Вдова Дарья Николаева, которая по следствию в Юстиц-Коллегии оказалась, что не малое число людей своих мужеского и женского пола бесчеловечно мучительски убивала до смерти, за что по силе всех законов приговорено казнить ее смертью, о чем от Сената Ее Императорскому Величеству поднесен был доклад. Но Ее Императорское Величество, взирая с крайним прискорбием на учиненные ею бесчеловечные смертные убийства, и что она по законам смертной казни подлежала, от той приговоренной смерти ее Дарью освободить, а вместо смерти повелеть соизволила: 1. Лишить ее Дворянского названия, и запретить во всей Российской Империи, чтобы она ни от кого никогда, ни в каких Судебных местах, и ни по каким делам впредь именована не была названием рода ни отца своего, ни мужа. 2. Приказать в Москве в нарочно к тому назначенный и во всем городе обнародованный день вывести ее на первую площадь, и поставя на эшафот, прочесть перед всем народом заключенную над ней в Юстиц-Коллегии сентенцию, с исключением из оной, как выше сказано, названия родов ее мужа и отца, с присовокуплением к тому того Ее Императорского Величества указа; а потом приковать ее стоящую на том же эшафоте к столбу, и прицепить на шею лист с надписью большими словами: мучительница и душегубица. 3. Когда она выстоит целый час на том поносительном зрелище, то, чтобы лишить злую ее душу в сей жизни всякого человеческого сообщества, а от крови человеческой смердящее ее тело предать собственному промыслу Творца всех тварей, приказать заключа в железа, отвести оттуда ее в один из женских монастырей, находящийся в Белом или Земляном городе, и там подле которой ни есть церкви посадить в нарочно сделанную подземельную тюрьму, в которой по смерть ее содержать таким образом, чтобы она ни откуда в ней света не имела; пищу ей обыкновенную старческую подавать туда со свечой, которую опять у нее гасить, как скоро она наестся; а из того заключения выводить ее во время каждого церковного служения в такое место, откуда бы она могла оное слышать, не входя в церковь. Что с нею Дарьею и исполнено, и по учении объявленной экзекуции, в железы заключена и посажена в сделанную в Ивановском девичьем монастыре подземельную тюрьму. А чтобы обо всем вышеписанном всяк был известен, и во всяких Судебных местах, и по касающимся с нею делам родами отца и мужа ее не писать и не называть, а именовать: Дарья Николаева дочь. Сообщники же ее, дворовые люди, которые в смертных убийствах с нею участие имели, и поп, который оные тела заведомо погребал, по снятии с него священнического сана, наказаны кнутом, с вырезанием ноздрей и постановлением знаков сосланы в Нерчинск в вечную работу. И о том, во исполнение предписанного Ее Императорского Величества Высочайшего указа, Правительствующий Сенат Приказали: во всем Государстве публиковать печатными указами. Что через сие и публикуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сенатский указ от 10 декабря 1768 г., вследствие Именного, последовавшего на доклад Сената "О наказании вдовы Дарьи Николаевой за мучительство крепостных людей и за учиненные ею многие убийства"
Извлечение из книги Законодательство императора Петра III: 1761-1762 годы. Законодательство императрицы Екатерины II: 1762-1782 годы (составитель и автор вступительных статей В.А. Томсинов). - "Зерцало", 2011 г.