Компьютерная модернизация медицины
В настоящее время только в 20% лечебно-профилактических учреждений существуют информационные системы, обеспечивающие эффективную деятельность медицинского персонала. В XXI веке этого явно не достаточно. В западной практике показатель информатизации и "оцифровки" здравоохранения достигает 95%, что дает клиницистам возможность дистанционного проведения междисциплинарного консультирования. Современная медицина немыслима без использования информационных технологий. Их применение позволяет повысить качество предоставления медицинских услуг. О преимуществах компьютеризации в медицине, электронной документации и рассказывается в данной статье.
Повсеместным внедрением информационных технологий уже никого не удивишь. Это необходимость современного мира. Сегодня трудно себе представить медицинское учреждение без компьютера и многой другой электронной аппаратуры. Однако успехи информатизации медицины пока не столь впечатляющи, как в других отраслях. К сожалению, только в 20% лечебно-профилактических учреждений в настоящее время существуют информационные системы, обеспечивающие эффективную деятельность медицинского персонала. В XXI веке этого явно не достаточно. В западной практике подобный показатель информатизации и "оцифровки" здравоохранения достигает 95%, что помогает европейским и американским клиницистам в своевременном получении данных о болезнях каждого пациента и делает доступной и элементарной возможность дистанционного проведения междисциплинарного консультирования больного врачами различных клиник. Эти очевидные преимущества медицинских информационных систем, посредством которых осуществляется ведение электронной медицинской документации, перед рутинной практикой второй половины XX века, включающей рукописное заполнение историй болезни, амбулаторных карт и других медицинских форм, способствовали разработке в РФ концепции модернизации здравоохранения.
Согласно ей необходимо создание в стране информационно-аналитических систем (электронных библиотек, информационных сетей медицинских работников и экспертных систем), а также развитие технологий персонального мониторинга здоровья пациентов. Предполагается, что подобная практика была бы особенно востребована для отслеживания состояния здоровья отдельных категорий больных, в том числе сахарным диабетом и сосудистыми заболеваниями. Однако доказанный и не вызывающий сегодня сомнений факт тяжелого коморбидного фона у большинства соматических больных делает значимость внедрения новых технологий в медицинскую практику еще более актуальной. Современная медицина немыслима без использования информационных технологий. Их применение позволяет повысить качество предоставления медицинских услуг - упростить запись на прием к врачу, ведение медицинской карты, предоставления возможности получения высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи и решить множество вопросов, с которыми непосредственно сталкивается каждый.
Основным элементом документооборота стационаров является медицинская карта больного, как краткий формализованный отчет о состоянии пациента в разных временных рамках. Современная история болезни - это отражение деятельности множества специалистов, протоколы большого количества проведенных исследований и анализов, многочисленные выписки из предыдущих мест амбулаторного и стационарного наблюдения больного, доступ к которым часто затруднен даже в пределах одного учреждения. Долгое время "бумажной" истории болезни не было альтернативы. Физические ограничения такой формы стали тормозить ее применение и перестали отвечать целям и задачам современного практического здравоохранения. Введение же электронной истории болезни при множестве спорных аспектов, в том числе юридического характера, призвано выделить медицинскую проблему пациента ее основой. Важными преимуществами электронного документооборота являются отсутствие дублирования многих записей, повторения исследований, повышение объективности оценки состояния пациента, возможность использования полученных данных многими специалистами, упрощение получения информации о пациенте из компьютерного архива. Многократно повышаются диагностические возможности врача, складывается полноценная картина анамнеза больного, неоценимо удобство в отношении фиксации текущих наблюдений, позволяющих выстраивать диагностическую и лечебную концепцию. Кроме того, врач, не выходя из кабинета, сразу после проведения осмотра и каких-либо исследований, имеет возможность мгновенно ознакомиться с их результатами. Неоспоримо, что компьютеризация не ведет к непосредственному улучшению диагностики и лечения, но она открывает врачу возможности более эффективной и качественной работы, приводя к заветной цели опосредованно.
