Бухгалтерский учет в учреждении ведется автоматизированно с помощью специально разработанной бухгалтерской программы. Разработчики программы внесли обновления, связанные с изменением методологии бухучета (с переходом на новый план счетов), только в июне 2011 года. Как быть с хозяйственными операциями, отраженными в бухгалтерском учете по прежней версии программы, а также с первичными документами, регистрами бухгалтерского учета, оформленными по старому плану счетов?
С целью методологического регулирования перехода автономных учреждений с 2011 года на новый план счетов бухгалтерского учета Минфином разработаны таблицы соответствия планов счетов (Письмо от 29.12.2010 N 02-06-07/5398). Автономные учреждения, осуществлявшие в 2010 году бухгалтерский учет на основании Приказа Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н, применяют в работе таблицу соответствия бюджетного плана счетов плану, установленному Инструкцией N 183н (приложение 1 к Письму Минфина РФ N 02-06-07/5398). Автономные учреждения, осуществлявшие в 2010 году бухгалтерский учет на основании Приказа Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, руководствуются приложением 2 к Письму Минфина РФ N 02-06-07/5398.
Кроме того, Письмом Минфина РФ от 25.04.2011 N 02-06-07/1546 доведены методические рекомендации по отражению в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при изменении типа государственного (муниципального) учреждения. Данный документ применяется учреждениями, которые с 01.01.2011 перешли из бюджетных в автономные.
Для учреждений, применявших до 2011 года коммерческий план счетов, рекомендации по переносу остатков до настоящего времени финансовым ведомством не даны. Получается, что реформирование бухгалтерского учета (переход с коммерческого плана счетов на новый план счетов) такие учреждения осуществляют самостоятельно.
Таким образом, несмотря на то что Инструкция N 183н начала действовать только 16.03.2011 и методические рекомендации Минфина по переходу на новую методологию учета были выпущены (опубликованы) позже, все хозяйственные операции, совершенные в АУ с начала 2011 года, необходимо отразить в бухгалтерском учете на основании рабочего плана счетов, утвержденного учетной политикой на 2011 год согласно инструкциям N 157н, 183н. Следовательно, и при ведении автоматизированного бухгалтерского учета все операции также должны быть отражены с начала 2011 года по-новому, как только в учреждении появится техническая возможность (то есть после обновления программного обеспечения).
Возникает вопрос, нужно ли заново оформлять первичные документы, регистры бухгалтерского учета по указанным операциям, ведь в них среди прочих реквизитов содержится корреспонденция счетов.
В соответствии с Инструкцией N 157н общими положениями по ведению бухгалтерского учета установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным и неунифицированным формам документов, утвержденным в установленном порядке. Унифицированные формы первичных учетных документов, регистры бухгалтерского учета, применяемые в автономных учреждениях в 2011 году, утверждены Приказом Минфина РФ N 173н*(1), который вступил в силу 05.03.2011 и согласно его п. 7 применяется при формировании учетной политики начиная с 2011 года.
На основании Инструкции N 157н первичные учетные документы составляются на бумажных или (при наличии технических возможностей учреждения) машинных носителях - в виде электронного документа с использованием электронно-цифровой подписи (далее - электронный документ). В последнем случае учреждение, сформировавшее электронный документ, обязано изготавливать за свой счет его копии на бумажных носителях по письменному запросу других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры. Регистры бухгалтерского учета также могут формироваться на машинном носителе в виде электронного документа (регистра).
При наличии технической возможности учреждение вправе хранить первичные электронные документы (электронные регистры) на машинных носителях с учетом требований законодательства РФ, регулирующего использование электронной цифровой подписи в электронных документах. В этом случае вопросы по переоформлению документов не возникают. Если в учреждении нет технической возможности составлять и хранить электронные документы по установленным правилам, в связи с переходом на новый план счетов все же необходимо составить (распечатать) на бумажном носителе дублирующие первичные документы, регистры бухгалтерского учета, содержащие новые сведения о бухгалтерских проводках (без подписей).
Однако на практике большинство государственных (муниципальных) учреждений в связи с переходом на новую методологию бухгалтерского учета поступают следующим образом. Наряду с переносом остатков по счетам на начало года приводят в соответствие новому плану счетов обороты по всем сложившимся с начала года хозяйственным операциям. При этом сторнирование ранее проведенных операций осуществляется на основании справки по форме 0504833. Первичные документы, сформированные в учете с 01.01.2011 до перехода на новый план счетов, не переоформляются и не исправляются.
Заметим, такие рекомендации даны Минфином только в отношении казенных и бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств (доведены Письмом Федерального казначейства от 16.05.2011 N 42-7.4-05/8.1-333). Для автономных учреждений такой порядок Минфином не установлен. Аналогичные рекомендации могут быть утверждены учредителем для подведомственных ему автономных учреждений. В случае отсутствия рекомендаций учредителя автономное учреждение может воспользоваться рекомендациями Минфина для казенных и бюджетных учреждений и на их основании установить свой внутренний порядок перехода на Инструкцию N 183н, при этом закрепив его внутренним нормативным актом.
С. Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ
1 сентября 2011 г.
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"