Иностранная компания, зарегистрированная в соответствии с законодательством иностранного государства, в связи с осуществлением деятельности на территории РФ состоит на налоговом учете в МРИ ФНС по г. Москве по месту нахождения ее представительства и в МРИ ФНС по г. Санкт-Петербургу в связи с наличием недвижимого имущества в РФ. Имеет ли право налоговый орган, на учете в котором компания состоит в связи местонахождением ее недвижимого имущества (в данном случае МРИ ФНС по г. Санкт-Петербургу), принимать решение о проведении выездной налоговой проверки по вопросам исчисления налога на имущество и земельного налога?
Пунктом 1 ст. 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах:
- по месту ее нахождения;
- по месту нахождения ее обособленных подразделений;
- по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и транспортных средств;
- по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.
Понятие организации для целей налогообложения приведено в ст. 11 НК РФ: организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, филиалы и представительства указанных иностранных лиц, созданные на территории РФ.
На основании с абз. 4 п. 1 ст. 83 НК РФ особенности учета иностранных организаций устанавливаются Минфином. В настоящее время действуют правила постановки на налоговый учет иностранных организаций, установленные Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения".
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции, в том числе посредством налоговых проверок - камеральных и выездных. При этом, как указано в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В пункте 2 ст. 89 НК РФ определен налоговый орган, который выносит решение о проведении выездной налоговой проверки организации: это налоговый орган по месту нахождения организации.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства выездная проверка может быть назначена только налоговым органом по месту нахождения российского представительства (филиала) иностранной организации (п. 2 ст. 89 НК РФ).
С учетом изложенного считаем: если организация на территории налогового органа, в котором она состоит на учете в связи с наличием недвижимого имущества, только владеет этим имуществом, а своего отделения, филиала, представительства не имеет, налоговый орган не имеет правовых оснований для назначения в отношении нее выездной налоговой проверки.
Вместе с тем из буквального толкования ст. 89 НК РФ следует, что законодатель не ограничивает право налогового органа, в котором иностранная организация состоит на учете по месту нахождения своего представительства, осуществить выездную налоговую проверку правильности исчисления и уплаты всех налогов, в том числе региональных и местных. Этот вывод подтверждается и нормой п. 7 ст. 89 НК РФ, согласно которой налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
А.В. Сорокин,
начальник отдела имущественных и
прочих налогов Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
1 сентября 2011 г.
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 17, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"