Опыт последних лет показывает, что в лечебно-профилактических учреждениях, где информационные технологии уже внедрены, выше уровень преемственности между специалистами и диагностическими службами, а также лучше качество медицинского обслуживания больных. Сегодня открылась реальная перспектива повышения качества работы с пациентами за счет высвобождения значительной части рабочего времени, а информационные системы становятся неотъемлемой составляющей организации лечебно-диагностического процесса. Однако необходимы определенные требования к обеспечению бесперебойной работы этих систем, для чего предусмотрены специализированные службы их сопровождения и технической поддержки. При этом, как бы технически трудной и трудоемкой не было поддержание работы инновационных методик, основным и непосредственным их участником - "краеугольным камнем" является врач, обладающий обширным опытом, высокой квалификацией и достаточной подготовкой для работы в новых условиях работы поликлиники или стационара. Данная подготовка заключается в освоении информационных технологий посредством приобретения навыков и знаний основ работы с компьютером. В связи с этим, становится очевидной необходимость усовершенствования практического врача в сфере компьютеризации. Наиболее трудоемким процессом в современной медицине является сбор анамнеза. Многовековая практика показывает, что наиболее ценны данные, собранные непосредственно при беседе врача с пациентом, т.е. "у постели больного". Однако изложение собранной информации и дальнейших результатов осмотра, ежедневных дневников, этапных и выписных эпикризов на бумаге вызывает негатив у абсолютного большинства врачей. Так называемая "бумажная работа", поглощает немыслимое количество времени и вызывает психологический дискомфорт. Нужно ли еще раз говорить о том, что драгоценное время, потраченное на осуществление бумагооборота, могло бы пойти на более важную, интеллектуальную и творческую работу с пациентом? Больным местом информатизации в целом и в медицине в частности, является отсутствие у пользователей современных технологий навыков быстрого, безошибочного и качественного набора текста с клавиатуры, что служит основным препятствием перехода на цифровые носители, вновь вызывая негативные эмоции. Поэтому врачи, привыкшие писать авторучкой, не вспоминая ежесекундно внешний вид той или иной буквы, как того требует ввод информации с клавиатуры, озадачены неотвратимой перспективой всеобщей информатизации и озадачены ей.
С целью определения уровня подготовки практических врачей к реформе в сфере здравоохранения, а в частности к возможности работы с электронной историей болезни, на базе одного из крупных стационаров СМП Москвы нами было проведено небольшое исследование. Наш непосредственный интерес был сосредоточен на скорости заполнения медицинской документации, а именно - на установке времени, затраченного клиницистами на изложение на бумаге данных первичного осмотра пациента. В исследование вошли 50 врачей, которые были разделены на пять групп. Первую группу составили 10 молодых специалистов (средний возраст года) профессионально владеющих навыками набора с клавиатуры. Во вторую группу вошли 20 клиницистов, некоторое время назад отказавшиеся от заполнения медицинской документации вручную, однако не владеющие в совершенстве навыками печати. Внутри данной группы в зависимости от возраста врачей были сформированы две равночисленные подгруппы. Средний возраст первой подгруппы составил
лет, а второй -
лет. Наконец, в третью группу было включено еще 20 врачей, традиционно заполняющих медицинскую документацию рукописно. Внутри третьей группы в зависимости от возраста врачей также были сформированы две равночисленные подгруппы. Средний возраст первой подгруппы составил
лет, а второй -
лет (табл. 1).
Таблица 1
Исследуемые группы клиницистов
Группа, количество участников | Характеристика группы | Средний возраст |
"Группа 1" (п=10) | Профессиональный набор текста |
|
"Группа 2а" (п=10) | Любительский набор текста |
|
"Группа 2б" (п=10) | Любительский набор текста |
|
"Группа 3а" (п=10) | Рукописный способ заполнения |
|
"Группа 3б" (п=10) | Рукописный способ заполнения |
|
По данным отдела кадров, средний возраст клиницистов, работающих в данном стационаре, составляет 47 лет. При этом, по полученным авторами данным, приверженцами рукописного способа заполнения медицинской документации в основном являются врачи старше 40 лет, т.е. подавляющее большинство. С помощью обычного секундомера было определено среднее время, затраченное на написание первичного осмотра пациента. Необходимо отметить, что мы оценивали технику набора текста и рукописного способа заполнения истории болезни, не учитывая время потраченное клиницистами на обдумывание и анализ полученной медицинской документации. Данные о временных затратах врачей представлены в табл. 2.
Таблица 2
Среднее время написания первичного осмотра пациента
Группа, количество участников | Среднее время одного участника | Среднее время группы |
"Группа 1" (п=10) | 375 сек. | 3750 сек. |
"Группа 2а" (п=10) | 738 сек. | 7380 сек. |
"Группа 2б" (п=10) | 1207 сек. | 12070 сек. |
"Группа 3а" (п=10) | 1132 сек. | 11320 сек. |
"Группа 3б" (п=10) | 963 сек. | 9630 сек. |
Как видно из представленных в таблице данных, наименьшее количество времени на написание первичного осмотра больного тратят врачи, профессионально владеющие навыками набора текста с клавиатуры, а наибольшее - врачи - "любители" старшей возрастной группы.
При этом скорость их ручного письма значительно отличается от машинописного набора текста. Таким образом, на изложение одного первичного осмотра технически "неподкованные" молодые клиницисты - "любители" тратят на 363 секунды (в 1,9 раз) больше, а врачи - "рукописцы" - на 757 секунд (в 3,1 раза) больше профессионалов. В старшей возрастной группе данные менее утешительные. Время фиксации на бумаге результатов первичного осмотра опытным клиницистом - "любителем" составляет на 832 секунды (в 3,3 раза) дольше врача-"профессионала".
В течение одного рабочего дня среднестатистический врач делает и записывает 1,73 первичных осмотра. Среднее количество первичных осмотров за пятидневную рабочую неделю составляет около 6,5 штук, за месяц - около 39,8 штук, а за год - примерно 477,5 первичных осмотров. Данные о ежедневных, еженедельных, ежемесячных и ежегодных временных затратах одного врача во время оформления одного лишь первичного осмотра пациента представлены в табл. 3.
Таблица 3
Временные затраты одного врача на оформление первичного осмотра
Группа | Среднее время, затраченное одним врачом | |||
в день | в неделю | в месяц | в год | |
"Группа 1" | 649 сек. | 3245 сек. | 14927 сек. | 179124 сек. |
"Группа 2а" | 1277 сек. | 6385 сек. | 29371 сек. | 353452 сек. |
"Группа 2б" | 2088 сек. | 10440 сек. | 48024 сек. | 576288 сек. |
"Группа За" | 1958 сек. | 9790 сек. | 45034 сек. | 540408 сек. |
"Группа 3б" | 1666 сек. | 8330 сек. | 38318 сек. | 459816 сек. |
Из табл. 3 следует, что максимально большое количество времени в день на оформление первичных осмотров больных затрачивают либо молодые врачи, предпочитающие писать авторучкой, либо опытные врачи, на любительском уровне с помощью "двупальцевого" набора текста с клавиатуры, оформляющие данный медицинский документ. Общая информация о временных затратах неподготовленных клиницистов по сравнению с показателями врачей, владеющих методом "слепой печати", представлена ниже (табл. 4).
Таблица 4
Регулярные временные потери одного врача
Группа | Среднее время, затраченное одним врачом | |||||||
в день | в неделю | в месяц | в год | |||||
сек. | мин. | сек. | мин. | сек. | мин. | сек. | мин. | |
"Группа 1" | 649 | ~10,5 | 3245 | ~54 | 14927 | ~249 | 179124 | ~2985 |
"Группа 2а" | -628 | ~10 | -3140 | ~52 | -14444 | ~241 | -174328 | ~2906 |
"Группа 2б" | -1439 | ~24 | -7195 | ~120 | -33097 | ~552 | -397164 | ~6619 |
"Группа За" | -1309 | ~22 | -6545 | ~109 | -30107 | ~502 | -361284 | ~6021 |
"Группа 3б" | -1017 | ~17 | -5085 | ~85 | -23391 | ~390 | -280692 | ~4678 |
Средняя потеря | 1098 | ~18 | 5491 | ~92 | 25260 | ~421 | 303367 | ~5056 |
Как следует из этой таблицы, за один рабочий день молодые врачи - "любители", не владеющие профессиональными навыками набора текста с клавиатуры, теряют около 10 минут (628 секунд), опытные врачи - "любители" - около 24 минут (1439 секунд), молодые врачи - "рукописцы" - примерно 22 минуты (1309 секунд), а опытные врачи - "рукописцы" - приблизительно 17 минут (1017 секунд). За рабочую неделю временные потери составляют около 52, 120, 109 и 85 минут, соответственно. За рабочий месяц потеря во времени составляет примерно 241 минуту (4 часа), 552 минуты (9 часов), 502 минуты (8 часов) и 390 минут (6,5 часов), соответственно. Более того, за рабочий год один врач теряет около 2906 минут (48 часов), 6619 минут (110 часов), 6021 минут (100 часов) и 4678 минут (78 часов), соответственно.
Таким образом, средняя временная потеря одного среднестатистического клинициста, не владеющего профессиональным навыком набора текста с клавиатуры, в день составляет 1098 секунд (18 минут), в неделю - 5491 секунду (92 минуты; 1,5 часа), в месяц - 25 260 секунд (421 минуту; 7 часов), а в год - 303 367 секунд (5056 минут; 84 часа).
Резюмируя проведенное авторами исследование, можно заключить, что "слепой" метод машинописи аксиоматично необходим в практической деятельности врача. Помимо колоссальной экономии времени, владение этим профессиональным навыком позволяет снять эмоциональное напряжение врача, которое обычно сопровождает работу за компьютером при необходимости набора текста. Способ "слепой" печати уменьшает нагрузку на зрение, делая не нужным постоянный перевод взгляда с монитора на клавиатуру и обратно, уменьшает количество ошибок и делает работу клинициста более производительной и комфортной. Таким образом, обладать навыком "слепой" печати выгодно. Сегодня данной методике учат в школе, но и старшему поколению, не получившему подобного образования, в настоящее время доступно множество простых подручных средств обучения (курсы машинописи, клавиатурные тренажеры, электронные программы, книги), которые при наличии желания обучающегося делают эту задачу легкоразрешимой. Однако принцип, заложенный в основе всех этих методов, один - выработка мышечной памяти пальцев рук. Предметом обучения пользователей компьютеров является не расположение букв и клавиш на клавиатуре, которое само по себе достаточно просто, а тренировка точных, выверенных и целенаправленных движений пальцев, которые необходимо соединить в подсознании с определенной буквой или знаком.
Еще раз подчеркнем, что методика самообучения достаточна проста, необходимо лишь несколько минут в день на тренировку и желание сэкономить время и желание улучшить ежедневный рабочий процесс в скором будущем.
Проведя краткий обзор существующих методик, авторами был выбран клавиатурный тренажер "VerseQ", как предназначенный для пользователей любого уровня, имитирующий виртуального преподавателя, обладающий приятным и ненавязчивым интерфейсом и тренирующий скорость и качество набора текста. Наш субъективный выбор не претендует на звание абсолютного, однако в существующих условиях труда врача и его плотном графике работы он оказался оптимальным.
В продолжение данного исследования на базе того же столичного стационара авторами запланирован и инициирован пилотный проект обучения клиницистов методу "слепой" печати. Хочется надеяться, что данное организаторское решение поможет приобрести клиницистам столь нужный в профессиональной деятельности навык, а лечебно-профилактическому учреждению в целом улучшить качество своей работы. Результаты проекта обязательно будут освещены в печати несколько позже.
А.Л. Вёрткин,
д-р мед. наук, проф.
А.С. Скотников,
кандидат медицинских наук, ассистент кафедры терапии,
клинической фармакологии и скорой медицинской помощи МГМСУ
М.А. Румянцев,
кандидат медицинских наук, научный сотрудник
Е.Д. Ларюшкина,
А.С. Русакова,
врачи, клинические ординаторы кафедры терапии,
клинической фармакологии и скорой медицинской помощи МГМСУ
"Врач скорой помощи", N 7, июль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Врач скорой помощи"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-19470 от 26 июня 2005 года.
Ежемесячный профессиональный журнал для руководителей и сотрудников станций и отделений скорой медпомощи. В нем представлена полная информация по организации работы, материально-техническому и нормативно-правовому обеспечение СМП, публикуются практические рекомендации и разборы врачебных ошибок.
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru