О передаче учредителю имущества АУ, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности
Автономному учреждению субъекта РФ учредитель не выделяет субсидии на выполнение государственного задания. Все имущество автономного учреждения приобретено за счет средств, полученных от оказания платных услуг (подлежат обложению НДС). Нужно ли движимое имущество, приобретенное за счет указанных средств, относить к категории особо ценного? Может ли такое имущество быть передано учредителю? Как правильно оформить такую передачу?
Особо ценное движимое имущество
Порядок отнесения имущества автономного учреждения к категории особо ценного движимого имущества определен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 (далее - Постановление N 538): виды особо ценного движимого имущества автономных учреждений могут определяться в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ. В таком же порядке определяются перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений. При этом Правительство РФ рекомендует органам исполнительной власти субъекта РФ при определении перечней особо ценного движимого имущества автономных учреждений включать в его состав:
а) движимое имущество автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, балансовая стоимость которого превышает размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. до 500 тыс. руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных учреждений субъекта РФ, в интервале, определенном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Постановления N 538;
в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и Национального библиотечного фонда.
Таким образом, правительство определяет несколько критериев отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества:
стоимость;
потребность в имуществе для выполнения предусмотренных уставом учреждения основных видов деятельности.
Кроме того, существует особое имущество, которое вне зависимости от вышеперечисленных условий относится к категории особо ценного движимого имущества.
Как следует из Постановления N 538, источник денежных средств на приобретение имущества не является основным критерием отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества.
Для того чтобы определить, какое имущество относится к категории особо ценного движимого имущества, автономное учреждение, созданное на базе имущества субъекта РФ, должно обратиться к нормативному акту субъекта РФ и (или) нормативному акту учредителя, который для подведомственных ему учреждений разрабатывает критерии отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества в соответствии с положениями аналогичного нормативного акта субъекта РФ. Например, на территории Московской области действует Постановление Правительства МО от 16.02.2011 N 133/5 "О Порядке определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Московской области" (далее - Порядок N 133/5), на территории Ленинградской области - Постановление Правительства Ленинградской обл. от 29.12.2010 N 373 "О порядке определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Ленинградской области", на территории Нижегородской области - Постановление Правительства Нижегородской обл. от 29.11.2010 N 847 "О порядке определения видов и перечней особо ценного движимого имущества государственного автономного или государственного бюджетного учреждения Нижегородской области". Анализ данных, а также аналогичных документов показал, что источник приобретения имущества (субсидии на выполнение задания учредителя, субсидии на иные цели, приносящая доход деятельность) критерием отнесения имущества к категории особо ценного не является.
Право на распоряжение имуществом
Согласно ст. 3 Закона об автономных учреждениях*(1), ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено ч. 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях. На основании этой статьи имущество, приобретенное за счет средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности, может быть передано учредителю.
Документальное оформление передачи имущества учредителю
Передачу имущества рекомендуем оформить договором дарения. Согласно ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Договор дарения движимого имущества должен быть оформлен письменно, поскольку дарителем является юридическое лицо (п. 2 ст. 574 ГК РФ). Причем договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Кроме договора, передача имущества должна быть оформлена еще и Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) (п. 12 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н (далее - Инструкция N 183н)). Форма акта определена Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств". В указаниях по применению данной формы отмечено, что она, в частности, используется для оформления и учета операций по выбытию из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.
Бухгалтерский и налоговый учет
В бухгалтерском учете передачу имущества по договору дарения следует отразить в соответствии с п. 12, 28 Инструкции N 183н и п. 51 Инструкции N 157н*(2) следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Списание имущества с балансового учета: | ||
- в части суммы начисленной амортизации | 2 104 хх 000 | 2 401 20 241 |
- в части остаточной балансовой стоимости | 2 401 20 241 | 2 101 хх 000 |
Согласно пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Следовательно, передача имущества учредителю безвозмездно не подлежит обложению НДС.
В рассматриваемой ситуации передаваемое имущество приобретено в рамках деятельности, облагаемой НДС. Согласно п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случаях:
1) передачи имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов;
2) дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ:
- приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
- приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;
- приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками НДС либо освобожденными от обязанности по его исчислению и уплате;
- приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, если иное не установлено гл. 21 НК РФ;
3) перечисление покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Согласно пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не признается объектом обложения НДС. Таким образом, восстанавливать НДС при передаче основного средства учредителю как органу власти субъекта РФ не нужно.
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала
"Автономные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(2) Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"