Принцип неприкосновенности судей: сущность и значение
Для общественного мнения последних десятилетий характерно критическое отношение к суду, судебной деятельности, ко многому, что ей сопутствует, и, прежде всего, - к неприкосновенности судей, которая понимается в самом простом выражении как неоправданная и ненужная льгота, как грубое нарушение принципа равенства прав граждан. С различной степенью вариативности такого мнения звучат и рассуждения о необходимости понижения уровня судейского иммунитета.
Нет ничего странного в том, что общество воспринимает с настороженностью и даже с раздражением любое отклонение от общих правил, в том числе возникновение отдельных норм для кого-то, особенно, когда это отклонение не расшифровано для общества, не доказана его насущная необходимость.
В связи с этим представляется актуальным определить сущность принципа неприкосновенности судей и его правовое значение, а также обозначить необходимость решения теоретически важной и практически насущной задачи достижения единства в понимании принципа неприкосновенности судей.
Принцип, по Далю, - это научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают*(1).
Такое же и устоявшееся правовое толкование термина "принцип": основное исходное положение какой либо теории, учения, руководящая идея, основное правило какой-либо деятельности. На основе принципа создаются нормы права. В этом смысле можно сказать, что принцип содержит внутри себя "эмбрионы" норм права.
Уместным представляется и понимание принципа как источника и управляющей силы отдельного действия и деятельности в целом. Мы разделяем взгляды тех ученых-процессуалистов, которые к принципам относят только идеи и положения, ставшие нормами права, закрепленные в нормах права, обязательных для применения.
Высшую обязательную силу имеют конституционные принципы, в частности принцип неприкосновенности судей.
В конституциях СССР 1936, 1969, 1977 гг. есть только статьи о независимости судей и их подчиненности закону. Так, в Конституции СССР 1936 г. ст. 112 гласит: "Судьи независимы и подчиняются только закону". Статья под этим же номером и с точно такой же формулировкой содержится и в Конституции СССР 1960 г. В ст. 155 Конституции 1977 г. было внесено дополнение, распространяющее конституционный принцип независимости судей и на народных заседателей: "Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону".
Впервые принцип неприкосновенности судьи обозначен в ст. 122 Конституции Российской Федерации 1993 г. Как гласит ч. 1: "Судьи неприкосновенны". В ч. 2 этой же статьи конкретизирован методологический подход к обеспечению неприкосновенности: "Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом".
Возможны две трактовки понимания границ неприкосновенности судей, сфер применения этого принципа. В конституционной трактовке этот принцип работает только в сфере уголовной ответственности. Но законодательство, в частности ст.ст. 12 и 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации"*(2), ст.ст. 17 и 19 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"*(3), содержит нормы, прямо указывающие на особый порядок привлечения судей к дисциплинарной и административной ответственности.
Следовательно, мы вправе предположить, что принцип неприкосновенности судей, установленный ст. 122 Конституции РФ, по сути своей, служит фундаментом построения общественных отношений не только в достаточно узкой и специфической сфере уголовного судопроизводства - сфере уголовного преследования судей. Границы влияния этого принципа распространяются и на дисциплинарное, и на административное производство в отношении судей.
Как следует из соотношения ч. 1 ст. 22 Конституции РФ со ст. 10 УПК РФ, принцип неприкосновенности судей соответствует общему принципу неприкосновенности личности. Можно сказать, что принцип неприкосновенности судей - часть принципа личной неприкосновенности, но обладающий своим специфическим содержанием и назначением.
Формальное нарушение конституционного принципа равенства прав и свобод граждан введением конституционного принципа неприкосновенности судей никаких прав и свобод граждан не умаляет, так как граждане имеют право обжаловать решения судов и квалификационных коллегий судей, если эти решения затрагивают их интересы.
Принцип неприкосновенности судей обладает всеми методологически важными признаками, которые присущи и другим принципам уголовного судопроизводства. Это, прежде всего, правовая регламентация и объективный характер. Необходимо отметить, что принцип неприкосновенности судей обладает самостоятельным (собственным) содержанием, не совпадающим с содержанием других принципов.
Отличие принципа неприкосновенности судей от общезначимых принципов, например принципа состязательности, заключается как раз в том, что он имеет не общепроцессуальное, а специфически процессуальное содержание. Специфичность выражается, прежде всего, в ограниченности объектов применения принципа: действующие судьи, судьи в отставке и бывшие судьи, подозреваемые в преступлении, совершенном в период исполнения полномочий судьи.
Но уголовно-процессуальная сущность принципа неприкосновенности судей определяется, кроме уже упомянутых (правовая регламентация, объективный характер, специфическое процессуальное содержание), и другими основополагающими признаками. К ним относятся нормативность, обеспечение принудительной силой государства, обусловленность реализации принципа ролью самостоятельных органов судейского сообщества - квалификационных коллегий судей. Возможность или невозможность уголовного преследования судьи зависит в определенной мере от позиции квалификационной коллегии судей, либо дающей согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого, либо отказывающей в этом. Причем оспорить эти решения можно только в суде.
Принцип неприкосновенности первичен по отношению к принципу независимости, являясь его гарантом, так как без неприкосновенности невозможна независимость. В связи с этим очевидно, что реализация принципов неприкосновенности судьи и независимости судьи взаимозависима.
Принцип неприкосновенности судьи является реальным, т.е. осуществляемым в действительности. Его реализация означает не что иное, как исполнение замысла и получение результата, т.е. достижение неприкосновенности судей в реальности. В этом смысле принцип неприкосновенности судьи можно считать правовой платформой для конструирования конкретного механизма и создания условий обеспечения естественного права судьи на неприкосновенность.
Реализация принципа неприкосновенности судьи выражается в активной и пассивной формах действий как самого судьи, так и государства в лице его властных органов, а также квалификационных коллегий судей, выступающих в качестве органов самоуправления судейского сообщества. По аналогии с реализацией норм права она может включать в себя следующие формы: соблюдение принципа; исполнение принципа; использование принципа; применение принципа. Разделение этих форм, их отличие друг от друга возможно преимущественно в теоретической плоскости, в реальности же они могут смешиваться, дополнять друг друга, проявляться в комбинированном виде.
Соблюдение принципа неприкосновенности судей - это пассивная форма действий (поведения) судьи в виде воздержания, уклонения, отказа от совершения запрещенных нормами права деяний, и одновременно это пассивная форма действий государства, заключающаяся в отсутствии каких-либо претензий к судье со стороны государства в лице его правоохранительных органов и квалификационных коллегий судей, управомоченных выражать интересы судей.
Исполнение принципа - это активная форма действий судьи в виде выполнения им профессионально-служебных обязанностей и следования этико-нравственным нормам и одновременно активная форма действий государственных органов, а также квалификационных коллегий судей по защите судьи от противоправных посягательств, необоснованного уголовного и любого другого преследования.
Использование принципа - это активная форма действий судьи, по своему усмотрению реализующего нормы права, предусматривающие защиту его прав и законных интересов в процессе уголовного или любого другого преследования.
Применение принципа - это активная форма действий государственных органов и квалификационных коллегий судей по реализации норм позитивного права, предусматривающих особый процессуальный порядок привлечения судьи к уголовной или иной ответственности.
Принцип неприкосновенности судей носит не только охранительный (для судей) характер. Для судьи он также имеет нормативное значение как регулятор деятельности и поведения, обозначающий зависимость сохранения действенности принципа неприкосновенности судьи от соблюдения им норм позитивного права и этических норм. В этом смысле единство статуса судьи обусловливает и единство принципа неприкосновенности, в том числе единство его нормативности вне зависимости от должности и уровня полномочий судьи.
Действенность принципа неприкосновенности судей заложена в материальном праве. Ряд статей гл. 31 Уголовного кодекса РФ "Преступления против правосудия" имеет очевидно охранительный характер в отношении личности судьи. Этому посвящены ст.ст. 294-298, а также ст. 311 данной главы. Необходимо подчеркнуть, что упомянутые статьи предусматривают защиту судьи именно в связи с осуществлением им своих полномочий. В частности, ст. 295 предусматривает уголовное наказание за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие, именно в связи с рассмотрением дел или материалов в суде. Такова же направленность ст. 296, карающей за угрозу или насильственные действия в отношении судьи в связи с осуществлением правосудия. Характерно, что по этой статье УК РФ санкции за незаконные действия в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, строже санкций за те же действия в отношении прокурора, следователя, дознавателя, защитника, эксперта, специалиста, судебного пристава, судебного исполнителя. Такая же закономерность прослеживается и в некоторых других статьях данной главы, в частности в ст.ст. 297, 298.
Из этого можно сделать следующие выводы.
Во-первых, УК РФ специальными нормами регламентирует обеспечение действенности принципа неприкосновенности судей в их профессиональной сфере. Обеспечение же действенности принципа неприкосновенности судей в бытовой сфере предусматривают те же статьи УК, которые действуют и в отношении всех других граждан.
Во-вторых, ужесточение санкций за преступления в отношении судей по сравнению с санкциями за те же преступления в отношении сотрудников правоохранительных органов подчеркивает значимость реализации конституционного принципа неприкосновенности, выступающего гарантом независимости судьи.
Действенность принципа неприкосновенности судьи предусмотрена и наличием норм процессуального права, сосредоточенных в гл. 52 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В них заложены механизмы и объективные критерии его реализации, важнейшим из которых является уровень законодательной формализации, т.е. наличие нормативных правил судопроизводства, которые формируют условия возможной действенности. Очевидно, что принцип неприкосновенности судей, провозглашенный Конституцией РФ, остался бы декларативным символом государственного намерения, не будь он подкреплен системой законодательных норм, которые в совокупности обеспечивают его практическую реализацию. Право должно создавать обязательную для применения в реальных условиях модель неприкосновенности судей в интересах развития правосудия.
И.Б. Михайловская справедливо замечает, что точнее говорить о степени независимости (зависимости) суда*(4). Исходя из этого правильнее говорить о степени неприкосновенности судьи, той степени, которая предусмотрена нормативной моделью неприкосновенности судьи.
Принцип неприкосновенности выражает отношение государства (и в определенной мере общества с обусловленной правовой грамотностью и активностью граждан) к деятельности судьи, подчеркивает понимание государством значимости этой деятельности и необходимости создания должных условий судье. Это отношение государства имеет объективные критерии его оценки, которые "читаются" в соответствующих нормах закона.
Необходимость неприкосновенности судьи вытекает из самой природы социальной функции судьи, которая заключается в обязанности, необходимости влиять на различные элементы социального организма (индивида, группу, профессиональное сообщество, ветвь государственной власти) с целью приведения этих элементов в соответствие с законом. Реализация этой функции невозможна без предоставления судье законом же определенных гарантий - возможностей влияния. К числу таких гарантий-возможностей и относится неприкосновенность судьи.
Определенные нормы уголовного и уголовно-процессуального закона можно обозначить как две "несущие опоры" работающего механизма обеспечения неприкосновенности судей. Третья "опора" - деятельность квалификационных коллегий судей (ККС). Она объективно проявляет отчетливые признаки реализации принципа неприкосновенности судей, что выражается в трех формах:
1) пассивная форма действий ККС, выраженная в отсутствии каких-либо претензий или требований к судье и означающая соблюдение ККС принципа неприкосновенности.;
2) активная форма действий ККС по защите судьи от необоснованных посягательств, выраженная в отказе удовлетворить представления о дисциплинарном или уголовном преследовании судьи и означающая исполнение ККС принципа неприкосновенности судьи;
3) активная форма действий ККС по привлечению судьи к ответственности, выраженная в удовлетворении представлений об уголовном или дисциплинарном преследовании судьи и означающая применение ККС принципа неприкосновенности.
Анализ многолетней практики квалификационных коллегий судей, осуществляющих в отношении судей дисциплинарное производство, убеждает в том, что действие принципа неприкосновенности фактически распространяется и на дисциплинарное производство. Представляется, что это целесообразно отразить в законодательных актах, регулирующих деятельность органов судейского сообщества, в частности в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральном законе "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". Это следует из смысла и целей деятельности органов судейского сообщества и с учетом реалий работы квалификационных коллегий судей.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. N 3-П (пп. 3.1, п. 3) ясно выражена позиция КС РФ: "По смыслу положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, определяющих правовой статус судьи, основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи должно быть не любое отступление от требований закона и этических норм, а лишь такое, которое по своему характеру с очевидностью несовместимо с высоким званием судьи, явно противоречит социальному предназначению судебной власти, носителем которой является судья. Поэтому, в частности, судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи за судебную ошибку, если только неправосудность судебного акта не явилась результатом такого поведения судьи, которое по своему характеру несовместимо с занимаемой им должностью. Иное не соответствовало бы принципам независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, которые подлежат реализации и при дисциплинарном преследовании отдельных представителей судебной власти"*(5).
В настоящее время квалификационная коллегия судей - единственный орган, обладающий полномочием бессрочного или временного лишения судьи неприкосновенности. Это происходит в нескольких формах: решение ККС о даче согласия на возбуждение уголовного дела или привлечение судьи в качестве обвиняемого по другому уголовному делу и в связи с этим принятие решения о приостановлении полномочий и/или отставки судьи; решение ККС о прекращении полномочий судьи в связи со вступлением в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; решение ККС о досрочном прекращении полномочий судьи по дисциплинарному основанию; решение ККС о прекращении отставки судьи.
Необходимо отметить, что для каждого из этих решений существуют свои основания, и каждое из этих решений не является окончательным. Так, в случае оправдания судьи по уголовному делу его полномочия должны быть возобновлены также решением ККС. Решение ККС о досрочном прекращении полномочий судьи по дисциплинарному основанию до создания Дисциплинарного судебного присутствия может быть отменено или изменено по вновь открывшимся обстоятельствам этой же ККС или судом.
Подчеркнем, что решение ККС о досрочном прекращении полномочий судьи не означает стопроцентную утрату этим судьей иммунитета от уголовного преследования. У представителей органов судейского сообщества и правоохранительных органов нет единого понимания в вопросе организации досудебного производства в отношении таких судей. Однако правоприменительная практика свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев, когда бывший судья, в отношении которого было применено такое дисциплинарное взыскание, подозревается в совершении уголовно наказуемого деяния, досудебное производство осуществляется в порядке гл. 52 УПК с учетом того важного обстоятельства, что инкриминируемое деяние было совершено в период осуществления судейских полномочий.
Отметим, что во всех случаях судья, который может быть лишен иммунитета, имеет необходимые процессуальные возможности для защиты прав и интересов уже на самом заседании ККС, так как оно проходит по процедуре, сходной с судебным заседанием. К тому же решение ККС в зависимости от его содержания может быть обжаловано либо в суде, либо, в случае досрочного прекращения полномочий, в Дисциплинарном судебном присутствии, созданном в соответствии с Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии"*(6).
Следует отметить, что независимость и неприкосновенность судей если и разделены, то только на научно-теоретическом смысле, а в реальности - тесно связаны, почти едины. Эта особенность законодательно отражена в ст. 9 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", в соответствии с которой независимость судьи обеспечивается его неприкосновенностью. Следовательно, неприкосновенность выступает гарантом независимости судьи, которая в свою очередь является ключевым условием создания независимого и беспристрастного суда.
Независимость и неприкосновенность судьи, являясь по отдельности центральными элементами его правового статуса, не могут существовать по отдельности. Тот исторический факт, что в конституциях Советского государства декларировалась независимость судей без какого-либо упоминания о неприкосновенности, выступает законодательным подтверждением фактического отсутствия независимости судей и судебной системы в целом от вмешательства в правосудие других представителей государственной власти.
Принцип неприкосновенности судей находится в соотношении и во взаимодействии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Констатируя естественный для правоведов вывод о том, что право на судебную защиту определяет принципы взаимоотношений человека, общества и государства*(7), с неизбежностью приходится признавать также и то, что это право, соотнесенное с принципом неприкосновенности судей, предопределяет принципы правовых взаимоотношений государства (и в определенной мере общества) не просто с человеком, а с личностью, наделенной государственными полномочиями, т.е. с частью самого себя, с частью государственного властного механизма.
Сам принцип неприкосновенности судей возник из естественной для любого государства потребности обеспечить беспрепятственное и максимально эффективное функционирование всего властного механизма. Поэтому он и предусматривает дополнительные меры защиты лиц, занимающихся определенным видом государственной деятельности, действующих от имени государства. В этом принципе выражена в определенной мере забота государства о себе.
Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 9 июня 2011 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и части первой статьи 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в связи с жалобой гражданина И.В. Аносова"*(8) еще раз подчеркнуто значение конституционного запрета на снижение уровня предоставленных судьям законодательных гарантий и постановлено признать взаимосвязанные положения п. 7 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" не противоречащими Конституции РФ, поскольку предполагается, что при наличии обоснованных опасений относительно возможности рассекречивания планируемых оперативно-розыскных мероприятий соответствующие материалы подлежат направлению для рассмотрения в суд, который определяется решением Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя, принятым по ходатайству органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Любой человек, непредвзято оценивающий деятельность судьи, не может не понимать, что только независимый судья в состоянии применять закон так, как того сам закон и требует. На наш взгляд, основное значение принципа неприкосновенности судей выражается именно в том, что он соответствует сочетанию потребностей личности, общества и государства в законном, обоснованном и справедливом правосудии.
Библиографический список
1. Адзинова Е.А., Кряжкова О.Н. Право на судебную защиту: регулирование и интерпретация. Антология научной мысли. М.: Статут, 2008.
2. Даль В.И. Толковый словарь живаго Великорусского языка // http://slovardalya.ru/.
3. Михайловская И.Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость. М.: Проспект, 2008.
А.Я. Автамонов,
заместитель руководителя аппарата Высшей квалификационной
коллегии судей Российской Федерации, государственный
советник Российской Федерации 2 класса
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 8, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Даль В.И. Толковый словарь живаго Великорусского языка // http://slovardalya.ru.
*(2) Российская газета. 1992. 29 июля.
*(3) СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022.
*(4) См: Михайловская И.Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость. М.: Проспект, 2008.
*(5) СЗ РФ. 2008. N 10 (ч. 2). Ст. 976.
*(6) СЗ РФ. 2009. N 45. Ст. 5261.
*(7) См.: Адзинова Е.А., Кряжкова О.Н. Право на судебную защиту: регулирование и интерпретация. Антология научной мысли. М.: Статут, 2008. С. 368.
*(8) СЗ РФ. 2011. N 26. Ст. 3858.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принцип неприкосновенности судей: сущность и значение
Автор
А.Я. Автамонов - заместитель руководителя аппарата Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, государственный советник Российской Федерации 2 класса
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2011, N 8