Международная экологическая криминология: концепция мониторинга и контроля в обеспечении геоэкологической безопасности
Проблема геоэкологической безопасности - это не просто проблема одного или нескольких государств. Это проблема выживаемости всего человечества, а потому решение такого масштаба должно контролироваться мировым сообществом. Анализируя эколого-криминологическую ситуацию, следует сказать, что мир разделился на два лагеря: "богатый Запад" и "бедный Восток". В результате все более нарастающего противостояния и конфликта над миром нависла угроза экологического терроризма и экологической катастрофы.
Поэтому "углубляющийся экологический кризис настоятельно требует срочного принятия глобальных мер, глобальных политических решений, обязательных для всех стран, невзирая на существующие между ними разногласия и противоречия"*(1), поскольку в случае если одни страны будут принимать необходимые меры по сохранению окружающей среды, а другие лишь декларативно выполнять эту функцию, то мировое сообщество будет топтаться на месте и каких-либо реальных изменений не произойдет. Не следует забывать и о тех странах, которые просто не в состоянии заниматься проблемами охраны окружающей среды, так как не могут элементарно накормить население и преодолеть бедность и болезни.
В этой связи мировое сообщество должно сконцентрировать свое внимание на решении, как мировых экологических проблем, так и локальных экологических ситуаций в каждой отдельно взятой стране. Организацию постоянного экологического мониторинга во всем мире должна взять в свои руки единая международная организация. Структурно она может находиться при ООН или представлять собой самостоятельную международную организацию, но ее статус должен быть настолько высок, чтобы ее контролирующие функции в области экологического мониторинга могли реализовываться не только в рекомендательных предписаниях правительствам всех стран, но и в возможности наложения санкций на то или иное государство в случае невыполнения таких предписаний (например, путем введения экономических санкций).
В настоящий же период понятие международно-правовой ответственности государства в области экологических правонарушений фактически отсутствует. Не сконструирована дефиниция и юрисдикция ответственности всех без исключения государств, на чьих территориях происходит первоначальное зарождение естественных экосистем и последующее загрязнение (уничтожение) компонентов природной среды. Государство, допустившее загрязнение сопредельной (приграничной) территории, должно полностью компенсировать причиненный ущерб. Юридическая ответственность также должна распространяться и на государства, допускающие или попустительствующие распространению экологических преступлений, не предпринимающих действенных мер по обеспечению благоприятной окружающей среды для своих граждан.
При этом необходимость такого международного контроля вызвана и тем, что в случае возникновения какой-либо локальной зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных экологических ситуаций (экологической катастрофы) отдельное государство при всей своей добросовестности может не иметь экономической или материальной возможности устранить ее последствия. Путем аккумулирования сил всех государств мира международная организация сможет в кратчайшие сроки ликвидировать последствия и предупредить тем самым их нарастание и трансграничное распространение по территориям других государств.
Неоднократно в научной литературе высказывалась идея о создании "мирового правительства". "Она высказывалась в разное время мыслителями разных стран - начиная с Эразма Роттердамского, Яна Коменского до Руссо, Канта, Фихте, В.Ф. Малиновского (русского просветителя второй половины XVIII - начала XIX в.) и авторов ряда исследований "Римского клуба"*(2). Однако, полагаем, мир пока не готов к таким переменам, поскольку развернувшийся в настоящее время процесс глобализации показал не только свою положительную, но и отрицательные стороны, породив движение антиглобалистов по всему миру.
В связи с этим представляется возможным создание такой действенной международной организации при ООН путем включения ее структурно в Совет Безопасности ООН. Хотя в настоящее время при ООН функционирует несколько организаций, такие, как Отдел народонаселения ЮНЕСКО, отделы народонаселения экономической комиссии ООН и природоохранная организация ООН - ЮНЕП. Но деятельность этих организаций малоэффективна и малозаметна.
В рамках такой международной организации должна работать единая международная информационно-криминологическая система ЕМЭКС (единая международная экокриминологическая система). В настоящее время функционирование ЕМЭКС может базироваться на мировой системе спутниковой связи, которая заменит систему датчиков-контролеров на ограниченной территории, поскольку датчики не в состоянии обеспечить всемирный контроль за экокриминогенной ситуацией на больших территориях одного или нескольких государств. Помимо этого, ЕМЭКС должна включать в себя автоматизированную систему экологического законодательства (АСЭЗ) каждого отдельно взятого государства, а также, систему международных договоров, связанных с охраной окружающей среды, обеспечением международной экобезопасности и правореализационной деятельности самой организации.
Один из вариантов построения системы международного эколого-правового мониторинга может выглядеть следующим образом (см. рис. 1).
Рис. 1. Построение системы международного эколого-правового мониторинга
/---------------------------------------------\
/------------| Единая международная организация |-----\
| /---------|постоянного экокриминологического мониторинга|--\ |
| | \---------------------------------------------/ | |
| | | | |
| | |
/-----------\ /-----------\ /-----------\
|спутниковые|----------------| ЕМЭКС |---------------| АСЭЗ |
| системы | \-----------/ \-----------/
|мониторинга| |
\-----------/ /-----------\ | |
| /-------------------| АСЭПМ |-----------------\ | |
| |государств | |
/----------\ /--------------| мира |------------\ /-----------\
| ГИКС |--/ \-----------/ \--| ГИПС |
\----------/ \-----------/
ЕМЭКС - единая международная информационно-криминологическая система;
АСЭЗ - автоматизированная система экологического законодательства;
ГИКС - геоинформационная криминологическая система;
АСЭПМ - автоматизированная система эколого-правового мониторинга;
ГИПС - геоинформационная правовая система.
Следует отметить, что наряду с созданием международной организации в области охраны окружающей среды будет актуальна работа Международного экологического суда, который уже в настоящее время существует.
Международный суд экологического арбитража и примирения был учрежден как неправительственная организация инициативной группой юристов в 1994 г., куда вошли 29 юристов-экологов из 24 стран мира, включая и Россию. В компетенцию данного суда входит решение широкого круга вопросов:
- споры по возмещению вреда, причиненного в результате трансграничных загрязнений окружающей среды или иных негативных экологических воздействий трансграничного характера;
- споры, связанные с выявлением, оценкой, недопущением, устранением, приостановлением, прекращением экологически вредной деятельности;
- споры, связанные с использованием и охраной разделяемых природных ресурсов, природных комплексов и особо охраняемых природных объектов, международных пространств и природных объектов, находящихся в этих пространствах;
- споры, связанные с возмещением экологического вреда и реабилитацией территорий, природная среда которых нарушена в результате военных действий или военной деятельности (учений, испытаний оружия и т.п.);
- споры о защите экологических прав граждан.
Следует, однако, отметить, что действует данный суд по принципам третейского суда. То есть судопроизводство возможно лишь в случае, если стороны договариваются между собой передать спор в Международный экологический суд и заранее признают, что решение данного суда будет для них носить обязательную силу. Помимо этого, стороны должны договориться о возмещении расходов по судебному рассмотрению спора*(3).
Однако такое положение вещей не делает обязательным рассмотрение всех экологических споров между государствами и делает безоружной предложенную нами международную организацию в области охраны окружающей среды. В этой связи следует признать на международном уровне необходимость существования Международного экологического суда как обязательного института решения всех международных экологических вопросов, причем не только в области применения санкций к государству за нарушение международного экологического законодательства, но и в области применения экологической помощи со стороны мирового сообщества. Построенный на таких началах, Международный экологический суд станет действенным инструментом борьбы с транснациональной экологической преступностью на мировом уровне и позволит дисциплинировать государства в этой сфере. Взаимодействие этих двух структур позволит наиболее эффективно решать вопросы экологии на всей планете.
В Международный экологический суд смогут обращаться государства в лице правительств или иных компетентных органов, международные организации, международные правительства, неправительственные организации, а также организации, предприятия и иные экономические структуры, отдельные группы лиц, отдельные физические лица.
Деятельность данного суда будет строиться строго на соблюдении международного законодательства и внутреннего законодательства каждого государства в области защиты и охраны окружающей среды.
Противостояние общества и преступности насчитывает не одно тысячелетие. За этот достаточно длительный период у человечества в борьбе с социальным злом были успехи и неудачи. В отдельные исторические периоды в некоторых регионах удавалось снизить уровень нарушений социальных норм до такого минимума, что люди переставали воспринимать правонарушения как необходимую закономерность. Обществу известны феномены свободы от преступности. Однако полностью избавиться от криминала не удалось ни одному государству, ни одной общественной системе. Более того, успех в противодействии преступности иногда казался настолько труднодостижимым, что криминальный феномен начинали рассматривать как неизбежного спутника социального развития: чем дальше шло общество по пути так называемого прогресса, тем глубже погружалось оно в пучину социальных катаклизмов, экологических катастроф и тем пышнее расцветала на этой благодатной почве преступность*(4).
Преступность достаточно сложное явление, которое состоит из совокупности различных видов преступлений. Если преступление рассматривается с позиции уголовного права, то оно характеризуется отдельными элементами состава преступления: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. При этом каждое преступление рассматривается в отдельности от другого как самостоятельный объект исследования.
При криминологическом подходе преступление рассматривается, во-первых, в контексте одновременно условий внешней для человека среды и характеристик самого человека; во-вторых, не как одномоментный акт, а как определенный процесс, развертывающийся в пространстве и во времени*(5).
Необходимость применения такого криминологического подхода к экологической преступности в настоящее время обусловлена тем, что масштабы человеческой деятельности уже не могут сосуществовать с благоприятной окружающей средой. А значит, необходимо регулировать взаимодействие человека и природы с целью предотвращения нанесения ей еще большего ущерба и как следствие - сохранения человечества как вида.
Загрязнение окружающей среды - это негативное физико-химическое, радиоактивное, биологическое и иное изменение качества природной среды (атмосферного воздуха, вод, почвы и пр.) в результате хозяйственной и иной деятельности человека, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду.
Несмотря на ту работу, которая проводится по защите окружающей среды, влияние на нее хозяйственной деятельности человека характеризуется производством все большего числа новых веществ и выбросами их в окружающую среду, увеличением количества отходов и другими факторами, которые приводят к изменению естественных ландшафтов, к загрязнению атмосферы и природных водных объектов. Особенно это отмечается в крупных городах и промышленных центрах.
Специфика экологических преступлений заключается в том, что они представляют опасность не только в рамках одной страны, но и затрагивают интересы мирового сообщества. На Генеральной Ассамблее ООН систематически обсуждаются проблемы ухудшения состояния окружающей среды, угрожающие общей безопасности не меньше, чем гонка вооружений. Человечество забирает из воздуха, морей и земли все полезное, а возвращает лишь отходы своей жизнедеятельности. В конечном счете все мировое сообщество должно внести вклад в решение этой глобальной проблемы.
В данной связи международная экологическая криминология видится как научное направление, которое на базе мировых достижений общей современной криминологии будет изучать криминогенные проявления, посягающие на установленный в отдельных странах экологический правопорядок, международную экологическую безопасность и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека.
В настоящее время экологическая безопасность не только является составной частью национальной безопасности многих государств, но и должна стать основой обеспечения международной безопасности. Поскольку существуют объективные предпосылки угрозы существованию самого человечества как вида. К таким результатам приходят многие ученые, и наше исследование лишь убедительное подтверждение этих результатов; как итог разработано новое научное направление - экологическая криминология. Вполне обоснованным и закономерным на этом пути является продолжающийся второй этап исследования по созданию международной экологической криминологии.
В обоснование необходимости выделения экологической криминологии следует сказать, что с середины 70-х годов XX в. в российской криминологии выделились отдельные отрасли, которые возникли на основании концепции взаимосвязи с определенными саморазвивающимися системами общества, - это криминопенология, виктимология, семейная, политическая, экономическая криминология и некоторые другие. Кроме того, "процесс возникновения новых криминологических отраслей на основе выделения в качестве предмета исследования взаимосвязи преступности с иными саморазвивающимися общественными системами, по-видимому, будет продолжаться..."*(6).
Опасность экологической преступности и значимость для всего человечества проблемы сохранения благоприятной окружающей среды и есть основной довод в пользу необходимости создания новой отрасли криминологии, которая будет призвана освещать взаимосвязь окружающей среды и преступности, преступного воздействия на природу (окружающую среду), в том числе с иными функциональными общественными системами. Логическим завершением этого процесса, как нам представляется, может стать формирование международной экологической криминологии.
Ни одна общественная система не в состоянии функционировать в результате экологической катастрофы. А значит необходимо создать надежный заслон все более растущему негативному влиянию человека на окружающую среду. Чему и должна служить новая отрасль криминологии - экологическая криминология и, соответственно, международная экокриминология. В этой связи необходимо очертить границы новой отрасли и определить прежде всего сферу ее научного влияния, цели и систему средств их достижения.
Экологическая криминология призвана исследовать происхождение экологической преступности, ее исторические корни и динамику развития. Она должна проанализировать различные стороны жизни общества и причины возникновения противоречий между ним и окружающей средой, дать наилучшую и полную характеристику экологическому преступлению и выявить все детерминанты экологической преступности, а также дать прогноз последствий для общества в условиях увеличения экологической преступности и влияния на окружающую среду, что позволит успешнее вести борьбу с данным явлением и вырабатывать действенные механизмы профилактики.
Исходя из этого, значение экологической криминологии как отдельного научного направления криминологии, бесспорно, велико. Хотя может возникнуть вопрос, почему же изучение экологической преступности невозможно в рамках общей криминологии. В ответ на это можно привести следующее доводы: если существуют такие отрасли криминологии, как семейная, экономическая, политическая, а также криминология средств массовой информации, а также учитывая опасность экологической преступности и значимость исследований в области противодействия ей, то, скорее всего, возникновение экологической криминологии это не просто научная необходимость, а объективная закономерность, продиктованная неизбежностью сохранения человека как вида. В этой связи место экологической криминологии в жизни современного общества можно выразить в виде схемы (см. рис. 2).
Рис. 2. Предложения и рекомендации по борьбе с экологической преступностью правоохранительным органам
/---------------------------------\
| Предложения и рекомендации по |
/------------------------| борьбе с экологической |---------------------------\
|Разработка рекомендаций | преступностью правоохранительным| Проведение |
| по поводу глобальных | органам | эколого-криминологической |
| эколого-криминальных |---------------------------------|экспертизы законодательства|
| угроз (предупреждение | | и разработка рекомендаций |
| ЧЭС) | | по его совершенствованию |
\------------------------/ /--------------\ \---------------------------/
| Экологическая|
\-----------------| криминология |----------------/
|--------------|
/----------------------------\ | | /-------------------------\
| Внедрение достижений науки |---/ | \-----------|Формирование общественной|
|и техники в процесс анализа | | идеологии в области |
| экологической преступности |--------------------------------| экологии и охраны |
|и уровня негативного влияния| Разработка основ взаимодействия| окружающей среды |
| на окружающую среду | на международном уровне в |-------------------------/
| (АСЭКМ) (АСЭПМ) | области охраны окружающей среды|
\----------------------------| от преступных посягательств |
\--------------------------------/
Отсюда можно определить предмет экологической криминологии как взаимодействие человека, общества и окружающей среды с позиции возникающих между ними противоречий, а также негативного влияния этих объектов друг на друга. Тогда как объектом исследования экологической криминологии должна стать непосредственно преступная деятельность человека, обусловленная различными социальными факторами: экономическими, политическими, идеологическими, моральными и т.д., связанная с ней рациональным использованием природных ресурсов и негативным воздействием на окружающую природную среду, а также взаимосвязь этих факторов с конкретными преступными действиями.
Целью эколого-криминологического исследования следует назвать решение конфликта общества и природы, общества и окружающей среды (не только природной) путем выявления эколого-криминогенных факторов и раскрытия путей по их нейтрализации (минимизации). Не следует забывать и о методологии новой отрасли, которая, естественно, должна базироваться на общенаучных методах познания, как-то: гипотеза, сравнение, восхождение от абстрактного к конкретному, системно-структурный анализ, исторический метод и некоторые другие, а также на методологической основе общей криминологии, т.е. на материалистической диалектике, которая как раз и позволит искать, исследовать и устанавливать причины экологической преступности и индивидуального преступного поведения как основы негативного влияния на окружающую среду, а также психологию преступника. Кроме того, экологическая криминология должна неизбежно пользоваться достижениями других наук (социологии, психологии, экологии и др.) с целью увеличения эффективности постижения своего предмета и объекта. Так, экологическая криминология должна использовать следующие методы: статистический, социологический, сравнительный, системный, психологический, технологический, семантический и др. Предпочтение определенных методологических приемов изучения определяется научной задачей.
Основной задачей экологической криминологии должны стать:
1. Изучение основных обстоятельств, обуславливающих экологическую преступность и вообще эколого-маргинальное поведение, экологических девиаций (экокриминогенная девиантность - экодевиантология), присущих как социуму в целом, так и индивиду в частности.
2. Изучение основных способов воздействия на маргинальный элемент с целью эффективного снижения количества экологических преступлений.
Для реализации поставленных перед ней задач экологическая криминология будет изучать:
1. Виды экологических преступлений.
2. Особенности индивидуального преступного поведения лица.
3. Причины экологической преступности во взаимосвязи с различными объективными и социальными явлениями и процессами (характерными для различных слоев общества).
4. Результативность тех или иных мер по борьбе с транснациональной, коррупционной экологической преступностью и по ее профилактике.
С помощью подобных институтов экологическая криминология будет вырабатывать:
1. Рекомендации по совершенствованию борьбы с экологической преступностью и комплекс профилактических мер.
2. Действенные меры по устранению причин и условий криминальных явлений в сфере экологии с использованием достижений других научных знаний, методов и разработок.
Среди основных методов экологической криминологии следует выделить: социологический, статистический, документальный, методы и подходы психологии, анкетирование, метод опроса и эколого-правового мониторинга, а также результаты (алгоритмы) эколого-криминологической экспертизы (ЭКЭ).
Так, с помощью статистического и социологического методов должна исследоваться экологическая преступность в целом, ее причины. Только эти два метода позволяют обобщить значительное число фактов на основании определенных разграничений по групповым и другим признакам.
Особо хотелось бы остановиться на методе эколого-правового мониторинга. Этот метод непосредственно связан с автоматизированной системой эколого-правового мониторинга (АСЭПМ), основные положения которого были изложены ранее. А на основе АСЭПМ может быть создана единая эколого-правовая база. Эта база будет служить средством и способом изучения экокриминогенной ситуации в регионе и позволит определить степень влияния хозяйствующих субъектов на окружающую среду. Кроме того, АСЭПМ позволит криминологам и другим специалистам собирать и систематизировать полученный материал, что ускорит процесс анализа эколого-криминологической ситуации в стране.
Кроме того, есть еще одно преимущество у АСЭПМ как средства достижения целей экологической криминологии - это возможность через системы АСЭПМ проведения экспертизы проектов законов, законов и других нормативных актов в области экологии и охраны окружающей среды.
Настоящее законодательство в области охраны окружающей среды недостаточно развито, более того, на сегодняшний день природоохранное законодательство носит декларативный характер и не может стать серьезным противодействием нарастающей экологической преступности. Ярким примером криминогенной ситуации в области охраны окружающей среды служит практическое отсутствие судебно-следственной практики по делам об экологических преступлениях. Причем криминогенные обстоятельства существуют не только в экологическом законодательстве. Это порок всего законодательства Российской Федерации. Не зря за рубежом оно оценивается как коррупционное и криминогенное.
В этой связи следует отметить, что известные ученые С.В. Бородин и В.В. Лунеев предложили проект положения "О криминологической экспертизе проектов или действующих законов и иных нормативных актов", разработанный в Институте государства и права РАН. В статье, опубликованной в журнале "Государство и право" в 2002 г., авторы обосновывают необходимость именно криминологической экспертизы законов и других нормативных актов с позиции их влияния на криминогенную ситуацию в стране, а также с точки зрения криминогенных последствий, которые могут возникнуть с их принятием*(7). Следует отметить позитивный характер этого предложения, и, по мнению автора, закономерно и необходимо в таком случае говорить о криминологической экспертизе законов в области экологии и охраны окружающей среды. Причем важность и значимость такой экспертизы становится бесспорной, если учитывать особую общественную опасность правонарушений в этой области и сильное влияние "беззакония" на экологическую обстановку не только в стране, но и во всем мире.
Криминологическая экспертиза законов в области экологии и охраны окружающей среды (иначе ее можно назвать эколого-криминологической экспертизой) ни в коей мере не подменяет понятие экологической экспертизы. Экологическая экспертиза, согласно Закону "Об охране окружающей среды", проводится исключительно в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды и основывается на федеральном законе "Об экологической экспертизе". Тогда как эколого-криминологическая экспертиза решает вопросы "о криминогенности или антикриминогенности тех или иных положений закона или проекта закона"*(8), нормативного правового акта в области экологии и охраны окружающей среды. При этом задача в решении таких вопросов не должна ставиться исключительно только перед криминологами. Эти вопросы должны решаться во взаимодействии с другими специалистами и экспертами различных отраслей права и других областей знаний.
Разработка основных положений эколого-криминологической экспертизы позволит использовать ее в работе автоматизированной системы эколого-правового мониторинга (АСЭПМ). Так, ранее указывалось, что АСЭПМ позволит выявлять пробелы в законодательстве и разрабатывать рекомендации (механизмы) по их устранению. На базе эколого-криминологической экспертизы такой процесс будет усовершенствован. Поскольку АСЭПМ будет содержать базу нормативно-правового материала и законодательства, то на основе информационно-криминологических технологий возможно в рамках АСЭПМ создать автоматизированную систему эколого-криминологической экспертизы (АСЭКЭ), которая, работая на основе эколого-криминологического и эколого-правового мониторинга, сможет спрогнозировать возникновение тех или иных криминогенных или антикриминогенных обстоятельств в условиях действия того или иного закона в области экологии и охраны окружающей среды.
Работу автоматизированной системы эколого-криминологического мониторинга (АСЭКМ) можно продемонстрировать в виде следующей схемы (см. рис. 3).
Рис. 3. Работа автоматизированной системы эколого-криминологического мониторинга (АСЭКМ)
/-------\
/---------------| АСЭКМ |-----------------\
| /-------------------------------------\ |
/------\ | | | | /-------\
| ГИКС | | | | | | ГИПС |
\------/ | | | | \-------/
| | | | | |
| | | | | |
/---------/ | | \---------\
| ЭКМ | | | | ЭПМ |
\-----------/ /-------\ \-----------/
| | АСЭКЭ | |
| \--------------------------\ \-------/ /--------------/ |
\---------------------------\ /---------------/
результат в виде спрогнозированных экокриминогенных или антикриминогенных обстоятельств |
ГИКС - геоинформационная криминологическая система со своим ЭКМ (экокриминологический мониторинг);
ГИПС - геоинформационная правовая система со своим ЭПМ (экоправовой мониторинг);
АСЭКЭ - автоматизированная система экокриминологической (экокриминалистической) экспертизы.
Необходимость создания такого подхода в области обеспечения действенности системы экологической безопасности продиктована тем, что многие законы так или иначе требуют экспертной оценки и прогнозирования с позиции криминологии. Возможно, проведение такого рода работы над экологическим законодательством страны позволит снизить латентность экологических правонарушений и их количество, а также окажет сильное профилактическое воздействие на возможных правонарушителей. В защиту обоснования необходимости выделения экологической криминологии следует отметить, что уровень подготовки работников правоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью в настоящее время остается очень низким. Правоохранительные органы не считают борьбу с экологической преступностью приоритетной. Это, естественно, оказывает сильное негативное влияние на результативность выявления, раскрытия экологических преступлений и на привлечение лиц, причастных к общественно опасным экологическим деяниям, к уголовной ответственности. Поэтому одной из задач экологической криминологии должна быть разработка основных методов работы правоохранительной системы с целью повышения эффективности ее деятельности в данной области.
Отдельное внимание должно быть сконцентрировано на программе всеобщей экологизации (в рамках программы непрерывного экологического образования), стратегия которой будет строиться на концептуально-методологических подходах, принципах, специфике и особенностях формирования как экологизированного правового мировоззрения, с целью минимизации эколого-правового нигилизма, свойственного как современному обществу, так и организации общероссийской системы управления экосистемами, где безусловный приоритет будет отводиться экологичности выбора и принятия управленческих решений. Для этого в первую очередь необходима политическая воля, а законодательные основы для этого созданы в достаточной степени. Лишь есть необходимость на первом этапе провести систематизацию законодательной базы, она может выглядеть как свод основных законов, регулирующих экологические системы окружающей среды. На втором этапе будет создана реальная предпосылка по единой кодификации. Если рассматривать с позиции эффективности правоприменения, то акцент необходимо поставить на юридической ответственности по соответствующим параметрам (уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная и т.п.). Параметры будут распределены в базе данных АСЭПМ по формам и видам юридической ответственности. Моделирование и инструментарий на основе математических методов, используемых при выборе управленческих решений, эколого-криминологических прогнозов и профилактических мероприятий, в настоящей работе сознательно оставлены без внимания в силу большого объема и специфики. Рассмотрению этих вопросов автор посвятил отдельные монографии*(9).
Таким образом, обеспечение экологической безопасности на национальном и международном уровнях следует рассматривать только в контексте и взаимосвязи с детерминационным комплексом, обуславливающим экологическую преступность и ее составляющие. Предложенная методология автоматизированных систем криминологического мониторинга и геоинформационных технологий позволяет обеспечить действенные механизмы выявления и контроля над экопреступностью, что позволит повысить эффективность судебно-следственной практики и обеспечить неотвратимость наказания.
Наиболее опасными и недостаточно изученным проявлениями экологической преступности являются: экологический терроризм, экологические диверсии, экологическая агрессия, транснациональная экологическая преступность (экокоррупция), экологическая девиантность. Эти и подобные явления должны стать предметом пристального изучения международной экокриминологии.
Б.Б. Тангиев,
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,
кандидат технических наук, кандидат юридических наук, профессор,
лауреат Международного конкурса ЮНЕСКО (2009 г.)
"Гражданин и право", N 9, сентябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Зотов В.Д. Глобальная экологическая политика // Социальные гуманитарные знания. М., 2002. С. 11.
*(2) Там же. С. 12-13.
*(3) См.: Колбасов О.С. Международный экологический суд // Охрана окружающей среды. 1996. N 5.
*(4) См.: Зарубежная криминология: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М., 2003.
*(5) См.: Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 58.
*(6) Криминология-XX век / Под ред. д.ю.н., проф. В.Н. Бурлакова, д.ю.н., проф., засл. деятеля науки РФ В.П. Сальникова. СПб, 2000. С. 10.
*(7) См.: Бородин С.В., Лунев В.В. О криминологической экспертизе законов и иных нормативных актов // Государство и право. 2002. N 6. С. 40-45.
*(8) Там же. С. 43.
*(9) См.: Тангиев Б.Б. Модели оценивания и прогнозирования экологической ситуации в экосистемах на основе интеграции данных в автоматизированном мониторинге. СПб, 2001; он же. Совершенствование геоинформационных технологий и автоматизированных систем экологического мониторинга по обеспечению безопасности акваэкосистемы региона на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб, 2003; он же. Экокриминология. Парадигма и теория. Методология и практика правоприменения / Под общ. ред. В.П. Сальникова; предисл. Д.А. Шестакова. СПб, 2005.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Международная экологическая криминология: концепция мониторинга и контроля в обеспечении геоэкологической безопасности
Автор
Б.Б. Тангиев - Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, кандидат технических наук, кандидат юридических наук, профессор, лауреат Международного конкурса ЮНЕСКО (2009 г.)
"Гражданин и право", 2011, N 9