О мерах взыскания налоговых платежей
Законодательством о налогах и сборах на налоговый орган возлагается обязанность принять меры по взысканию налоговой задолженности (т.е. в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком - юридическим или физическим лицом - налога в установленный срок).
Факт выявления недоимки (в том числе в случае утраты права на реструктуризацию задолженности по налогам, сборам и задолженности по начисленным пеням, прекращения действия отсрочки, рассрочки, расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите) налоговый орган должен отразить в соответствующем документе установленной формы*(1) и направить налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа. В НК РФ [1, п. 1 ст. 70] для этого установлен 3-месячный срок со дня выявления недоимки.
Направление налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа знаменует собой начало процедуры взыскания обязательных платежей налоговым органом. Такой порядок аналогичен начальной стадии взыскания обязательных платежей в экономически развитых странах (США, Германии, Дании и др.). При этом необходимо отметить, что на данном этапе налоговый орган дает возможность налогоплательщику добровольно погасить задолженность по уплате налоговых платежей.
Требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, сформированное по результатам налоговой проверки, должно быть направлено налогоплательщику в 10-дневный срок с даты вступления в силу соответствующего решения [1, п. 2 ст. 70]. Кроме того, если в результате совместной сверки расчетов сумма налога (сбора), подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации, изменилась, налогоплательщику отправляется уточненное требование в порядке ст. 71 НК РФ.
Взыскание за счет денежных средств
В случае неисполнения (частичного исполнения) требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа налоговый орган принимает решение о взыскании этих налоговых платежей и санкций за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента*(2) в банках.
Срок для принятия такого решения установлен не позднее 2 месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафа [1, п. 3 ст. 46].
Поручение налогового органа банку на списание и перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации (в пределах сумм, указанных в требовании, и с учетом уплаченных налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом по данному требованию сумм) должно быть направлено не позднее одного рабочего дня, следующего за днем вынесения соответствующего решения о взыскании.
Если денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика для исполнения рассматриваемого решения о взыскании недостаточно или они отсутствуют, налоговый орган вправе отозвать ранее выставленные на эти счета поручения на списание и перечисление соответствующих сумм в бюджетную систему Российской Федерации и перенаправить их на другие расчетные счета налогоплательщика, в том числе вновь открытые, на которых достаточно средств для исполнения данного решения о взыскании. Срок, отведенный на эту процедуру, - до принятия налоговым органом в соответствии со ст. 47 НК РФ решения о взыскании за счет имущества должника либо до истечения срока принятия решения о взыскании за счет имущества должника (один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа).
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке
Одновременно с решением о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках налоговый орган принимает решение о приостановлении его операций по всем счетам в соответствии со ст. 76 НК РФ.
В решении о приостановлении операций указывается та же сумма, что и в решении о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Срок направления в соответствующий банк - не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, в отношении каждого открытого налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом счета.
Решение об отмене приостановления операций принимается в течение 2 рабочих дней после получения от банка подтверждающей информации о наличии достаточных денежных средств на счетах налогоплательщика для исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа за их счет.
Кроме того, решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента по всем счетам в банке в порядке, предусмотренном ст. 76 НК РФ, может быть принято в качестве обеспечительной меры исполнения других решений налогового органа - о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Правда, только в случае, если наложен запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества и совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафа, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения [1, п. 10 ст. 101].
При этом в решении о приостановлении операций налогоплательщика отражается разница между общей суммой недоимки, пеней и штрафа и стоимостью имущества, на которое наложен запрет на отчуждение (передачу в залог) [1, подп. 1 п. 10 ст. 101].
Механизм взыскания задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации за счет денежных средств на счетах налогоплательщика аналогичен тем механизмам, что существуют в экономически развитых странах. Однако в России, что показательно, не применяются все известные методы принудительного взыскания обязательных платежей. Так, например, в Дании имеется инструмент отзыва у организации-должника номера налогоплательщика налога на добавленную стоимость. Де-факто это является инструментом приостановления финансово-хозяйственной деятельности должника. Правда, используется данный механизм только в отношении небольших организаций с численностью сотрудников до 10 человек.
Взыскание за счет имущества налогоплательщика
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах принимается решение о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в соответствии со ст. 47 НК РФ. Срок для его принятия установлен в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа [1, п. 1 ст. 47].
Когда же у налогового органа нет информации о счетах налогоплательщика, срок принятия решения о взыскании задолженности за счет иного его имущества сокращается до 2 месяцев.
Чтобы предотвратить двойное взыскание налога, сбора, пеней, штрафа, налоговый орган после получения от судебного пристава-исполнителя постановления о возбуждении исполнительного производства приостанавливает действие своих поручений на списание и перечисление соответствующих сумм в бюджетную систему Российской Федерации и сообщает об этом банку налогоплательщика.
НК РФ [1, ст. 77] в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика рассматривает арест имущества. Указанный арест может быть произведен только с санкции прокурора и является временным ограничением права собственности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в целях выполнения ими налоговых обязанностей. При этом обязательно наличие двух условий:
1) в установленный срок обязанность по уплате налога не исполнена налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом;
2) имеются достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.
Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляется в 3 экземплярах в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности налогового органа, вынесшего указанное постановление, для получения санкции на арест.
Сам арест имущества осуществляется в срок не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры, с составлением соответствующего протокола по установленной форме. В процедуре могут принимать участие сотрудники органов внутренних дел в качестве лиц, обеспечивающих безопасность должностных лиц налогового органа, производящих арест. Обязательно также участие понятых (это могут быть любые не заинтересованные в исходе дела физические лица).
Сотрудник налогового органа должен разъяснить права и обязанности участвующим в производстве ареста имущества лицам - понятым, специалистам, а также налогоплательщику (его представителю).
Все названные лица - сотрудник налогового органа, производящий арест, понятые, специалисты (если они участвуют в произведении ареста), а также налогоплательщик (его представитель) - должны подписать протокол. Факт отказа кого-либо из вышеперечисленных лиц подписать протокол отражается в протоколе.
Основанием для отмены решения об аресте имущества может служить:
а) решение должностного лица налогового органа об отмене ареста;
б) решение вышестоящего налогового органа;
в) судебный акт;
г) наложение судебным приставом-исполнителем ареста на то же самое имущество при исполнении исполнительного документа о взыскании обязательных платежей.
Таким образом, установленный в нашей стране механизм ареста имущества должника имеет достаточно сложный согласительный порядок. В то время как, например, в Дании имущество организации-должника может быть арестовано по решению уполномоченного сотрудника налогового органа при наличии у нее существенной задолженности перед национальной казной либо при имеющихся основаниях полагать, что организация может предпринять меры по сокрытию данного имущества.
Особый порядок взыскания за счет имущества налогоплательщика - физического лица
Взыскание налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества (в том числе за счет денежных средств на счетах в банках) налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится исключительно в судебном порядке [1, ст. 48]. При этом общая сумма налога, сбора, пеней, штрафа, подлежащая взысканию с этого физического лица, должна превышать 1500 руб.
Тогда по истечении срока исполнения всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган подает в суд общей юрисдикции заявление о взыскании за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Срок - в течение 6 месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 1500 руб.
В порядке обеспечения требования к заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика.
Взыскание налога на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Однако со дня наложения ареста на имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов начисляться не будут [1, п. 6 ст. 48].
Если размер не исполненных должником требований достаточен для возбуждения производства по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", тогда принимается решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом [2, п. 2]. Срок принятия решения уполномоченным органом - не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа либо в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
Действующая в России процедура принудительного взыскания налоговых платежей с физического лица исключительно в судебном порядке носит чрезвычайно демократичный характер. Так, в Скандинавских странах налоговые органы инициируют процедуру взыскания обязательных платежей с физического лица, если у того имеется задолженность свыше 150 евро. При этом там достаточно эффективно функционирует институт банкротства физических лиц.
*.*.*
Федеральной налоговой службой ведется постоянная работа по совершенствованию системы взыскания налоговых платежей, которая, безусловно, является экономически оправданной, поскольку наполняемость консолидированного бюджета напрямую зависит от эффективности сбора обязательных платежей.
В заключение считаем необходимым отметить, что система взыскания налоговых платежей в Российской Федерации находится в русле мировых тенденций и является достаточно либеральной по отношению к налогоплательщикам.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп.).
2. Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве: утв. постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 (с изм. и доп.).
В.Ю. Солдатенков,
консультант Управления урегулирования задолженности
и обеспечения процедур банкротства Федеральной налоговой службы
"Налоговая политика и практика", N 8, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утв. Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.
*(2) Здесь и далее, кроме специально оговоренного случая, в качестве налогоплательщика и (или) налогового агента рассматриваются организации и индивидуальные предприниматели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru