Знает ли власть лекарство для российского ЖКХ?
(Размышления над письмом, а может, и не письмом...)
Скалозуб:
"Я князь-Григорию и вам
фельдфебеля в Вольтеры дам!
Он в три шеренги вас построит,
а пикните - так мигом успокоит..."
(А. Грибоедов "Горе от ума")
В настоящее время в "верхах" все более и более начинает проявляться понимание того, что с реформой ЖКХ, особенно в жилищной сфере, положение обстоит далеко не так гладко, как еще совсем недавно озвучивалось в речах, произносимых с самых высоких трибун. Так, в самом конце мая РИА "Новости" сообщило следующее:
"Расчет на самоорганизацию владельцев жилья и бизнесменов в сфере ЖКХ без организующей роли государства основывался на романтических представлениях 90-х гг., которые не сработали на практике", - заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак, выступая в Липецке на Всероссийском совещании по эффективному управлению в сфере ЖКХ.
"Многие наши решения как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях до этого базировались на романтических представлениях, которые бытовали в 90-х гг., что люди, исходя из естественного стремления получения лучшего качества услуг, лучшей жизни, смогут самостоятельно, без вашего с нами участия, самоорганизоваться и обеспечить эффективное управление своим домом", - сказал Козак.
Он добавил, что тем самым планировалось создать условия для конкуренции в этой сфере частных организаций, которые, в свою очередь, должны были бы стремиться к улучшению качества и эффективности оказываемых услуг, снижать стоимость этих услуг в борьбе за потребителя.
"К сожалению, это действительно были романтические представления. Без нашего с вами участия, и в первую очередь без участия публичной власти на самом первичном уровне, уровне местного самоуправления, ничего это само по себе не происходит", - сказал Козак.
С этими словами не согласиться, конечно, невозможно. Однако слишком часто в ЖКХ и не только мы сталкивались с ситуацией, когда последствия лечения оказывались ненамного лучше самой болезни. Нечто подобное с достаточно высокой долей вероятности может произойти и сейчас.
Волею судеб в мои руки попала бумага, которая выглядит как письмо заместителя министра регионального развития РФ в Правительство Российской Федерации от 11.02.2011. Есть ли такое письмо на самом деле или это результат "происков мировой закулисы", сказать однозначно не могу, хотя оно и получено мной из источника, который относится к типу, именуемому в СМИ "заслуживающими доверия". Однако присутствуют в этой бумаге занятные мысли. И, как юрист, трудящийся на ниве ЖКХ более двадцати лет, позволю себе воспроизвести некоторые из них и рассказать, что об этом думаю.
Начинается письмо вот с такого "пассажа":
"Министерством регионального развития Российской Федерации во исполнение пункта 1 поручения Заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака от 22 сентября 2010 г. N ДК-П9-6514 направляются обобщенные материалы и предложения федеральных органов власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по устранению условий, способствующих совершению преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (текст, пунктуация и орфография оригинала здесь и далее сохранены).
Заметьте, что предложения-то исключительно органов власти. Как будто только органы власти работают в ЖКХ и пользуются его благами. Наверное, рядовым гражданам по этому вопросу Правительству сказать нечего. А, что касается объединений граждан, ну всяких там ТСЖ, ЖСК, союзов потребителей, профсоюзов, различного рода общественных советов, то если их спросить, они, не дай Бог, такую крамолу "понесут", что хоть святых выноси. Да и в управляющих и ресурсоснабжающих организациях работают настолько "светлые" люди, что они, как младенцы, могут только слушать, максимум, иногда "агукать" и пускать пузыри.
Второй абзац сразу ставит все на свои места: все беды от того, что пустили предпринимателей в ЖКХ, а надсмотрщиков над каждым не поставили. Вот эти предприниматели-вредители и "тырят" бюджетные деньги и деньги граждан. Интересно, правда, как можно "тырить" деньги из бюджета без ведома их распорядителей, сиречь чиновников? Кстати, касательно надсмотрщиков: где же их столько достать, да еще квалифицированных? Так и с ними, наверное, договориться можно.
Далее замминистра сетует, что "основа" у нас "правовая несовершенна". Ну, какую создали, такую и создали. При участии Минрегиона, между прочим. Хотя с моей, как практикующего юриста, точки зрения, она в принципе очень даже ничего. Просто законы у нас не работают, впрочем, как и правоохранительные органы и суды. Чтобы не быть голословным, хотел бы порекомендовать замминистра лично пойти в суд как простому гражданину да посудиться за свое имущество с правительством Москвы (ну, например, за земельный участок своего дома). Думаю, охота быстро отпала бы.
А ситуация с двойными квитанциями?! Из двоих требующих деньги за одни и те же предоставленные услуги один точно жулик (ст. 159 ч. 2 УК РФ). Причем он даже и не прячется: сажай - не хочу. Так ведь не сажают. Видимо, у правоохранительных органов полно других забот.
Вообще-то меня порадовало, что они там "наверху" знают, что у нас тут "на земле" творится. И про "липовые" ТСЖ знают, и про злоупотребления, присвоения, растраты денежных средств, собранных с населения знают. Про завышенные тарифы тоже ведают, хотя на эту тему специальная служба - почти целое министерство - трудится: ФСТ называется. В общем, упомянули про все: взятки, "откаты", приписки, банкротства и т.д.
А вот дальше начинается раздел под девизом "Как нам реорганизовать Рабкрин?". Даже самый проницательный читатель не догадается, с чего начинается раздел. Ну конечно: "...в первую очередь требуется усиление правовой регламентации по предоставлению дополнительных контрольных полномочий исполнительным органам субъектов РФ и органам местного самоуправления, в том числе по_ (выделение мое)" далее следует перечисление "всё и вся про ЖКХ" и заканчивается "... по решению собрания собственников помещений в многоквартирном доме". В общем, понял я, что мозг мне теперь не нужен: все равно любое мое решение "проконтролируют" и, надеюсь, откорректируют для моего же блага.
Не обошли в документе и приснопамятное лицензирование деятельности по эксплуатации жилых домов. Вероятно, авторы уже позабыли (а может, и не знали?), как в нашем Отечестве эти лицензии покупались, да и покупаются сейчас.
Поскольку в нашем Расейском Минрегионе понимают, что условий для ведения честного бизнеса в ЖКХ нет и неизвестно, когда будут, то предлагается ужесточить правила допуска предприятий к торгам, "_в части подтверждения своих возможностей по исполнению контракта...". Вот интересно: а "Байкалфинансгрупп" хотя бы на присутствие по юридическому адресу кто-нибудь проверял? А ведь победил на торгах!!!
Дальше - больше. Авторы предлагают "модернизировать и инновациализировать" законодательство: "_ввести в Бюджетный кодекс РФ понятие "неэффективное использование бюджетных средств". А судьи кто? "Неэффективное" для кого? С чьей точки зрения? Если с моей лично, то первым под "раздачу" (а лучше, как минимум, под увольнение) должно попасть Правительство РФ. Так что, может, не стоит "вводить"?
Есть, конечно, весьма конструктивные идеи. Например, относительно регистрации, ликвидации ТСЖ, исключения из него собственников помещений, а то ведь такими нормами "осчастливили" нас разработчики Жилищного кодекса, что не приведи, Господи.
Встретились в документе и "перлы" в виде "_форм управления землей, прилегающей к ТСЖ_". Землей, прилегающей к юридическому лицу?! Вот бы узнать, что это такое? Вот еще: разработчики требуют "_механизмов установления границ пользования общим имуществом...". Похоже, что они про ст. 35 Конституции и ст. 209 ГК РФ забыли или вообще даже не слышали, что такие статьи существуют.
Но вот уж чего точно не забыли, так это забраться в карман хозяйствующих субъектов и навести в нем "порядок". Тут тебе и расходы посчитают, как процент от доходов, и проконтролируют, чтоб ты лишнюю копейку не заплатил, куда не следует. Вот только слышал я, что еще в 2009 г. около 35 тыс. организаций и предпринимателей заявляли о себе, что являются операторами в ЖКХ. Это где же такую ораву контролеров найти?
Однозначно позитивным в письме считаю то, что обращено внимание на "Отсутствие единых норм и требований к договорам на поставку энергоресурсов... к договорам управления многоквартирным домом_". Этот крайне болезненный вопрос требует разрешения в первую очередь.
Вероятно, после переименования в полицию у наших правоохранителей работы поубавилось. Может, именно поэтому предлагается впредь:
- "_обеспечить предварительную и обязательную проверку руководителей ТСЖ и УК по линии МВД". Интересно, кого это испугает? Уже сегодня директорами УК числятся десятки наших братьев из ближнего зарубежья, не способных произнести хоть одно слово по-русски, но не судимых и не попадавших под следствие.
- "...обеспечить проведение конкурсов в ЖКХ с участием представителей органов внутренних дел"; (У нас что, дефицит коррупции в стране?)
- "_расширить перечень оснований для проведения внеплановых проверок и установить возможность проведения внеплановых проверок... без санкции прокуратуры_" Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! "Не кошмарить", отменяется?!
Действительно хорошей идеей является создание "горячих линий" на муниципальном уровне. Вот только каков будет механизм реагирования? Сегодня в прокуратуру и милицию (может, в полиции будет получше?) не достучишься.
А вот идею введения "_дополнительных мер административной и уголовной ответственности... в том числе за невыполнение обязательств по договорам_" считаю явно сверхрадикальной и преждевременной, если, конечно, не планируется упразднение Гражданского кодекса. Лучше сделать так, чтобы начали работать существующие статьи Уголовного и Административного кодекса и наказание за преступления стало неотвратимым. Вы уж там "наверху" порадейте.
И, пожалуйста, не надо нового (Жилищно-коммунального) кодекса РФ: общество Жилищный кодекс 6 лет переваривает и переварить не может.
В письме мне ни разу не попалось слово "суд", что весьма симптоматично: либо авторы вообще не знают, что это такое, либо не верят, что он может действительно решать какие-либо вопросы. Может, именно поэтому делается ставка на административно-командные, как модно было говорить в конце 80-х гг. прошлого века, методы? Чтобы, как у Некрасова: "Малые, большие - дело чуть за спором - "Вот приедет барин!" - повторяют хором..."
Общее впечатление от документа таково, что все мы граждане немощные и как дети неразумные: ну не можем мы "рублем голосовать" и проконтролировать, куда он "уплыл", тоже не можем. Что хотят нас всех осчастливить, сняв ответственность за самостоятельно принимаемые решения.
Хотя есть у меня подозрения, что тайная, но главная цель сего документа добиться очередного увеличения финансового потока для реализации предложений, изложенных в нем.
Вообще-то написал я все это вовсе не для того, чтобы позубоскалить или на чьих-нибудь "косточках покататься", а для того, чтобы самому еще раз убедиться и показать читателям, что первой и, наверное, основополагающей проблемой, являющейся источником всех бед в ЖКХ, является отсутствие четкой концепции построения отрасли.
До сих пор ни руководство страны, ни само общество не имеет представления о том, каковы должны быть механизмы регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в ЖКХ: "стимулирование рублем со стороны потребителя" или "наказание рублем со стороны государства", или их совокупность в некоторых пропорциях в различных подотраслях?
Нет понимания и того, что должно быть движущей силой и фактором контроля на разных этапах превращения природного ресурса (воды, газа, угля) в услугу, потребляемую гражданином.
Может быть, оно - то письмо, о котором я говорил вначале, - было, а может, его и не было: это совершенно неважно. Важно другое: важно, что есть у нас ЖКХ, важно, что есть в нем тяжелейшие проблемы, и важно, что нет у нашей власти реального понимания, как эти проблемы решить.
Собственно, все это видно и без какого-либо письма. Из собственного окна.
И. Измайлов,
юрист, генеральный директор компании "Юр-Экспресс",
г. Москва
"Коммунальщик", N 8, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Знает ли власть лекарство для российского ЖКХ?
Автор
И. Измайлов - юрист, генеральный директор компании "Юр-Экспресс", г. Москва
"Коммунальщик", 2011, N 8
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru