По рассмотрении представленного вами плана, о нужных поправлениях относительно Артиллерийского и Инженерного Кадетского Корпуса и мнения о том Комиссии об установлении народных училищ, при сем посылаемых, повелеваем: штат и положение оного Корпуса сочиня, Нам представить, имея за непременные правила: Первое, чтобы учение и порядок преподавания оного заимствован был из мнения Комиссии об установлении народных училищ: поелику удобность и польза сего порядка самыми опытами уже доказана. Второе, чтобы Артиллерийский и Инженерный Кадетский Корпус состоял до указа Нашего в трех ротах кадет, или до 400 человек в пособие дворянству Нашему, для обучения юношества их. Третье, чтобы заведенная при оном рота для солдатских детей, где учреждена школа художеств и рукоделий, соблюдена была, стараясь сие заведение, от которого, и для Кадетского Корпуса, и для многих других частей немалая польза заимствована быть может, распространять и в лучшее состояние приводить, как скоро помянутые штат и положение с прочими представлениями, кои вы для произведения того в действо учините, Нам поданы будут: Мы, по рассмотрении оных, снабдим вас дальнейшими Нашими повелениями; а между тем желаем, чтобы и в нынешнем состоянии Корпуса, вам вверенного, введен был в оном порядок учения, по наставлениям Комиссии о народных училищах употребляемый, в чем та Комиссия, по требованию вашему, не преминет вам подать надобную помощь и руководство.
План
Воспитание молодого воина, от которого отечество со временем ожидать должно более, нежели обыкновенной привычки к службе и опытов сил телесных, не есть плод трудов и попечений единого человека, иногда по случаю удачных; но плод многих соединенных дарований, и на известных правилах основанных.
Блаженна та страна, в которой исполнение столь важного дела на себя приемлет Правительство; Россия же стократно блаженнее, когда мудрая и человеколюбивая Монархиня не только сама печется о сей части общего благополучия; но сверх того, еще щедротами, поистине более, нежели Царскими, покровительствовать и утверждать оную удостаивает.
Упоен будучи чувствами ревностнейшей любви к отечеству, вливаемыми во всякого доброго гражданина знаками благости и милосердия, которыми сия Августейшая мать отечества обыкновенно чтит все заведения, стремящиеся к блаженству рода человеческого; вижу я, что величайшее мое желание исполнилось. Ибо теперь я, жертвуя всем тем, что будет в моих силах, имею случай показать себя достойным той доверенности, которой Она благоволила меня почтить, поруча в мое управление Артиллерийский и Инженерный Кадетский Корпус.
Может быть, сии листы некоторым образом послужат опытом моего усердия, с которым стараюсь я быть полезным, столь выгодному для Государства учреждению; может статься, они оправдают сие лестное предрассуждение, что я, вступая в сию должность, столько же чувствую удовольствия, сколько и ревности к показанию в ней успехов, которые при слабости сил моих заставят меня ощутить равное веселье с рученным моему попечению юношеством.
Они заключают в себе краткое изображение полезной для Корпуса перемены, основанной на правилах, почерпнутых мной отчасти из Корпуса Сухопутного, где я был воспитан, а отчасти из опытов, в других местах пользу принесших.
Если Ваше Императорское Величество сии два пункта свидетельства благоволите принять в уважение и одобрить план, при сем всеподданнейшем докладе приложенный, то первое и величайшее будет мое старание, чтобы все совершенно согласно с желаемым концом исполнить, и жар, коим я всегда пылал к моему отечеству, усугубится к соделанию сего учреждения достойным попечения великодушной покровительницы и полезным благу отечества.
I. Полагаются две роты
Нынешнее учреждение Артиллерийского Кадетского Корпуса с одной стороны через меру обширно, а с другой через меру ограничено; обширно, потому, что при нем находится рота, из детей солдатских составленная, которой соединения с общим Корпуса установлением столько же неудобно понятию, сколько и сие намерение, с коим школа разных художеств и рукоделий при нем учреждена, которая по счастью никогда не имела своего действия; ограничено, потому что число воспитывающихся без всякого сомнения столь мало, что ни с самым лучшим порядком, ниже с выгоднейшим обучением сим число 146 кадет невозможно удовольствовать оба Корпуса Артиллерийской и Инженерной: ибо, судя по различию их дарований и склонностей, неможно вообще от всех ожидать того, на что должен себя посвятить Офицер Артиллерийский или Инженерный; знание его не ограничивается изучением одного, или другого языка, и некоторых частей Словесных Наук, всякому хорошо воспитанному человеку необходимо нужных; но все сие для него не что иное есть, как путь, ведущий его к вышним понятиям Математическим; другие же напротив того не имея столько остроты, чтобы до желаемого в сем пути предмета достигнуть; просветя, однако же, свой разум знаниями, приличными военному человеку, без сомнения могут быть лучшими Офицерами в армии; к отвращению обоих сих неудобств, то есть обширности и недостатка прежнего учреждения, довольно единого средства, которое в том состоит, чтобы переменить вышеписанную роту, и вместо детей солдатских, набирать детей бедных офицеров и таких дворян, которые пользуясь единым именем дворянства, не имеют способа воспитать своих детей, без помощи чувствительных сердец. Для солдатских детей во всех городах и гарнизонах заведены школы, где могут они почерпнуть знания, нужные в будущем их состоянии; другие же напротив того не в состоянии будучи дожидаться определения в дворянские училища, ни иметь верного свидетельства о своем дворянстве, принуждены бывают или вместе с солдатскими детьми воспитываться, или оставаться во всю свою жизнь в постыдном человеку невежестве. Если милосердная Монархиня удостоит обратить свое внимание и к воспитанию таковых: то они могут занять место во второй роте, полагаемой в сем учреждении, которая с первой целое составит; ибо та и другая будут стремиться к одному намерению; воспитанники обеих сих рот помещены будут в одних классах, станут пользоваться равным учением, и под единым распоряжением состоять будут; но при всем том, в содержании и в платье могут они различествовать, если на каждого кадета первой роты положено будет около 100 рублей, на всякого же второй около 60 рублей.
II . О разделении всего Корпуса
Разделение всего училища на две части в рассуждении учения, как было до сих пор, кажется мне весьма неудобным, как в рассуждении множества, так и в рассуждении различных дарований учащихся, которые по сему расположению в одно время должны научены быть; не упоминая о беспорядке, который в сем случае и с самым лучшим присмотром неизбежим, ясно видно: 1. что все учреждение, по сим мыслям основанное, должно заключить в себе с одной стороны бесполезное излишество, а с другой крайний недостаток; 2. что невозможно во всякое время равно производить учение, за которым слабые не в состоянии будут следовать, а одаренные отменной остротой не могут быть оным довольны; и 3. что разумным Учителям почти совсем невозможно употребить своих дарований в наблюдении сего порядка, чтобы начиная с легчайших понятий нечувствительно приготовлять к труднейшим разум своих воспитанников.
Разделя весь Корпус в три возраста, а всякий возраст на два или на три класса, не только не будет причины опасаться вышесказанных неудобств; но, сверх того, можно надеяться с пользой ввести и продолжать способ учения, тем более согласный с желаемым концом, поелику все одного части одна с другой неразрывным союзом соединены будут, как в приложенной при сем табели и следующем пункте означено.
III . О Науках трех возрастов
Вникая хотя мало в подробность сего плана, тотчас можно будет усмотреть, что довольно было размышляемо о степенях разума человеческого, и что в таких летах, когда силы разума ограничены, а память может быть с успехом изощрена, за лучшее почтено занять разум воспитанников предметами соразмерными слабостям молодости, нежели такими, которые уже отчасти зрелому приличны. Сверх того всякий ясно увидит, что намерение сего учреждения в том состоит, чтобы понятие учащихся по степеням приближалось к совершенству; от начальных оснований приступят они к изучению языков, а потом к истинному познанию всех вещей; наконец можно приметить, что классы, по сему образцу учрежденные, имеют столь тесный союз между собой и столь много сопряжены взаимным друг к другу отношением, что в них все то, на чем основывается будущее состояние молодых людей наперед просто будет изображено, потом выработано и наконец приведено в совершенство; и так кадеты, выходя из первого возраста, должны знать первые начала трех употребительных в сем учреждении языков; начальные правила Арифметики, нарочито писать и иметь уже некоторые понятия нужные к возбуждению их внимания. Второго возраста воспитанники должны уже разуметь три языка, иметь начальные основания в Истории и Географии, и непрерывным упражнением в Арифметике, предуготовить себя к познаниям Математическим, которые им в последовании откроются. А как сей способ учения совершенно сходствует с тем, который принят в училищах нормальных, здесь заведенных: то всевозможное старание приложено будет, чтобы оным со всей точностью следовать; Учителя же должны иметь совершенное сведение о порядке учения сих школ: в таком случае Корпус за долг почтет просить Высочайшего повеления, чтобы его Учителям позволено было принимать в них наставления и быть самим свидетелями установленного в оных порядка. А когда они все для них нужное почерпнут в самом источнике, тогда никакого сомнения не останется о точном исполнении положенного в плане намерения. Третий возраст должен себя совершенно посвятить искусству и доставлять обществу Геометров, Инженеров и Артиллеристов.
IV. О выборе Учителей
Исполнение подобного сему плана могло бы некоторым образом почесться приятным сновидением, если бы опыты, произведенные уже в некоторых местах в действо, и самые примеры не подавали надежды о счастливом успехе. Вернейшее средство к достижению оного зависит единственно от выбора Учителей, от надежного способа в учении и от неусыпного присмотра в исполнении.
Дабы избежать всякого сомнения в рассуждении Учителей, не должно всякого принимать, кто первый себя представит и предложит труды свои за весьма малую цену, боясь чтобы казне не нанести чувствительного убытка, милосердие Августейшей Монархини такую бережливость может сделать вовсе бесполезной и Корпус избавит от сей сожаления достойной крайности, чтобы собирать по улицам корыстолюбивые души, которые будучи угнетаемы или бедностью или уверены о своем незнании продают свои труды за такую цену, которую иногда и слуга хотя мало порядочный принять отречется; тогда можно будет иметь Учителей по все строгости достойных сего названия, людей отличных дарованиями, непорочных нравов, которые за приличное их трудам жалование с успехом употребят способности своего разума к воспитанию тех, которые вверяются их попечению.
Правление Корпуса без сомнения надеется от Ее Величества позволения, а сверх того и полномочия, в рассуждении прибавки жалования таким людям, которые прилежностью и искусством покажут себя отличными; для того, чтобы они не нашли себя принужденными искать выгоднейших мест и оставить училище, в котором они уже имели случаи с пользой показать свои способности. А чтобы достойных Учителей привязать к Корпусу на несколько лет, то не благоволите ли Ваше Императорское Величество определить пенсию тем, которые через 12 лет беспорочно и с отличной прилежностью исправляли свою должность, 300 рублей, возрастая процентами, составят довольное число к исполнению сего благого намерения.
V. О порядке и способе учения
Другой существенный пункт есть порядок учения, который много способствует к достижению намерения. Через сие разумеется удобнейший способ питать разум, по мере его возраста, из него всякий Учитель видит, что должно ему со своей стороны делать, на нем во всяком классе должен остановиться, какими средствами должен пользоваться к преодолению некоторых трудностей и каким образом должно их употреблять. Следовательно Учителя при вступлении своем снабжены будут инструкцией Корпусом опробованной, которая, по примеру нормальных училищ, будет в себе содержать подробное изъяснение всего того, что в общем плане училища назначено, дабы через то могли они соответствовать принятому в учреждении намерению. Сие будет служить Учителям в осторожность, чтобы они, обучая в разных классах науки, имеющие между собой некоторое сношение, одну с другой не смешивали, и так, когда всякий Учитель к общему успеху приобщит некоторую часть своего, то тем составится целое, которое заключит в себе собрание всех разделенных сил.
VI. Директор над классами
Для произведения в действо с успехом сего учреждения, равным образом и для воспрепятствования тем, которые должны брать в том участие, отдалятся от предписанных им в исполнении пределов, неусыпный присмотр, строгий экзамен и тщательное сравнение ежедневных трудов с тем, чему должно со временем последовать, необходимо нужными почитаются, для сей причины Директор над классами должен быть непременно. Место сие определяется для человека знающего, который бы в разных частях учения нужного для Корпуса, имел довольное знание, которому бы способ учения совершенно был известен, и который бы сверх того был человек совершенно искусившийся в воспитании детей, и имел бы прямое познание о свойствах душевных и обо всем, что с жизнью человеческой сопряжено. От него можно ожидать, что он будет иметь неусыпный присмотр, дабы Учителя со всей точностью следовали данной им инструкции; но сверх того еще употребить все свое искусство в познании слабостей воспитанников, дабы мог он дать Учителям наставление, каким наилучшим способом должны они оные исправлять; притом долг его будет стараться, чтобы таковым из питомцев, которые окажутся отменно склонными и способными к какой-нибудь части науки, например: к Гидравлике и проч., с помощью Правления доставлять способы продолжать сию науку до возможных пределов.
VII . О языках
Что касается до языков, которые должно употреблять в науках, сие не трудно будет решить, когда примется в рассуждение, что питомцы второго возраста, при вступлении своем в третий, должны довольно разуметь языки: Русский, Немецкий и Французский, чтобы они могли без трудности пользоваться учением, на котором-нибудь из сих языков предлагаемом. Хотя и правда, что, судя по обороту, который уже около 20 лет приняли науки на Севере, благородное Российской юношество не имеет уже столь необходимой нужды во Французском языке, какую оно в нем до сих пор имело, однако же, правда и то, что сей язык всегда будет нужен для того, кто недоволен будет тем, чтобы только прикоснуться к наукам, приличным его званию, и захочет далее в них проникнуть, а особливо человеку военного звания, в рассуждении Фортификации, Артиллерии и Тактики необходимо должно разуметь сей язык для чтения Авторов, которых Франция в разных сих частях на свет произвела.
Итак, невозможно лишить питомцев Корпуса столь нужной для них выгоды, которая открывает им путь к полезному чтению. Но поелику корпус знание языков почитает путем, ведущим к желаемой цели, а не самой той целью, до которой человек должен достигнуть: то из сего явствует, что он не намерен держаться той системы, которая в некоторых местах принята, т.е. чтобы воспитание молодого человека зависело единственно от знания Французского языка; а тот только почтется нужным языком, который более известен Учителю и на котором он с успехом может изъясняться. Для отвращения неудобства, которое может случиться от сего расположения, то есть, что молодой человек, слушая какую-нибудь часть науки на чужестранном языке, а другую на своем природном, не в состоянии будет привыкнуть к техническим терминам, разным образом на разных языках употребляемым, должно завести книги письменные на Российском языке, которые бы способствовали ему в учении.
Офицеры и Надзиратели должны приучать молодых людей к чтению чужестранных Авторов, смотря по классам, в которых они учатся, и стараться оное сделать для них приятным и полезным; через таковое соединение языков, будущий воин в состоянии будет в самом источнике почерпнуть знания, нужные для услуг своему отечеству.
VIII. О нравах Учителей и учащихся
Однако же наиприлежнейшее учение может почесться несовершенным, если нравы останутся неисправленными, и если при просвещении разума не будет приложено старания об исправлении сердца. Всякое училище, желающее доставить отечеству граждан полезных, должно их сделать и добродетельными. Сие требование столь праведно, что Корпус употребит все силы к его исполнению.
На сей конец при начале табели, науки в себе заключающей, положены основания закона и нравоучения, чтобы через то в нежных сердцах посеять такие склонности, которые бы могли их побудить с младых лет следовать по стезям добродетели.
Учителя, вступающие в Корпус должны иметь все качества нужные сему званию; чтобы они могли во всем собой подавать пример учащимся и вливать в них чувства чести, непорочности и любви к отечеству. Хотя таковых достойных людей легче вообразить, нежели сыскать; но Корпус примет все меры, чтобы отворить путь в оный таким людям, которые уже имели случай показать во многих местах опыты своего знания и в нравах непорочности. Осторожность требует, чтобы не принимать таких Учителей, которые или от привычки, или от природы имеют в себе не что странное или смешное, чтобы тем не унизить важности учительской, и чтобы по причине недостатков учащего, не подать случая презирать и самое учение.
Сверх того со всяким рачением надлежит надзирать над всеми делами воспитанников; ибо опытами известно, что молодой человек, не видя средства без наказания, вдаться в какие-либо беспорядки, нечувствительно привыкнет к благопристойности.
Наипаче будет приложено старание полезным и приятным упражнением удерживать их от всяких непристойностей; ибо весьма справедливо, что молодой человек, провождающий время свое в праздности, гораздо меньше достоин осуждения, нежели мантор его, который не разумеет обратить его способностей к предметам достойным внимания.
Наконец Корпус за долг почтет возбудить в кадетах чувства чести пристойным образом, дав им ощутительно знать, что добрые нравы награждаются почтением; развратные же напротив стыд и бесчестие влекут повсюду за собой.
IX. О присмотрах в каморах за кадетами
Присмотр вверяется ротным Офицерам, из которых всякий будет иметь некоторое число кадет под особливым своим распоряжением, и должен стол иметь и жить с ними вместе. Сверх того для всякого класса первого и второго возраста содержать одного знающего и порядочного человека, который бы вне классов пристойным образом мог употреблять в пользу время назначенных на его часть воспитанников.
С одними будет он повторять их уроки, других приучать к чтению, и в тоже время должен стараться проникнуть в их склонности, чтобы каждую неделю мог он уведомлять об их успехах.
Из сих уведомлений, равным образом из примечаний Офицеров и Учителей сочинится список с примечанием о поступках каждого кадета, с которым соображаясь, будут судить о его достоинствах, и делать верное заключение, чего должно впредь от него ожидать в рассуждении общего успеха. Сии Надзиратели без сомнения должны жить в одних покоях с кадетами, а Корпус со своей стороны постарается снабдить их некоторой властью, приличной их должности.
Х. О поступках с кадетами и их выпуске
Чтобы возбудить в них ревность отличить себя похвальным поведением, непременно должно согласиться, чтобы те кадеты, которым помянутые аттестаты отдают преимущество, имели свободный вход к своим Командирам; другие же бы напротив того в сей отмене не имели никакого участия. Две пользы из сего могут произойти, первая, что большая часть кадет, видя такую честь достойным, всеми силами будут стараться им во всем подражать; а другая та, что Директор, Подполковник и Майор Корпуса могут через то ознакомиться с кадетами и помогут им достигнуть до совершенства.
Но более бы всего возбудила в них чувства чести верная надежда, основанная на Высочайшей воли Августейшей Монархини, что те из второй роты, которые удостоены будут отменными аттестатами в рассуждении наук и поведения переведутся в первую, а при следующем выпуске достойнейшие из оной кадеты приняты быть могут Офицерами в Артиллерию или Инженерный Корпус; другие же, менее похвалы заслуживающие, выпускаемы будут в Армию, смотря по их достоинствам Подпоручиками, Прапорщиками и Инженерными кондукторами или Артиллерии сержантами.
XI. О выключке неспособных
Чтобы избавить Корпус от тягостного принуждения держать несколько лет таких питомцев, которые не в состоянии с честью достигнуть до желаемого конца, то в его должно воле состоять тупых и к учению неспособных отсылать обратно; а тех, которые по худому своему поведению не подают никакой надежды к своему исправлению, в наказание выключать из Корпуса унтер-офицерами и рядовыми, а их места занимать другими питомцами; и так при конце течения второго возраста, прилежно должно наблюдать, чтобы таковых, которые все попечения Учителей сделали бесполезными, в третий возраст не вводить.
Один подобный сему пример сделает гораздо больше действия, нежели тысяча исправлений, и послужит доказательством, что Корпус не с тем учрежден, чтобы леность и незнание покровительствовать, и что милосердная Монархиня не желает изливать своих щедрот на тех, которые показали себя оных недостойными.
XII. О приеме и времени, в которое следует кадета выпустить
Когда Корпус расположен будет по учрежденному плану, то выпуски, равным образом и приемы ежегодно чинены быть могут. Представленные к приему в Корпус на место выпущенных должны иметь приличные лета, то есть, от 10 до 11, должно смотреть, чтобы они не имели никаких телесных недостатков, ни также трудного произношения, ибо как то, так и другое в великом числе может причинить беспорядок. По принятии их вступают они в классы первого возраста, и должны в оном пробыть год или два, смотря по их понятию, или по знанию, до вступления в Корпус ими приобретенному; потом переведутся они во второй возраст, в котором два или три года должны по порядку обучаться в классах. Для показания же успехов в науках третьему возрасту предоставленных, самые прилежные должны, по крайней мере, употребить три года, время необходимо нужное к совершенному познанию предметов, до будущей их службы касающихся; меньшей же остротой одаренные, без сомнения год или более еще должны в оном остаться.
XIII. Об экзаменах
Переводы из класса в класс, также и повышения из нижнего возраста в вышний должны быть определяемому частными экзаменами при окончании всякого курса, в присутствии Директора и Членов Канцелярии, после генеральных же экзаменов, при коих будут присутствовать Генералы и Члены Военной Коллегии, Полковники Артиллерийского и Инженерного Корпусов, Директора разных Кадетских Корпусов и нормальных школ, должны следовать вышепомянутые выпуски.
Для предупреждения, чтобы из сих экзаменов не вышло пустых церемоний, способствующих более к потерянию времени, нежели к принесению настоящей пользы, уничтожатся все лишние приготовления.
Без сомнения самое лучшее приготовление в том состоит, чтобы кадет сам собой старался пройти то, чему его учили, и сам бы себя испытал, сколько им выучено; для сего самого кадетам, назначенным к выпуску, дается целый месяц времени на повторение и на приготовление себя к тому дню, в который заключен быть имеет приговор об их достоинствах.
XIV. Об Учителях
Но как большая часть сего, о чем было до сих пор говорено, должна произведена быть в действо помощью способных к тому людей, из которых весьма мало уже осталось при Корпусе; то управление Корпуса уполномоченное, положит сему начало, напряжет все свои силы выбрать из оных немедленно столько, сколько будет надобно, смотря по краткому счислению, под N 2-м означенному. Учителя, имеющие сведение о нормальных училищах при первом их вступлении обязаны будут договором, чтобы они позволили себя через 6 месяцев испытывать в новой их должности, дабы в течение сего времени можно было узнать их способности, прилежность, силу выражения, обхождение с воспитанниками и нравы всякого Учителя; из того заключит, на каком основании по окончании сего термина выбор свой утверждать должно.
Хотя при начале и потребуется иногда переменить Учителя; дело впрочем, весьма предосудительное всякому благоустроенному заведению, однако со временем можно ожидать, что сие весьма редко случаться будет. Корпус же сею осторожностью получит таких Учителей, к которым впредь столько же можно будет иметь доверенности, сколько и почтения; ибо он был сам свидетелем способностей их и нравов на чести основанных.
XV. О Корпусных Офицерах
Офицеры, в которых Корпус или для присмотра или для обучения кадет будет иметь надобность, выбираемы быть должны из полков, а Корпус примет на себя труд наперед обстоятельно разведать об их достоинствах. Вступая в Корпус, не должны они опасаться потерять ни места своего, ни старшинства, ибо служба, которую будут они нести при сем военном училище, ни в чем не уступает той, которой бы были они обязаны в другом положении. Производиться в чины будут они наряду с прочими Артиллерийскими и Инженерными Офицерами, и по получении нового чина будет зависеть от их согласия остаться при Корпусе, не оставляя оного для исполнения новой должности. Сим способом Корпус может всегда иметь способных Офицеров, не опасаясь при перемене их лишиться.
Сверх положенного по чинам жалования корпусные Офицеры будут иметь стол, квартиру, дрова и свечи; те же напротив, которые заняты обучением какого-нибудь класса, кроме своего жалования, получат еще и от Корпуса по своим трудам награждение.
XVI. О сумме
Если Вашему Императорскому Величеству угодно будет Высочайшим повелением утвердить штат сей, то ничего более уже не останется, как свято и ненарушимо исполнять все то, что в нем предписано. Но в столь обширных заведениях при самом вернейшем счислении весьма трудно сначала предвидеть все надобности, которые со временем могут случиться. Может быть сие положение или от переменяющейся цены вещей, или по другим каким обстоятельствам в некоторых своих частях будет изобильно, а в других недостаточно; то Корпус за нужное находит всеподданнейше просить у Вашего Императорского Величества сея доверенности, чтобы ему позволено было оставшуюся каким-нибудь случаем сумму употреблять на экстраординарные расходы, которых иногда польза Корпуса потребует.
Комиссия об учреждении народных училищ, рассмотрев краткие начертания в поданной записке от Артиллерии Генерал-Поручика Мелиссино о поправлении Кадетского Артиллерийского и Инженерного Корпусов, находит, что предложение таково содержит в себе три главные части, а именно:
Обучение юношества.
Внутренний порядок Корпуса и хозяйственную его часть.
Не входя в последние две части сего плана, яко до рассмотрения Комиссии не принадлежащие, представляет токмо на благоусмотрение свое мнение об одной учебной части и ее расположения. Но прежде объяснения того, за нужное признает повторить здесь вкратце то распоряжение, которое поднес Генерал-Поручик Мелиссино.
1. Упразднить роту солдатских детей, для которых была учреждена школа художеств и рукоделия, и составить вместо оной роту из Обер-Офицерских детей, или таких, кои Дворянства своего совершенно доказать не могут, определя на сию вторую роту благородных кадет, на содержание каждого по 60 рублей, а на кадета первой роты 100 рублей в год.
2. Кадет принимать в обе роты от 10 до 11 лет, и разделив на три возраста, быть им в первом год или два, во втором два или три, а в третьем возрасте самые прилежные оставаться должны три года.
3. Первый и второй возраст разделить каждый на два класса, а третий на три. В первом возрасте преподавать нормальным способом начальные основания двух языков, чистое письмо и Арифметику; во втором возрасте начальные основания третьего языка, Орфографию, переводы с чужестранных языков, продолжение Арифметики, практическую Геометрию и начальные основания Истории и Географии; а в третьем возрасте, кроме чтения, штиля и сочинений и продолжения Историй и Географий начинать и оканчивать все науки, которые Геометру, Артиллеристу и Инженеру знать нужно. Притом обучать во всех возрастах закону Божию, рисованию и танцеванию; а со второго фехтованию.
В сих трех пунктах состоят все учебные части плана, которых Комиссия, наперед коснувшись рассуждением, представит в заключении и свое мнение.
На первый пункт. Неоспоримо, что цель сего Артиллерийского и Инженерного Кадетского Корпуса состоит в том, чтобы в нем преподавались наипаче науки Математические; а нехудожественные и рукодельнические. А хотя есть некоторые мастерства, действительно к Артиллерии принадлежащие, но сии при оной в особых мастеровых палатах отправляются, то и можно кадетам посещать оные вне учебных часов, и присматриваться как то или другое, что видели они на теории, делается на практике, каким приемом и какими инструментами, дабы все то со временем они или умели сделать сами, или через других под своим присмотром. По сему Комиссия согласна с Генерал-Поручиком Меллисино, чтобы для распространения Корпуса и пользы от оного проистекающей, учредить вместо роты детей солдатских, другую из детей по законам состоянию благородному принадлежащих. Сии роты не отменять однако же (как мнит Г. Меллисино), старшинством дворянства воспитанников; но отличать единственно помещением в первую таких кадетов, которые способностью, науками, благоповедением и прилежностью отличат себя перед сверстниками, делая сие в том намерении, дабы отмены одной, к соревнованию и подражанию другой служили.
Во втором пункте определяется прием детей от 10 до 11 лет и пребывание их в Корпусе, смотря по их понятию, от 6 до 10 лет; из чего Комиссия примечает, что с одной стороны первоначальное учение как то грамоте, для детей от 10 до 11 лет положено очень поздно, да и неуповательно, чтобы благородных родителей дети до сих лет тому не обучены были; с другой стороны через вышеупомянутое определение возраста к приему заграждается вход в Артиллерийский и Инженерный Кадетский Корпус тем, которые может быть в других училищах оказывали хорошие успехи и одарены особливой склонностью и остротой к науке Артиллерийской и Инженерной, но определенный возраст к приему в Корпус перешли. Для избежания как того, так и другого неудобства, Комиссия за полезное признает прием в Артиллерийский и Инженерный Кадетский Корпус чинить не по летам, но по дарованиям и способностям.
Третий пункт, разделяющий Корпус на возраста и на классы, показывает, что первый и второй возраст должны из 3 до 5 лет упражняться единственно в чтении, письме, Арифметике, языках и начальных основаниях Историй и Географий с практической Геометрией; из чего видно, что удачи сих двух возрастов надежда третьего, а потому и все плоды Корпуса зависят, ибо третий возраст не может большее число образовать Артиллеристов и Инженеров, как сколько окажут к тому способных первый и второй возраст. А из сего явствует, что многих надобно отсылать обратно, потому что не все окажутся способными, как то и сам Артиллерии Генерал-Поручик Меллисино предвидит в § XI, замечая таковые несходства, затрудняющие в благом намерении успех, и дабы с тратой всуе времени и иждивения неспособные не занимали там мест, где уже способности имеющему учиться должно. Комиссия рассуждает, чтобы при сем Артиллерийском и Инженерном Кадетском Корпусе нижним классам не быть, но состоять единственно из классов третьего возраста, в табели показанных; чего ради и принимать в оный Корпус таких токмо, которые бы уже в других училищах тем начальным основаниям языков и прочим для первых двух возрастов предписанным наукам обучены были, испытывая их на деле по предъявленным в том свидетельствам. Сим образом будет Корпус всегда иметь способных кадетов, и при том гораздо большее число, если вместо малолетних кадет первых двух возрастов, принимаемо будет большее число в третий, из которого по тому и скорее в действительную службу поспевать будут; ибо о малых детях, таких, которые лишь азбуке учиться начинают, нельзя ничего заключить, будут ли они когда-нибудь к наукам Математическим способны, или нет, ниже угадать, будут ли еще и к службе военной годны. Но как положения сего нельзя прежде в действо произвести, пока народные и разные теперь по Наместничествам заводимые училища не распространятся: то нужда требует, чтобы до времени сии первые два возраста для изучения первоначальных знаний, при Артиллерийском и Инженерном Кадетском Корпусе оставить.
По сим примечаниям мнит Комиссия, что при сочинении полном плана для сего Корпуса, нужно предписать следующее:
Детей принимать Дворянских, разумея, кто к сему преимуществу по законам право имеет, и которые окажутся нужными к тому способностями одарены; и обе роты отличать не по степени Дворянства кадет, но как выше упомянуто, по прилежанию их, успехам и поведению.
Для приема в Корпус лет не предписывать, и принимать как больше, так и меньше 10 лет, лишь бы ищущие предписанные знания, понятность и остроту имели.
Учебные предметы расположить по приложенной от Артиллерии Генерал-Поручика Меллисино табели. Возраста первой и второй от третьего отделить совсем; третий же возраст оставить на расположение учения, какое ныне наблюдается.
Для большего распространения наук Артиллерийской и Инженерной, не бесполезно бы было дозволить ходить в классы, сверх содержимых на казенном иждивении, другим благородным детям, которые преподаваемыми в сем Корпусе науками, пожелают пользоваться, а особливо в третьем классе; чего ради, по окончании учения, доставлять им также по удостоинству их успехам, такие выгоды, какими пользуются обучающиеся тут на казенном иждивении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Именной указ от 21 февраля 1784 г., данный Генерал-Поручику Мелиссино "О нужных исправлениях в преподавании Наук в Артиллерийском и Инженерном Кадетском Корпусе"
Извлечение из книги Законодательство императрицы Екатерины II. 1783-1796 годы (составитель и автор вступительной статьи В.А. Томсинов). - "Зерцало", 2011 г.