Уставный капитал хозяйственных обществ и права кредиторов: устранение перекосов в балансе интересов
Комментарий к Федеральному закону от 18.07.11 N 228-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов".
Комментируемым Федеральным законом от 18.07.11 N 228-ФЗ (далее - закон N 228-ФЗ) законодатель пересмотрел существующие способы защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала хозяйственных обществ. Как говорится, совершенству нет предела. Помимо изменения норм, регулирующих взаимоотношения акционеров, учредителей, кредиторов ООО и АО, закон добавил и новый информационный ресурс - Единый реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее - единый реестр).
Часть принятых новшеств будет действовать с 1 января 2012 года, а часть - с 1 января 2013-го.
Чистые активы
В Федеральном законе от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - закон N 208-ФЗ) (п. 3 ст. 35) и в Федеральном законе от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - закон N 14-ФЗ) (п. 2 ст. 30) с началом действия новшеств будет установлено следующее.
Для обычных и кредитных организаций будут установлены разные правила оценки чистых активов.
Кредитные организации вместо стоимости чистых активов должны рассчитывать величину собственных средств (капитала), определяемую в порядке, установленном Банком России.
Что касается остальных хозяйственных обществ, то стоимость их чистых активов должна оцениваться по данным бухгалтерского учёта.
Порядок оценки может быть разным. Его могут установить:
- Минфин России и федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков (Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)) или
- иные федеральные органы исполнительной власти (если такая оценка предусмотрена другими федеральными законами для отдельных видов деятельности).
При этом общество обязано обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости его чистых активов.
Разбухание отчётности
Раньше раздел о состоянии чистых активов в отчётности должны были заполнять в акционерном обществе, теперь этим обязаны будут заниматься и в обществах с ограниченной ответственностью.
Годовой отчёт должен содержать раздел о состоянии чистых активов общества, в котором указываются:
- показатели, характеризующие динамику изменения стоимости чистых активов и уставного капитала общества за три последних завершённых финансовых года, включая отчётный год (или, если общество существует менее чем три года, за каждый завершённый финансовый год);
- результаты анализа причин и факторов, которые, по мнению единоличного исполнительного органа общества, привели к тому, что стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала;
- перечень мер по приведению стоимости чистых активов общества в соответствие с размером его уставного капитала.
Пересмотр последствий уменьшения стоимости чистых активов
Неудача в хозяйственной деятельности может постигнуть любую компанию. Не являются исключением и общества с ограниченной ответственностью. Стоимость чистых активов ООО может упасть ниже уставного капитала компании и даже ниже минимального уставного капитала. Законодатель решил смягчить последствия этих неприятных событий.
Если раньше по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов оказывалась меньше уставного капитала, то общество обязано было объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов.
Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывалась меньше минимального размера уставного капитала, установленного государством на дату государственной регистрации общества, то общество подлежало ликвидации.
С началом действия поправок определение величины чистых активов, на которую общество обязано реагировать в законодательно установленном порядке, будет отнесено на окончание финансового года.
Грубо говоря, обществам добавили ещё год "на раскачку".
И теперь общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года самостоятельно обязано принять одно из следующих решений:
- об уменьшении уставного капитала общества до размера, не превышающего стоимости его чистых активов;
- о ликвидации общества.
По мнению законодателя, увеличение срока, предоставляемого для приведения размера уставного капитала в соответствие стоимости чистых активов, положительно отразится на многих хозяйственных обществах. И особенно позитивны они для тех, которые имеют значительные (более двух лет) сроки окупаемости. Это, например, общества, созданные для реализации инновационных проектов.
Новости для кредиторов
Изменения в законодательстве несколько сокращают права кредиторов общества и дают некоторое облегчение ему самому. Хотя и не всё так однозначно.
Начнём с того, что после принятия обществом решения об уменьшении его уставного капитала оно обязано в течение трёх рабочих дней (а не 30 дней, как раньше) сообщить о таком решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. И дважды - с периодичностью один раз в месяц - опубликовать уведомление об уменьшении уставного капитала общества в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, а именно в журнале "Вестник государственной регистрации".
В уведомлении об уменьшении уставного капитала общества нужно будет указать:
- полное и сокращённое наименование общества, сведения о его месте нахождения;
- размер уставного капитала общества и величину, на которую он уменьшается;
- способ, порядок и условия уменьшения уставного капитала;
- описание порядка и условий заявления кредиторами общества требования о погашении долгов с указанием адреса постоянно действующего исполнительного органа общества и дополнительных адресов, по которым могут быть заявлены требования, а также способов связи с обществом.
Как видим, общество больше не обязано письменно извещать всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного капитала. Так что кредиторам придётся поднапрячься самим в поиске информации. И предпринимателям нужно будет изучать упомянутое СМИ, чтобы своевременно узнать о том, не собрался ли кто-то из их должников уменьшить уставной капитал.
Теперь самое главное.
Кредитор по-прежнему вправе потребовать от общества досрочного исполнения соответствующего обязательства. Однако не любой кредитор, а только тот, чьи права требования возникли до опубликования уведомления об уменьшении уставного капитала общества.
Для предъявления требования ему отводится не более 30 дней с даты последнего опубликования уведомления об уменьшении уставного капитала. Срок исковой давности для обращения в суд с данным требованием составляет шесть месяцев со дня последнего опубликования уведомления об уменьшении уставного капитала.
Впрочем, общество может отказать кредитору в удовлетворении его требования и при этом рассчитывать на положительное решение суда при наличии одного из двух условий:
- в результате уменьшения его уставного капитала права кредиторов не нарушаются;
- предоставленное обеспечение является достаточным для надлежащего исполнения соответствующего обязательства.
"Открытое" общество
С 1 января 2013 года жизнь всех российских юридических лиц будет "как на ладони" для всех желающих. Такова суть норм, содержащихся в статье 7.1 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Будет сформирован уже упоминавшийся нами в начале единый реестр. Он будет выложен в интернете, и сведения этого реестра будут открытыми и общедоступными.
Из реестра можно будет получить:
- запись о создании юридического лица (в том числе путём реорганизации);
- запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;
- запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
- решение уполномоченного федерального органа о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ;
- запись об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ или о ликвидации юридического лица;
- запись о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесён в качестве вклада в уставный капитал ОАО;
- запись об уменьшении или увеличении уставного капитала;
- запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;
- запись об изменении адреса юридического лица;
- сведения о стоимости чистых активов ОАО на последнюю отчётную дату;
- сведения о стоимости чистых активов ООО;
- сведения о состоянии лицензий юридического лица;
- сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
- иные сведения.
Вести единый реестр будет специальный оператор, который получит такое право в результате отбора.
Пополнять сведения в едином реестре будут как государственные органы, так и сами юридические лица. Для юридических лиц эта процедура будет платная, а вот с государственных органов денег не возьмут.
Отметим также, что Единый федеральный реестр сведений о банкротстве будет являться неотъемлемой частью единого реестра.
И ещё.
До определения оператора единого реестра функции указанного оператора будет осуществлять оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26.10.02 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
А. Анищенко,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru