Наша организация собирается заключить договор о совместной деятельности с иностранной компанией. Правомерна ли такая сделка с точки зрения гражданского законодательства? Как выгоднее составить договор? Каких налоговых последствий нам следует ожидать в отношении налога на прибыль?
Ведение общих дел лучше поручить российской стороне
Гражданский кодекс допускает несколько способов ведения общих дел товарищей. Так, договором о совместной деятельности может быть предусмотрено, что ведение общих дел осуществляется либо одним из товарищей, либо совместно всеми участниками договора простого товарищества. Если такого положения в договоре нет, каждый товарищ при ведении общих дел вправе действовать от имени всех товарищей (п. 1 ст. 1044 ГК РФ). Вести бухгалтерский учет общего имущества товарищей должен один из участников совместной деятельности - юридическое лицо (п. 2 ст. 1043 ГК РФ). Таким образом, нормы гражданского законодательства не запрещают возложить ведение общих дел и бухгалтерского учета по совместной деятельности на иностранного партнера, являющегося юридическим лицом. Правда, делать это нецелесообразно. Объясним почему.
В отличие от Гражданского кодекса нормы налогового законодательства прямо предписывают, что учет доходов и расходов товарищества для целей налогообложения прибыли обязан вести российский участник независимо от того, на кого возложено ведение дел товарищества в соответствии с договором (п. 2 ст. 278 НК РФ). В целях исчисления НДС общий учет операций, подлежащих обложению этим налогом, также ведет участник товарищества - российская организация либо индивидуальный предприниматель (п. 1 ст. 174.1 НК РФ).
Следовательно, у российского партнера должны быть полные и достоверные данные для исчисления налогов по совместной деятельности. Но если он не ведет общие дела товарищей, с получением таких данных могут возникнуть проблемы. Между тем отвечать за неправильное исчисление налогов по совместной деятельности будет российский участник. Поэтому в договоре о совместной деятельности надо закрепить, что ведение общих дел и бухгалтерского учета поручено российскому участнику.
Есть у иностранного партнера представительство или нет
Еще одна важная особенность совместной деятельности - налоговый статус иностранной организации, то есть создает ли ее деятельность в РФ для целей исчисления налога на прибыль постоянное представительство. От этого зависит налогообложение ее доходов от совместной деятельности. А поскольку, как отмечалось выше, налоговый учет ведет российский участник, этот вопрос касается его напрямую.
Меньше всего проблем будет, если иностранный партнер еще до заключения договора простого товарищества действовал в РФ через постоянное представительство. Тогда российский участник, который ведет общие дела, просто перечисляет ему причитающуюся долю доходов от совместной деятельности. Налог с доходов иностранный партнер уплачивает самостоятельно (ст. 246 НК РФ).
Если деятельность иностранной компании в РФ до заключения договора о совместной деятельности не приводила к образованию постоянного представительства (или компания вообще не вела в РФ деятельности), ситуация несколько осложняется. Дело в том, что положения НК РФ, касающиеся наличия или отсутствия постоянного представительства в РФ, весьма расплывчаты.
Для целей главы 25 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ (п. 2 ст. 306 НК РФ). Список видов предпринимательской деятельности, приводящих к образованию представительства, является открытым. В этой связи не ясно, возникает ли у иностранной организации постоянное представительство при осуществлении совместной деятельности?
Налоговый кодекс четко говорит лишь о том, что сам по себе факт заключения иностранной организацией договора о совместной деятельности не приводит к образованию постоянного представительства (п. 6 ст. 306).
Порядок установления наличия постоянного представительства более подробно изложен в Методических рекомендациях налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150. В них сказано, что понятие "постоянное представительство" имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение у нее обязанности уплачивать налог на прибыль в РФ.
Из разъяснений контролирующих органов следует, что постоянное представительство не образуется, если участие иностранной компании ограничивается внесением денежных средств в общий фонд совместной деятельности и дальнейшим получением причитающейся ей доли прибыли и в рамках совместной деятельности она не занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью либо деятельностью через зависимого агента в РФ, приводящей к образованию постоянного представительства (письмо Минфина России от 23.03.2010 N 03-08-05).
Таким образом, если у иностранной организации постоянного представительства в Российской Федерации нет, ее участие в договоре совместной деятельности лучше ограничить внесением вклада.
При выплате дохода от совместной деятельности иностранной организации, действующей в Российской Федерации без образования представительства, российская организация, ведущая общие дела, признается налоговым агентом и по общему правилу удерживает и перечисляет налог с доходов в бюджет (п. 1 ст. 310 НК РФ).
Однако необходимо учитывать нормы международных договоров. Если из международного договора между РФ и страной иностранного партнера следует, что доход иностранной организации, полученный по договору простого товарищества, подлежит налогообложению в стране резидентства, налог удерживать не нужно. Но в этом случае у российской организации должно быть подтверждение, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым у РФ заключен международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения (п. 1 ст. 312 НК РФ и письмо Минфина России от 23.03.2010 N 03-08-05).
О. Мокроусов,
"ЭЖ"
1 августа 2011 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 8, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru