Стратегическое управление лечебно-профилактическим учреждением
В статье рассматриваются проблемы управления лечебно-профилактическим учреждением в условиях реформирования здравоохранения. Персонал, информационное обеспечение и структура организации рассматриваются как главные ресурсы, на которые необходимо опираться при стратегическом управлении учреждением.
В результате масштабных изменений законодательства, регламентирующего правовой статус бюджетных учреждений, предусматривается обеспечить развитие конкурентной модели на основе равного доступа медицинских организаций различных организационно-правовых форм к реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования (ОМС).
Это кардинально меняет хозяйственную и клиническую составляющие деятельности лечебно- профилактического учреждения (ЛПУ).
По мнению В.А. Гройсмана, Г.П. Котельникова, М.А. Хуторского (2005), медицинскому учреждению в условиях внедрения рыночных механизмов в здравоохранение жизненно необходимо вырабатывать перспективную стратегию своего развития, генеральную линию как участника рынка медицинских товаров и услуг.
Современный подход к стратегическому управлению состоит в том, что организации, манипулируя своими ресурсами, сами формируют такое внешнее окружение, запросы которого они могут удовлетворить с наибольшей выгодой для себя.
Иными словами, акценты постепенно смещаются от действий, связанных с подготовкой к будущему, к действиям по его целенаправленному формированию. Опора при этом делается на персонал как ценнейший ресурс организации, информационные системы, постоянные структурные перестройки.
Персонал в системе стратегического управления ЛПУ
В Концепции развития здравоохранения до 2020 г., в решении задач, поставленных приоритетным национальным проектом "Здоровье", подчеркивается необходимость консолидации усилий по разработке и внедрению новых технологий в развитие кадровых ресурсов отрасли, в том числе в управление медицинскими кадрами.
В Концепции кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации говорится о необходимости проведения реформы кадровой службы в здравоохранении в соответствии с современными теориями научного управления кадровыми ресурсами.
Согласно мировой тенденции развития теории и практики менеджмента происходит переход от парадигмы управления персоналом к управлению человеческими ресурсами.
Человеческие ресурсы - это не только ведущий фактор экономического развития, но и главное богатство любой организации. Они интегрируют профессионально-квалификационные и психофизиологические параметры, профессиональные компетенции, а также капитализацию и гуманизацию данного ресурса.
Такой подход к человеческим ресурсам дает главный импульс к развитию не только производства как такового, но и самого работника и общества в целом.
Обучение и подготовка квалифицированных кадров для системы здравоохранения требуют значительных временных и ресурсных затрат, но в отличие от других ресурсов ценность и отдача кадрового потенциала с накоплением профессионализма и опыта возрастают [2].
Рост затрат на приобретение и подготовку работника для повышения эффективности его труда требует более полного использования профессиональных навыков и знаний исполнителя, выявления скрытых возможностей работника, его творческого потенциала.
В докладе Международного аналитического бюро The Economist Intelligence Unit "Тенденции в экономике, индустрии и корпоративной жизни. Прогноз на 2020 год" подчеркивается, что наибольшая добавленная стоимость будет достигаться за счет интеллектуальной, а не материальной составляющей.
Как прогнозируют эксперты, выжить в конкурентной борьбе смогут только те организации, персонал которых будет адаптирован к новым условиям.
Становится важным научиться управлять человеческими ресурсами, эффективно использовать знания, навыки и умения персонала, развивать потенциальные возможности сотрудников.
В этом контексте важными и основными для руководителей всех уровней становятся принципы стратегического управления человеческими ресурсами.
Информационное обеспечение ЛПУ
Современное медицинское учреждение представляет собой чрезвычайно сложный объект управления, чей менеджмент нуждается в надежной, объективной и оперативно поступающей информации.
Наличие информационного, программного и аппаратного обеспечения работы медицинского персонала является также одним из необходимых условий для управления качеством медицинской помощи.
По мнению Р.Ш. Сунгатова (2005), своевременное, адекватное и качественное информационное и аналитическое обеспечение медицинских работников медико-технологического и экономического разделов, руководителей всех уровней управления здравоохранением является необходимым требованием эффективного управления отраслью и отдельными учреждениями.
В проекте Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. вопросы информатизации выделены впервые. Основными задачами системы названы: повышение эффективности управления, повышение качества медицинской помощи за счет совершенствования информационного обеспечения, повышение информационной осведомленности населения.
Российский опыт информатизации здравоохранения свидетельствует о том, что 90% медицинских учреждений используют различные программы для организации учета имеющихся ресурсов.
В ЛПУ активно внедряются автоматизированные системы кадрового и бухгалтерского учета, медицинской статистики, медицинского страхования. Имеются эффективные разработки в области автоматизации лечебно-диагностического процесса как технологического процесса ЛПУ: "электронные" истории болезни для стационаров, "электронные" амбулаторные карты для поликлиник, автоматизированные лабораторные системы, радиологические информационно- диагностические системы и т.д.
Перспективным направлением представляется интеграция информационных систем клинического характера и информационного обеспечения руководства медицинского учреждения для оптимизации принимаемых управленческих решений.
Это область инновационных проектов разработки и внедрения информационных технологий нового поколения, направленных на поддержку трудовой деятельности медицинского персонала ЛПУ и базирующихся на системном подходе и анализе лечебно-диагностических и управленческих процессов медицинской организации в комплексе.
Поэтому перед руководством ЛПУ, заинтересованном в конкурентоспособности, электронном информационном взаимодействии и развитии организации стоит задача перехода на электронные формы медицинской документации.
Для совершенствования информационного обеспечения ЛПУ необходимо внедрение медицинской информационной системы (МИС). Сегодня выбор МИС является одним из самых рискованных управленческих решений для руководителя любого уровня. Реально на рынке медицинских информационных систем предложение превышает спрос. В то же время в России отсутствует система обязательной сертификации МИС, не существует типовых требований или рекомендуемых стандартов [1]. Поэтому усилия отдельных ЛПУ носят разрозненный характер и зависят как от финансового обеспечения учреждения, так и от степени информированности в этих вопросах руководителей.
Структура управления ЛПУ
Управленческий процесс протекает в рамках организационной структуры управления, между участниками которого распределены определенные полномочия в управлении процессами, происходящими в учреждении.
Формирование организационной структуры относится к числу важнейших решений, принимаемых руководством предприятия. С одной стороны, организационная структура должна рассматриваться как средство достижения целей и реализации стратегий предприятия. Этим объясняется динамика организационной структуры предприятия вследствие изменения его целей и стратегий (прежде всего под влиянием изменения внешнего окружения). С другой стороны, сложившаяся жесткая организационная структура может выступать в качестве ограничения и затруднять принятие стратегических решений, соответствующих реально существующим или ожидаемым в будущем условиям хозяйствования.
Организационная структура большинства государственных учреждений здравоохранения является линейно-функциональной и далека от гибкости.
Формальное описание структуры медицинского учреждения может быть представлено в виде схемы (рис. 1).
/----------------\
| Директор |
| (главный врач) |
\----------------/
|
/-----------------------------------------------------\
/------------\/------------\ /---------------------\ /-----------\
| Главный || Зам. по | | Зам. по | | Зам. по |
| бухгалтер ||медицинским | | организационно- | | АХЧ |
| || вопросам | | методической работе | | |
\------------/\------------/ \---------------------/ \-----------/
/------------\/------------\ /----------\ /------\ /---------\ |
|Бухгалтерия || Заведующие | | Отдел | |Отдел | | Зав. | |
| || отделениями| |статистики| | АСУ | | гаражом | |
\------------/\------------/ \----------/ \------/ \---------/ |
/------------\/------------\ /----------------\ /-----------\
|Бухгалтеры ||Медицинский | | Медицинские | | Завхоз |
| и кассиры || персонал | | статистики | | |
\------------/\------------/ \----------------/ \-----------/
Рис. 1. Примерная структура ЛПУ
Подобные структуры легко управляются только при выполнении постоянно повторяющихся задач. Усиление же неопределенности и нестабильности требует тесного взаимодействия подразделений организации на горизонтальном уровне.
Таким образом, обзор научной литературы по проблеме управления ЛПУ в современных условиях позволяет сделать следующие выводы:
1. Реформирование отечественного здравоохранения диктует поиск наиболее перспективных форм инновационных методов управления ЛПУ, позволяющих адаптироваться, т.е. измениться, подстроиться под требования окружающей среды.
2. Необходимо обеспечить переход от жесткой административно-бюрократической системы управления на новые формы и методы управления учреждениями здравоохранения, обеспечивающие профессиональное и личностное развитие персонала ЛПУ.
3. Необходимо совершенствовать информационное обеспечение ЛПУ путем внедрения МИС, перехода на электронные формы медицинской документации.
Литература
1. Абушаев Ш.Т. Как не купить МИС? Практические рекомендации для руководителей здравоохранения и главных врачей - как избежать ошибок при покупке медицинских информационных систем // Врач и информационные технологии. - 2010. - N 3. - С. 47-56.
2. Андреева И.Л. Стратегические направления кадровой политики в условиях модернизации системы здравоохранения // Социальные аспекты здоровья населения [Электрон. журнал]. - 2010 (13). - N 1. URL: http://vestnik. mednet.ru/content/view/165/30/ (Дата обращения: 11.02.2010).
3. Антикризисное управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Горелова. - СПб.: Питер, 2010. - 432 с.
4. Аттаева Л.Ж.. Повышение эффективности управления учреждением здравоохранения (социально-психологические аспекты): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2009. - 24 с.
5. Барскова Г.Н., Князев А.А., Смирнов А.А. Руководители здравоохранения о проблемах руководящих кадров // Социальные аспекты здоровья населения [Электрон. журнал]. - 2010 (15). - N 3. URL: http:// vestnik.mednet.ru/content/view/217/30/ (Дата обращения: 11.02.2010).
6. Веснин В.Р., Кафидов В.В. Стратегическое управление: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.
7. Гришина Н.К. Совершенствование информационного обеспечения управления здравоохранением: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2011. - 48 с.
8. Гусев А.В. Обзор рынка комплексных медицинских информационных систем // Врач и информационные технологии. - 2009. - N 6. - С. 4-17.
9. Духанина И.В., Александрова О.Ю, Духанина М.В. Административный учет в деятельности лечебно-профилактического учреждения // Здравоохранение РФ. - 2006. - N 4. - С. 42-44.
10. Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование "Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года" / Под ред. Г.Э. Улумбекова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 592 с.
11. Зимина Э.В., Горькова Т. Ю. Системный подход к профессиональной подготовке управленческих кадров для здравоохранения // Социальные аспекты здоровья населения [Электрон. журнал]. - 2010 (15). - N 3. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/ view/219/30/ (Дата обращения: 11.02.2010).
12. Расторгуева Т.И. Научное обоснование современных подходов к управлению человеческими ресурсами в здравоохранении: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2009. - 48 с.
13. Сибурина Т.А. Современные технологии обеспечения конкурентного преимущества учреждения здравоохранения на рынке медицинских услуг // Социальные аспекты здоровья населения [Электрон. журнал]. - 2010 (15). - N 3. URL: http://vestnik. mednet.ru/content/view/209/30/ (Дата обращения: 11.02.2010).
14. Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Леонов С.А. Кадровые ресурсы здравоохранения Российской Федерации: состояние, проблемы и основные тенденции развития // Социальные аспекты здоровья населения [Электрон. журнал]. - 2010 (13). - N 1. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/171/30/ (Дата обращения: 11.02.2010).
15. Сунгатов Р.Ш. Современные технологии управления здравоохранением как экономической системой: Монография. - Казань, 2005. - 143 с.
16. Шешунов И.В., Павлов В.В., Ирошникова Л.Е. Управление медицинским учреждением в условиях страховой медицины: Монография. - Самара, СамГМУ, 2001. - 98 с.
17. Информационные технологии в управлении здравоохранением Российской Федерации: Учебное пособие / Под. ред. д-ра мед. наук, проф., акад. РАМН А.И. Вялкова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Геотар-Медиа, 2009. - 248 с.
С.И. Двойников,
д-р мед. наук, проф.
С.В. Архипова,
аспирант
"Главврач", N 7, июль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "ГлавВрач"
Некоммерческое партнерство Издательский Дом "ПАНОРАМА",
отраслевое издательство "Медиздат"
Свидетельство о регистрации ПИ N77-14212 от 20 декабря 2002 г.
Периодичность: ежемесячный
Главным редактором журнала "Главврач" является советник председателя Совета Федерации Федерального собрания России, директор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, заведующий кафедрой управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, профессор, академик РАМН А.И. Вялков.
Издание для руководителей и специалистов органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений. В журнале представлена информация по вопросам управления, организации и экономики здравоохранения, проблемам его реформирования, теории и практики деятельности ЛПУ.
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогам:
"Роспечать" (полугодовой подписной индекс 80755),
"МАП" (полугодовой подписной индекс 99650),
а также путем прямой редакционной подписки
тел/факс (495) 625-96-11
Сайт: http://gv.glav-vrach.ru
Тел. редакции (495) 236-63-45
Адрес электронной почты:
gv_vop@mail.ru