Финансовая нестабильность и предпосылки изменения спроса на резервную валюту
Статья посвящена анализу предпосылок изменений спроса на мировую резервную валюту, возникающих в период мирового финансового кризиса (2007-2009 гг.). Для этого автор применяет аппарат анализа национальной конкурентоспособности к двум ее субъектам - стране-эмитенту резервной валюты и "остальному миру". Особое внимание в процессе анализа автор уделяет эволюции обеспечения резервной валюты - вещественных и невещественных активов страны-эмитента, благодаря которым сохраняется спрос "остального мира" на ее валюту как на резервную.
В период мирового финансового кризиса 2007-2009 гг. активно обсуждались варианты устройства мировой валютной системы (МВС), в т.ч. и альтернативные ныне существующей.
Между тем МВС, на наш взгляд, является лишь оформлением объективных тенденций взаимосвязанного развития страны-эмитента резервной валюты (СЭРВ) и остального мира (ОМ)*(1), воплощенных в международном разделении труда и связанных с ним национальных конкурентных позиций (НКП). За период с момента окончания Второй мировой войны структура мировой экономики претерпела несколько метаморфоз, каждый раз менявших состав факторов устойчивости резервной валюты (РВ). Лишь изучая эти метаморфозы и прогнозируя очередные долгосрочные изменения национальной конкурентоспособности (НК) СЭРВ и ОМ, можно делать обоснованные предположения о будущей МВС*(2).
Мы рассматриваем международные валютные отношения как функцию макроэкономической политики СЭРВ, с одной стороны, и спроса на РВ со стороны ОМ - с другой.
В свою очередь, и политика СЭРВ, и внешний спрос на РВ зависят от сложившихся тенденций в мировой торговле и международном движении капитала:
- от стадий экономического роста, на которых находятся СЭРВ и ОМ (в терминах теории стадий экономического роста*(3));
- от распределения между СЭРВ и ОМ звеньев хозяйственных циклов (в терминах концепции международного приложения жизненного цикла продукта*(4));
- от стадии развития конкуренции (в терминологии теории международной конкуренции*(5)), характерных для экономик СЭРВ и ОМ;
- от типа доминирующих национальных конкурентных преимуществ (в терминах теории конкурентоспособности национальной экономики*(6)) СЭРВ и ОМ.
Данная статья посвящена анализу предпосылок изменений спроса на мировую резервную валюту, возникающих в период мирового финансового кризиса (2007-2009 гг.).
* * *
Общая кризисная тенденция - всплески негативных ожиданий краткосрочных инвесторов, сопровождающиеся переводом рисковых активов в резервные. Первый резкий всплеск такого рода наблюдался в III квартале 2008 г., в наиболее острую фазу кризиса. Тогда одновременно наблюдался отток финансовых инвестиций с НФР ОМ (рис. 1). И одновременно - резкий рост спроса на рынке казначейских обязательств (КО) СЭРВ (рис. 2).
"Рис. 1. Динамика чистых прямых и финансовых иностранных инвестиций в основных регионах мира накануне и во время мирового финансового кризиса, млрд. долл. США"
"Рис. 2. Динамика покупок казначейских обязательств США накануне и во время мирового финансового кризиса, млрд. долл. США"
В конце 2008 г. и в первой половине 2009 г. наблюдались активные движения БРИК в сторону от доллара. Первым практические шаги сделал Китай, занявшись заключением соглашений с различными странами о валютных свопах - чтобы партнеры (Аргентина, Малайзия, Южная Корея, Гонконг, Белоруссия и Индонезия) могли оплачивать китайские товары непосредственно юанями*(7).
Также китайскими монетарными властями периодически ставится вопрос о замене доллара в расчетах наднациональной валютой. Последним по времени был доклад "Реформа международной валютной системы", в котором содержится конкретное предложение в долгосрочной перспективе заменить доллар в качестве мировой резервной валюты на резервную валюту, существующую в рамках Международного валютного фонда (МВФ)*(8).
"Причины кризиса тесно связаны с несовершенствами международной валютной системы, в которой превалирует американский доллар"*(9), - говорится в докладе главы Центробанка Китая Ху Сяоляна, приуроченном к саммиту "Большой двадцатки" в Питтсбурге осенью 2009 г.
Заявления на эту же тему периодически делала Бразилия, аргументируя необходимость замены доллара в расчетах и создания единой валюты вне "валютной корзины", которая так страдает от экономической турбулентности тем, что нестабильность американской валюты приводит бизнес в замешательство. Хотя сразу же подчеркивает, что в краткосрочной перспективе ничего не изменится*(10).
Заявления подкреплялись конкретными шагами по замене долларовых активов стран БРИК. В июне 2009 г. Бразилия, Индия и Китай заявили о намерении обменять казначейские обязательства США на несколько десятков миллиардов долларов на ценные бумаги МВФ*(11), предназначенные для поддержки программ помощи. Кроме удара по доллару, этот шаг обозначил претензии стран на расширение участия в международных финансовых программах, т.е. деятельное намерение реформировать МВФ. На Петербургском экономическом форуме 2009 г., затем на саммите стран ШОС и БРИК также делались заявления о необходимости заменить доллар как в активах, так и в расчетах между собой.
Активизировалась деятельность по созданию региональных валютных союзов:
- на Ближнем Востоке (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт и Катар приняли решение о введении в 2012-2015 гг. новой международной валюты, за которую будут торговать своими энергоресурсами);
- в Латинской Америке (двенадцать стран по инициативе Бразилии договорились о создании экономического союза также с введением единой валюты);
- в Южной Африке (ЮАР, Намибия, Свазиленд, Лесото, Ботсвана - основные мировые поставщики золота и алмазов);
- на территории б. СССР (решение России перевести расчеты за поставки энергоносителей в соседние страны в рубли, а также двусторонние расчеты по международной торговле - в национальные валюты, в том числе с Китаем, Вьетнамом и Индией)*(12).
Наиболее серьезной нам представляется заявка на собственный валютный союз со стороны стран АСЕАН, которые, в отличие от всех перечисленных выше стран, добились к настоящему времени высокой степени экономической интеграции. К тому же в авангарде будущего союза намерена стать Япония - одна из 4-х крупнейших экономик мира.
Премьер-министр Японии, сказал, что такая зона (азиатская интеграционная. - Д.К.) должна иметь единую валюту и стремиться к "мировому лидерству"*(13). "Мы... должны стремиться к региональной валютной интеграции, так как это - естественное следствие быстрого экономического роста, начавшегося в Японии, продолжившегося в Южной Корее, на Тайване и в Гонконге, а затем подхваченного странами Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и Китаем"*(14).
Наконец, ООН также официально призвала к переходу в международных расчетах от долларов к СПЗ. В результате - хотя пока и на уровне деклараций - мы наблюдаем второй этап эволюции мировой валютной системы после отказа от золотодевизного стандарта (первым по времени изменением качества этой системы после Ямайских (1976 г.) соглашений, с нашей точки зрения, было образование валютного союза в Европе с появлением наличного евро в 2002 г.).
Таким образом, рост в быстрорастущих экономиках и группах экономик расчетов в национальных валютах, альтернативных долларовой системе, в сторону уменьшения действует на ту часть спроса на резервную валюту, которая связана с расчетами вне торговых расчетов самой СЭРВ. Рост доли ОМ в торговле, с одной стороны, и появление альтернативных валютных систем вкупе создают реальную угрозу РВ как средству мировых расчетов и увеличивают потенциал конфликта между СЭРВ и ключевыми игроками ОМ в этой сфере.
Впрочем, возникают и обратные тенденции. Через год после начала активной фазы мирового финансового кризиса трудности начинает испытывать главный конкурент РВ - евро, от которого в массовом порядке в расчетах пока не отказываются, но который ослабляется. Причем за ослаблением этим можно усмотреть как экономические (долговой кризис в Европе), так и геополитические факторы. К последним можно отнести специальные усилия рейтинговых агентств, объективность оценок которых подвергается сомнению на самом верху монетарных властей Европы: "В интервью французской Liberation глава ЕЦБ Ж.-К. Трише заметил, что рейтинговая тройка занимается тем, что усиливает падение или же рост индексов на фондовых рынках, что совершенно недопустимо и "идет вразрез с финансовой стабильностью"*(15).
В связи с антикризисной программой СЭРВ возрастает роль внешнего долга как источника финансирования ее потребления и импорта, однако рост спроса на импорт ограничивает сокращение экспорта СЭРВ в кризисный период. Продолжение монетарной экспансии - теперь уже в антикризисном формате - оказывает повышательное воздействие на внутренний кредит и спрос на импорт. С другой стороны, рост внутреннего кредита сдерживается внутренним кредитным кризисом СЭРВ. Поэтому если и возникает в итоге рост импорта, то только благодаря антициклическим мерам правительства и монетарных властей СЭРВ.
Некоторое снижение доходности КО СЭРВ, возникающее в результате бегства инвесторов к РВ, может уменьшить стоимость обслуживания госдолга СЭРВ, однако тенденция не является устойчивой, так как в поведении инвесторов время от времени наблюдаются обратные движения. Таким образом, и рост госдолга, и рост внутреннего кредита остаются определяющими факторами спроса СЭРВ на импорт в условиях глобального кризиса.
Двусторонние отношения СЭРВ с держателями КО СЭРВ в период финансового кризиса обостряются, а политика СЭРВ становится более противоречивой. С одной стороны, СЭРВ не заинтересована в отказе ОМ от РВ как основной мировой (читай - от бесконечного рефинансирования своего внешнего долга, растущего теперь еще и под воздействием антициклической политики). Поэтому предпринимает политические шаги в направлении сохранения роста запасов КО в ОМ, т.е. в направлении сохранения и роста склонности ОМ к резервированию.
Майский 2009 г. визит Т. Гайтнера в КНР с целью получения гарантий продолжения финансирования правительства через покупку казначейских обязательств стал символичным, вне зависимости от его результатов. США фактически просят, чтобы к доллару привязывались, чтобы их финансы и денежную политику по-прежнему считали самыми сильными. Финансовая система и монетарная политика США перестают быть независимыми от конъюнктуры экономик "остального мира". И в этом формате очень вероятная поддержка доллара будет уже во многом искусственной, так как покупать доллар "остальной мир" будет не потому, что в США жесткая финансовая дисциплина, которая может быть импортирована, а потому, что она там слабая, и ее надо поддержать финансированием - в отсутствии реальной альтернативы доллару в краткосрочном периоде и несмотря на очевидный экспорт из США в "остальной мир" издержек кризиса.
С другой стороны, СЭРВ заинтересована в преодолении кризисного спада экспорта, для которого жизненно необходимо ослабление РВ, и здесь предпринимаются попытки вынудить контрагентов к ревальвации своих валют. Роль "ручного" управления МВС особенно ярко проявилась в споре США и КНР о валютной политике, в обвинениях в валютной манипуляции, а также - менее явно - в отношения США с Японией.
С одной стороны, Япония, обладатель валютных резервов в сумме более 1 трлн. долл.*(16) и держатель казначейских обязательств США на сумму 686,7 млрд. долл. на конец мая 2009 г., подтвердила однозначную поддержку доллара. В начале июня 2009 г. министр финансов К. Йосано заявил о намерениях продолжить покупки казначейских обязательств, так как считает "сильный доллар фундаментом своей политики"*(17). Это и понятно: слабый доллар снижает конкурентоспособность японского экспорта в США, а он, как уже говорилось выше, составлял в 2007 г. 149,6 млрд. долл. - 20% всего японского экспорта*(18).
Но с другой стороны, в японском истеблишменте сформировалось убеждение, что "американцы будут сильно возмущены, если их пакет фискального стимулирования на кругленькую сумму, без малого 800 миллиардов долларов, уйдет в карманы азиатских экспортеров"*(19).
То есть существует важный фактор антициклической политики Японии - антициклическая политика США. Допустить ускоренное сокращение экспорта из-за ослабления доллара и подождать, пока США добьются восстановления экономического роста и ужесточат свою денежную политику, может в среднесрочном аспекте оказаться выгоднее, чем реагировать на ослабление доллара интервенциями, получать краткосрочные выгоды в торговле с США, но при этом рисковать в среднесрочной перспективе, как минимум, быть вовлеченными в торговую войну, как это произошло в случае с КНР осенью 2009 г.
Кроме того, также не стоит недооценивать геополитический фактор в экономической политике Японии в период кризиса. Япония, по условиям послевоенного раздела сфер влияния в мире, не имеет право на вооружение и де-факто передала функцию национальной обороны США. На этом направлении в последнее время также происходят заметные изменения: "Япония работает над модернизацией ракетных технологий, стремясь заполучить возможность собственными силами запускать в космос спутники. В 2007 г. Япония переименовала и реорганизовала свои силы самообороны в министерство обороны, а также начала размещать свои войска за рубежом в рамках международных миротворческих операций, чего раньше никогда не делалось"*(20).
С другой стороны, заявления японских лидеров о создании азиатского валютного союза сопровождались оговорками об особых отношениях с США: "Хатояма, который пытается дать Японии более видную роль в Азии, не подвергая опасности ее гарантию безопасности, даваемую Америкой, описал свое предложение (о создании азиатского валютного союза. - Д.К.) как "среднесрочную цель"*(21). Призвав ввести общую для всей Азии денежную единицу, Хатояма сказал, что переход должен пройти в течение десятилетия*(22).
Стремление СЭРВ сохранить схему рефинансирования своего внешнего долга является укреплением ее глобальных конкурентных позиций, а давление на валютную политику торговых партнеров - попыткой реанимировать источники экономии на масштабах производства (основного компонента произведенного национального дохода на индустриальной стадии экономического роста) на внутреннем рынке (что больше походит на портеровское движение факторами и стремление реализовать ресурсные конкурентные преимущества).
Соответственно, геополитическая доминанта резервирования ОМ складывается из добровольной поддержки РВ, с одной стороны, и конфликтов-уступок в своей валютной политике, с другой. В средне- и долгосрочном же плане и то, и другое, как нам представляется, наносят урон статусу РВ, делая ее положение крайне неустойчивым.
Действие ключевых факторов склонности ОМ к валютному резервированию, характерных в условиях глобализации, здесь сохраняется, но в краткосрочном аспекте (в условиях глобальной макроэкономической нестабильности) среди них доминируют разнонаправленные геополитические факторы.
Вскоре после майского 2009 г. визита Т. Гайтнера в Китай, обнадежившего долларовых инвесторов, Китай, а вслед за ним Бразилия, Индия и Китай в июне 2009 г. заявили о намерении обменять казначейские обязательства США на несколько десятков миллиардов долларов на ценные бумаги МВФ*(23), предназначенные для поддержки программ помощи. Кроме удара по доллару, этот шаг обозначил претензии стран на расширение участия в международных финансовых программах. На Петербургском 2009 г. экономическом форуме, затем на саммите стран ШОС и БРИК также делались заявления о необходимости заменить доллар как в расчетах между собой, так и в активах.
Однако существуют и обратные тенденции, причем в рамках этих же стран БРИК и в то же самое время: "В то время как некоторые из лидеров этих стран (БРИК. - Д.К.) поставили статус доллара под вопрос, за один лишь май (2009 г. - Д.К.) четыре нации увеличили свои валютные резервы более чем на 60 миллиардов долларов, чтобы ограничить рост курса своих валют и поддержать экспортное направление"*(24).
В долларовой резервной системе в краткосрочном аспекте, скорее всего, останутся и страны-поставщики сырья (прежде всего, страны Ближнего Востока, владельцы более 1,5 трлн. резервов и средств в суверенных фондах). Они тем более не заинтересованы в сокращении спроса США на импорт, поскольку возможности их внешнеторгового маневра еще более, чем в случае Китая и Японии, ограничены географическим и политическим факторами.
На первом этапе кризиса страны с привязанными обменными курсами (Бахрейн, Кувейт, Ливия, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, Объединенные Арабские Эмираты) импортировали мягкую денежно-кредитную политику Соединенных Штатов, что смягчило возникший кризис ликвидности в национальных банковских системах. Однако до кризиса длительное ослабление доллара уже приводило к импорту инфляции. До начала снижения мировых цен на сырье падающий по отношению к другим валютам доллар вызывал удорожание импорта Ближнего Востока, номинированного в других валютах, что вызывало со стороны правительств этих стран движения в сторону отказа от фиксированного курса. Плюс к этому противодействие снижению курса резервной валюты требует наращивания валютных резервов, что означает увеличение денежного предложения и в краткосрочном аспекте - рост внутренней инфляции.
Импорт инфляции неизбежно повторится, так как для реализации американской антикризисной программы США используют расширение монетарной базы. Предположительно, страны Ближнего Востока могут в критический момент ослабить привязку своих валют к доллару, однако как стратегические союзники США резко менять валюту своих резервов и структуру суверенных фондов, скорее всего, не будут. Косвенно об этом свидетельствует прямая финансовая помощь на сумму 290 млрд. долл., оказанная этими странами США для финансирования их антикризисной программы*(25).
В России призывы сделать рубль региональной резервной валютой (осень 2008 г.) сменялись аналогичными призывами в отношении юаня с перспективой превращения в мировую (начало июня 2009 г., Петербургский экономический форум), а затем - новым признанием доллара в качестве таковой (середина июня 2009 г., встреча министров финансов стран G8).
В итоге можно оценить совокупность заявлений и шагов лидеров стран БРИК в острую фазу кризиса больше как демонстративные попытки изменить геополитический баланс, протестировав альтернативы доллару, меньше - как шаги, направленные на устранение разрывов в уровнях развития национальных товарных и финансовых рынков, сохраняющихся между ОМ и СЭРВ.
"Схлопывание" рискованных национальных финансовых рынков сокращает аппетит к риску и увеличивает частный спрос на РВ, хотя тенденция неустойчива. Дополнительное повышающее воздействие на частный спрос на РВ оказывает усиление контроля за потоками капитала во время кризиса.
Специфическая (связанная с резервной функцией) часть спроса на резервную валюту в условиях глобального финансового кризиса снижается, однако тенденция неустойчивая. Официальное резервирование и международные расчеты плавно, но снижаются; частный спрос испытывает колебания в зависимости от смены настроений инвесторов: уменьшение склонности к риску повышает спрос на РВ, рост - наоборот. В результате можно предположить неустойчивое снижение специфического спроса на РВ.
Неспецифическая (связанная с текущими международными расчетами в рамках платежного баланса СЭРВ) часть спроса на РВ снижается из-за кризисного падения экспорта СЭРВ, так что общая величина спроса на резервную валюту во время кризиса снижается.
Что касается изменений в обеспечении РВ, вызванных мировым финансовым кризисом, то они также преимущественно негативны для РВ и СЭРВ.
Положительная чистая инвестиционная позиция СЭРВ по частным финансовым инвестициям становится неустойчивой. Обеспечение РВ в виде данных зарубежных активов СЭРВ резко сокращается в острую фазу кризиса вследствие репатриации капиталов СЭРВ и снижения аппетита к риску. Однако положительная чистая МИП по ФИИ сохраняется вследствие отставания большинства стран ОМ от СЭРВ по уровню развития национальных финансовых рынков (долгосрочный фактор), а также вследствие антикризисной монетарной экспансии СЭРВ (краткосрочный фактор).
Отрицательная чистая инвестиционная позиция СЭРВ по официальным финансовым иностранным инвестициям во время кризиса увеличивается за счет дополнительного масштабного бюджетного финансирования антициклической политики. А обострение двусторонних отношений СЭРВ с ключевыми странами-экспортерами и держателями ее долга фактически переводит неосязаемую институциональную часть обеспечения РВ - существующую мировую валютную систему - в режим "ручного" управления.
Бурный докризисный рост мировой экономики отодвигал на второй план взаимные противоречия крупнейших национальных экономик, в т.ч. СЭРВ. Хотя в период роста договариваться с каждым из крупных игроков сложнее в силу их величины и амбиций. Особенно ревниво СЭРВ относится к такому резкому укреплению одного из партнеров (КНР), либо к объединению мелких партнеров в крупные (ЕС). В условиях спада противоречия вышли на первый план, а их дополнительному обострению способствовала серьезная дифференциация стран по темпам экономического роста (КНР и ЮВА, в отличие от развитых экономик, во время кризиса продолжали расти, хотя и меньшими темпами).
Динамика денежного предложения СЭРВ, очевидно, обесценивает локальное обеспечение РВ для заинтересованных стран-поставщиков. С одной стороны, рост денежной массы предохраняет их экспорт от продолжения резкого спада, с другой - неизбежно ведет к снижению международной ценности РВ, что существенно ухудшает условия торговли на внутреннем рынке СЭРВ. Однако монетарная экспансия продолжается, в результате чего нематериальное и неосязаемое обеспечение РВ, сформированное в условиях роста глобальной экономики, в период глобального финансового кризиса испытывает угрозу обесценивания из-за дестабилизации двусторонних отношений крупных игроков.
Но в краткосрочном аспекте РВ, не обеспеченная ни золотом, ни эффектами вывезенных прямых иностранных инвестиций, ни теперь уже финансовых иностранных инвестиций, - все равно продолжает поддерживаться основными держателями КО СЭРВ с целью предотвращения "схлопывания" наиболее важного мирового экспортного рынка и резкого сокращения стоимости мировых валютных резервов.
Противоречивые тенденции в антикризисной политике ОМ отражают сохранение разрывов в уровнях развития национальных товарных и финансовых рынков между СЭРВ и ОМ, чему мы находим подтверждение у других исследователей: "Избыточное потребление американских граждан, поглощения зарубежных компаний американскими фирмами и доллары, которые Пентагон тратит за рубежом, оседают в иностранных центробанках. Перед этими правительствами стоит трудный выбор: либо повторно запускать доллары обратно в американскую экономику, покупая облигации Казначейства США, либо позволить "свободному рынку" укрепить их валюты по отношению к доллару - тем самым, сделав экспортную продукцию слишком дорогой для мировых рынков, что приведет к безработице и проблемам для местных компаний. Свободные рынки в американском стиле загоняют их в систему, которая заставляет согласиться с неограниченными поставками долларов"*(26).
Краткосрочную конкурентоспособность доллара как РВ невозможно оценить лучше, чем это сделал старший валютный аналитик нью-йоркского офиса Bank of New York Mellon: "Эти страны (БРИК. - Д.К.) хотят законсервировать эту систему, приобретая иностранные валюты, чтобы удержать стоимость своей собственной на низком уровне, но они хотят, чтобы кто-нибудь еще нес риск владения этими долларами. Нельзя иметь и то и другое"*(27).
Обобщая анализ кризисных факторов спроса на РВ, можно говорить о феномене резервной валюты инерции доверия - поддерживаемой участниками мировой валютной системы, несмотря на объективные тенденции снижения ее международной ценности. Система парных связей СЭРВ со своими партнерами, в которой они заботились о статусе РВ в условиях роста глобальной экономики, в условиях ее спада становится предметом заботы самих этих стран, пока и поскольку быстрой альтернативы ей не находится; согласие крупнейших держателей валютных резервов продолжать считать РВ таковой можно считать проявлением такой заботы.
Литература
1. Вожжов А., Коновалова М. О формировании новой мировой валютной системы // Банкаускi веснiк, Верасень, 2009. С. 50.
2. Вот вам многополярный мир // "Эксперт" N 13 (652)/6 апреля 2009. - http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/13/mnogopolyarnuy_mir/.
3. Гельвановский М.И., Рожков К.Л., Скрябина Н.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения. Поиск методологической адекватности / Под. общей ред. д-ра экон. наук, проф. М.И. Гельвановского. - М.: ИИЦ "Статистика России", 2009. - 383 с.
4. Жан-Клод Трише о вреде большой рейтинговой тройки//http://www.realt.org/news/zhan_klod_trishe_o_vrede_bolshoj_rejtin govoj_trojki/2010-07-14-724.
5. Ивантер А. Все как от огня шарахаются от кредитов // "Эксперт" N 15 (654)/2009, 20 апреля.
6. Китай предложил создать фонд для помощи развивающимся странам // http://top.rbc.ru/econo-mics/23/09/2009/331576.shtml.
7. Кузьмин Д.В. Модели интеграции и антициклическая политика ведущих экономик в условиях мирового кризиса. - М.: Изд-во "Восток-Запад", 2009. С. 17-45.
8. Кузьмин Д.В. Национальная конкурентоспособность, глобальная нестабильность и макроэкономическое равновесие. - М.: Изд-во "Восток-Запад", 2010. - С. 92-111.
9. Кузьмин Д.В. Однополярная мировая экономика: реакция "остального мира" на кризис // Микроэкономика. 2009. N 7. С. 12-17.
10. Кузьмин Д.В. Парадоксы однополярной мировой экономики // МЭиМО. 2009. N 10. С. 389-393.
11. Кузьмин Д.В. Факторы устойчивости однополярной мировой экономики // Вестник Московского университета МВД России. 2009. N 9. С. 67-71.
12. Черников Д.А. Советская экономика: стадиальный перелом // Экономические науки, 1991. N 9.
13. Черников Д.А. Темпы и пропорции экономического роста. - М.: Экономика, 1982. - 223 с.
14. AcioliP. BRIC debatera uso de moeda local e a crise // Diario Comercio Industria & Servicos, 2009-06-15.
15. China Quarterly Update - June 2009. Р. 16 // www.worldbank.org.cn.
16. Distant dreams // The Economist, Oct. 29th 2009.
17. Fraher J., Richter J. Russia's Kudrin Signals No Alternative to Dollar Global Status // Bloomberg, 2009, June, 15.
18. Hudson M. Washington cannot call all the shots // The Financial Times 2009, June, 14.
19. Krugman P.R. Intraindustry Specialization and the Gains from Trade // Journal of Political Economics. 1979. N 11. P. 531-551.
20. Lyons J. Brazil, Russia Trade T-Bills for IMF Clout // The Wall Street Journal, 2009, June, 11.
21. Meredith R. As Goes Japan, So Goes Asia // Forbes, 2009, September, 16.
22. Peclet J.-C. La reforme du systeme monetaire est lance // Le Temps, 2009-03-30.
23. Porter M. Building the Microeconomic Foundations of Prosperity: Findings from the Business Competitiveness Index // The Global Competitiveness Report, 2003-2004. - Oxford University Press, 2004.
24. Porter M. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. - New York: The Free Press, 1985 (2nd ed. - New York: Free Press, 1998. - 592 p.
25. Rostow W.W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. - Cambridge: Cambridge University Press, 1960.
26. Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle // Quarterly Journal of Economics. 1966. May.
27. http://financialdatalink.sharepointsite.net/default.aspx.
28. http://pda.lenta.ru/news/2008/11/20/ask/.
29. http://stat.wto.org / CountryProfile/WSDBcountryPF ExportZip.aspx? Language=E.
30. https://www.federalreserve.gov/econresdata/re-leases/intlsumm/current.htm .
Д.В. Кузьмин,
канд. экон. наук, вице-президент Российского союза
промышленников и предпринимателей
"Лизинг", N 8, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробно об этом см.: Кузьмин Д.В. Модели интеграции и антициклическая политика ведущих экономик в условиях мирового кризиса. - М.: Изд-во "Восток-Запад", 2009. С. 17-45; Кузьмин Д.В. Однополярная мировая экономика: реакция "остального мира" на кризис // Микроэкономика. 2009. N 7. С. 12-17; Кузьмин Д.В. Факторы устойчивости однополярной мировой экономики // Вестник Московского университета МВД России. 2009. N 9. С. 67-71; Кузьмин Д.В. Парадоксы однополярной мировой экономики // МЭиМО. 2009. N 10. С. 389-393.
*(2) Гипотеза НК как фактора внешнего макроэкономического равновесия и концептуальная модель взаимосвязей изложены автором в монографии: Кузьмин Д.В. Национальная конкурентоспособность, глобальная нестабильность и макроэкономическое равновесие. - М.: Изд-во "Восток-Запад", 2010. - С. 92-111.
*(3) Rostow W.W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. - Cambridge: Cambridge University Press, 1960; Черников Д.А. Темпы и пропорции экономического роста. - М.: Экономика, 1982. - 223 с.; Черников Д.А. Советская экономика: стадиальный перелом // Экономические науки, 1991. N 9.
*(4) Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle // Quarterly Journal of Economics. 1966. May; Krugman P.R. Intraindustry Specialization and the Gains from Trade // Journal of Political Economics. 1979. N 11. P. 531-551.
*(5) Porter M. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. - New York: The Free Press, 1985 (2nd ed. - New York: Free Press, 1998. - 592 p.; Porter M. Building the Microeconomic Foundations of Prosperity: Findings from the Business Competitiveness Index // The Global Competitiveness Report, 2003-2004. - Oxford University Press, 2004.
*(6) Гельвановский М.И., Рожков К.Л., Скрябина Н.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения. Поиск методологической адекватности / Под общей ред. д-ра экон. наук, проф. М.И. Гельвановского. - М.: ИИЦ "Статистика России", 2009. - 383 с.
*(7) Вот вам многополярный мир // "Эксперт" N 13 (652) / 6 апреля 2009. - http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/13/mnogopolyarnuy_mir/; China Quarterly Update - June 2009. Р. 16 // www.worldbank.org.cn.
*(8) Peclet J.-C. La reforme du systeme monetaire est lance // Le Temps, 2009-03-30.
*(9) Китай предложил создать фонд для помощи развивающимся странам // http://top.rbc.ru/economics/23/09/2009/331576.shtml.
*(10) Acioli P. BRIC debatera uso de moeda local e a crise // Diario Comercio Industria & Servicos, 2009-06-15.
*(11) Lyons J. Brazil, Russia Trade T-Bills for IMF Clout // The Wall Street Journal, 2009, June, 11.
*(12) Вожжов А., Коновалова М. О формировании новой мировой валютной системы // Банкаускi веснiк, Верасень, 2009. С. 50.
*(13) Distant dreams // The Economist, Oct. 29th 2009.
*(14) Meredith R. As Goes Japan, So Goes Asia // Forbes, 2009, September, 16.
*(15) Жан-Клод Трише о вреде большой рейтинговой тройки // http://www.realt.org/news/zhan_klod_trishe_o_vrede_bolshoj_rejtingovoj.tr ojki/2010-07-14-724.
*(16) МВФ. - http://financialdatalink.sharepointsite.net/default.aspx.
*(17) Fraher J., Richter J. Russia's Kudrin Signals No Alternative to Dollar Global Status // Bloomberg, 2009, June, 15.
*(18) http://stat.wto.org/CountryProfile/WSDBcountryPFExportZip.aspx? Language=E.
*(19) Ивантер А. Все как от огня шарахаются от кредитов // "Эксперт" N 15 (654)/2009, 20 апреля.
*(20) Meredith R. As Goes Japan, So Goes Asia // Forbes, 2009, September, 16.
*(21) Distant dreams // The Economist, Oct. 29th 2009.
*(22) Meredith R. As Goes Japan, So Goes Asia // Forbes, 2009, September, 16.
*(23) Lyons J. Brazil, Russia Trade T-Bills for IMF Clout // The Wall Street Journal, 2009, June, 11.
*(24) Fraher J., Richter J. Russia's Kudrin Signals No Alternative to Dollar Global Status // Bloomberg, 2009, June, 15.
*(25) http://pda.lenta.ru/news/2008/11/20/ask/.
*(26) Hudson M. Washington cannot call all the shots // The Financial Times 2009, June, 14.
*(27) Fraher J., Richter J. Russia's Kudrin Signals No Alternative to Dollar Global Status // Bloomberg, 2009, June, 15.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Финансовая нестабильность и предпосылки изменения спроса на резервную валюту
Автор
Д.В. Кузьмин - канд. экон. наук, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей
"Лизинг", 2011, N 8
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru