тем лучше для внутреннего контроля (чем больше выявили, тем лучше работали). С другой стороны, подобная динамика может свидетельствовать о недостатках внутреннего контроля, поскольку устраняются только выявленные конкретные нарушения, при том что количество совершаемых в дальнейшем аналогичных нарушений увеличивается (или не снижается). Это означает, что не вскрыты или не устранены причины совершения того или иного нарушения. В то же время отсутствие результативности при проведении мероприятий внутреннего контроля не всегда свидетельствует о его неэффективности. Наоборот, снижение количества выявляемых нарушений в той или иной сфере или их полное отсутствие могут свидетельствовать о том, что реализация результатов внутреннего контроля привела к устранению причин их совершения.
Методы внутреннего контроля
Внутренний контроль - это совокупность методов предварительного, текущего и последующего контроля. С позиции процедур осуществления проверочных мероприятий методы контроля можно подразделить на поэтапный метод и метод проверок.
Поэтапный метод
Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Примером предварительного контроля может служить контроль за соответствием заключаемых учреждением договоров доведенным объемам лимитов бюджетных обязательств. На этом этапе, как и на следующем, задействованы многие участники системы внутреннего контроля в учреждении, ответственные за совершение той или иной хозяйственной операции. Цель - предупреждение незаконности и нецелесообразности проведения хозяйственных операций.
Текущий контроль начинается там, где заканчивается предварительный. Осуществляется непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций на стадии формирования, распределения и использования финансовых ресурсов учреждения. Проверяется соблюдение финансовой дисциплины и принимаются меры по предотвращению нарушений. Регулярный анализ соответствия кассовых расходов фактически произведенным расходам является одним из примеров текущих контрольных мероприятий. Текущему контролю подвергаются действия отдельных подразделений и отделов учреждения, добросовестное выполнение работниками своих обязанностей. Для таких мероприятий может понадобиться отдельная служба (комиссия) по внутреннему контролю в бюджетном учреждении. Основное преимущество текущего контроля заключается в возможности своевременно выявить недостатки, которые в ходе осуществления предварительного и последующего контроля могут быть не вскрыты. Цель - оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.
Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности. На этом этапе, как и на предыдущих, выявляются нарушения и принимаются меры по их устранению. В качестве примера можно привести проверку номенклатуры полученных и проплаченных учреждением товаров (работ, услуг). Без бухгалтерии здесь не обойтись: для анализа нужна полная финансовая информация, а ею обладает ограниченный круг лиц. Таким образом, можно сказать, что бухгалтерия представляет основную линию внутреннего контроля в бюджетном учреждении. Последующий контроль наиболее распространен и применяется в работе всех органов экономического контроля. Цель - установление достоверности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.
Воспользовавшись методикой поэтапного контроля, можно снизить риск ошибки и возможных злоупотреблений. Для этого в положении о внутреннем контроле следует прописать норму о недопустимости совмещения одним лицом функций по санкционированию, исполнению и контролю за совершением хозяйственных операций. Эти обязанности целесообразно распределить между несколькими исполнителями, что обеспечит двойной контроль за осуществляемыми учреждением операциями. При этом распределение обязанностей желательно продублировать в ряде локальных актов учреждения (должностные инструкции, графики документооборота, регламенты взаимодействия структурных подразделений).
В учреждении можно разработать систему подтверждения полномочий, чтобы четко установить пределы, в рамках которых действуют работники при выполнении своих должностных обязанностей:
- утвердить порядки принятия решений по конкретным направлениям деятельности, в которых определен круг лиц, ответственных за принятие таких решений, и обозначены границы их полномочий;
- определить круг лиц, имеющих право подписи первичных документов (исходя из типа или видов операций, по которым должностные лица имеют право принятия решений);
- составить графики прохождения документов при осуществлении процедур согласования (визирования), санкционирования, наложения резолюций и утверждения документов руководством;
- ввести пароли, которые позволяют ответственным лицам получать доступ к активам, документам и информации.
Если учреждение по разным причинам не может применить описанную поэтапную методику, то ему следует рассмотреть методику внутреннего контроля, которая включает в основном последующий контроль уже совершенных операций.
Метод проверок
Хотя контроль посредством проведения проверок наиболее широко практикуется внешними ревизорами учреждения, это не исключает возможности его применения при осуществлении внутреннего контроля. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Также они могут делиться на тематические, обобщающие и комплексные в зависимости от специфики и сферы деятельности бюджетного учреждения. Для их проведения понадобится ревизионная комиссия. Работники такой комиссии несут ответственность за обоснованность выводов по результатам проверки, составленный отчет и предложения руководству.
Плановые проверки осуществляются с определенной периодичностью, поэтому их объекты и сроки проведения указываются в графике проверок. Он включает: объект проверки, период, срок проведения и ответственных исполнителей. Учреждения самостоятельно выбирают объекты для проверки. Среди них могут быть:
- соблюдение действующего законодательства и норм учетной политики;
- целевое использование бюджетных средств;
- правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
- полнота и правильность документального оформления операций;
- отражение в учете доходов и расходов по внебюджетным средствам;
- сохранность финансовых и нефинансовых активов учреждения;
- достоверность отчетности бюджетного учреждения.
В программе внутренних проверок перечисленные вопросы могут быть разбиты на подвопросы по контролю конкретных подразделений, участков и хозяйственных операций.
Внеплановые проверки контролируют вопросы, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях. Поэтому в положении о внутреннем контроле объекты внеплановой проверки могут быть не прописаны, но основания проведения такой проверки надо указать.
Итоги контроля
Любая проверка заканчивается оформлением результатов. По результатам контроля руководитель может принять решение о привлечении к ответственности, поощрении работников или иные решения в пределах его компетенции. На основании выводов, сделанных по итогам проверки, составляется отчет. В него включаются все объекты проверки, а также описание выявленных недостатков и нарушений. На основании отчета разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, назначаются сроки и ответственные лица.
Очевидно, что полностью устранить из практики работы ошибки технического характера невозможно, и нужно стремиться к минимизации их количества, установив уровень (степень) их допустимости, при превышении которого и должны приниматься более действенные меры.
Однако существует субъективная проблема, связанная с отсутствием единой трактовки и квалификации выявляемых нарушений. В связи с этим одни и те же факты признаются органами внешнего контроля нарушениями, в то время как с точки зрения органов внутреннего контроля они таковыми не являются, поскольку обусловлены действием ведомственных нормативно-правовых актов. Таким образом, часть нарушений, выявленных внешней проверкой, не может быть расценена как упущение внутреннего контроля. Эту проблему необходимо учитывать при оценке работы систем внутреннего контроля.
В то же время такие нарушения, как нецелевое, незаконное расходование средств, нарушение законодательства о закупках для государственных нужд и прочие, следует признавать недопустимыми и влекущими в обязательном порядке привлечение к ответственности виновных должностных лиц.
Эффективная и результативная система внутреннего контроля не может быть построена без внедрения и нормативного закрепления данных положений в ведомственных актах.
Хорошо отлаженная система внутреннего контроля поможет избежать негативных последствий при проведении проверок внешними проверяющими органами.
Е.М. Шахова,
аудитор
"Бюджетный учет", N 8, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100