Купил путёвку, перелёт до места отдыха - чартером. Произошла существенная задержка рейса, фактически день отпуска пропал. Кому предъявлять претензии - туроператору или авиакомпании?
За задержку рейса отвечает авиакомпания.
Туристский продукт включает комплекс услуг по перевозке и размещению туристов (абз. 13 ст. 1 Федерального закона от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", далее - закон N 132-ФЗ).
Туроператор обязан исполнить договор по оказанию туристу соответствующих услуг (ст. 403 ГК РФ). Он отвечает за их ненадлежащее исполнение третьими лицами, в том числе перевозчиками, если законом не установлено, что ответственность несёт являющееся непосредственным исполнителем третье лицо - перевозчик.
Туроператор несёт ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе за ненадлежащее оказание услуг, входящих в данный продукт, независимо от того, кем оказывались эти услуги (ст. 9 закона N 132-ФЗ). Туроператор отвечает перед туристом за действия третьих лиц, если федеральными законами или иными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность перед туристом несёт третье лицо.
Согласно статье 787 ГК РФ и статье 104 ВК РФ по договору фрахтования воздушного судна (чартер) фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа грузов или почты. Чартерные перелёты также проходят по правилам, установленным ВК РФ. Независимо от того, чартерный рейс или регулярный, ответственность за задержку отправления и за просрочку доставки пассажира несёт перевозчик (ст. 795 ГК РФ, ст. 116, 120 ВК РФ). Этой же позиции придерживается и Роспотребнадзор. Письмом от 31.08.07 N 0100/8935-07-32 Роспотребнадзор ссылается на статью 103 ВК РФ, согласно которой услуги по авиаперевозке непосредственно осуществляет авиаперевозчик с вытекающими правовыми последствиями для обеих сторон сделки.
На вопросы отвечали эксперты "ПБУ"
1 сентября 2011 г.
"Практический бухгалтерский учет", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455