Претензия: как составить, что учесть
В некоторых случаях закон и обычаи делового оборота обязывают хозяйствующих субъектов применять досудебный (претензионный или иной) порядок урегулирования споров.
АПК РФ предусматривает, что досудебный порядок урегулирования споров применяется в случаях, когда он установлен федеральным законом для определённой категории споров либо когда такой порядок предусмотрен договором.
Предварительное соблюдение досудебного (в т.ч. претензионного) порядка урегулирования споров не обязательно при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов (ст. 4 АПК РФ).
Обязательно надо соблюсти досудебный порядок, если он установлен законом или договором (ст. 131, 132, 135 ГПК РФ), в таком случае спор передаётся на рассмотрение суда только после того, как будет соблюдён досудебный порядок.
Установление обязательного досудебного порядка не зависит от того, предусмотрено это федеральным законом или нет. Часто федеральный закон просто содержит отсылочную норму, предусматривающую, что претензионный или иной досудебный порядок урегулирования определённой категории споров регламентируется подзаконным правовым актом (например, постановлением правительства, нормативно-правовым актом федерального органа исполнительной власти). Например, статья 122 Устава железнодорожного транспорта РФ. Этой нормой установлено, что порядок предъявления и рассмотрения претензий грузоотправителей, грузополучателей устанавливается правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Порядок предъявления и рассмотрения претензий отправителей, получателей устанавливается правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Итак, если досудебный порядок урегулирования споров регламентирован подзаконным правовым актом, при условии что такая возможность прямо предусмотрена федеральным законом, то до обращения в суд необходимо соблюсти указанный порядок.
Если же досудебный порядок не предусмотрен договором и не установлен нормативно-правовым актом (или же установлен подзаконным актом, требования которого не основаны на законе), то спор может быть передан на рассмотрение суда и без его соблюдения.
Более того, если обязательный претензионный порядок предусмотрен не федеральным законом, а законом субъекта РФ, то его несоблюдение не может служить препятствием для обращения в суд.
Досудебный порядок - не всегда претензионный
Отметим попутно, что понятие "досудебный порядок" не идентично понятию "претензионный порядок". По смыслу АПК, досудебным может быть не только претензионный, но и иной порядок урегулирования споров, предусмотренный договором или федеральным законом.
В качестве "иного" порядка следует рассматривать, например, обмен корреспонденцией, подачу заявлений и уведомлений - короче говоря, согласительные процедуры, реализуемые в письменной форме.
Причём если в договоре будет оговорено, что стороны будут до подачи спора в суд вести переговоры, то это не значит, что стороны установили досудебный порядок урегулирования споров. Досудебный порядок - это установление в договоре условий о направлении претензии или иного письма, установление сроков для ответа на неё и других условий, позволяющих определить, что договор содержит чёткую запись об установлении такого порядка.
Формы досудебного порядка урегулирования споров могут быть предусмотрены договором или федеральным законом, в том числе кодифицированным:
- ТК РФ предусматривает предварительное обращение в комиссию по трудовым спорам (ст. 382, 385);
- ГК РФ установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора об изменении или расторжении договора (п. 2 ст. 452 ГК РФ). Скажем, если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, то арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (ч. 3 ст. 619 ГК РФ), а также предложение расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ).
Собственно претензионный порядок
Итак, претензионный порядок урегулирования споров - это разновидность досудебного порядка.
Суть претензионного порядка заключается в том, что кредитор в силу закона или договора обязан предъявить к должнику требование - претензию - об исполнении лежащей на нём обязанности, а должник - дать на неё ответ в установленный срок.
Претензия - это письменный документ, составленный либо в форме, предусмотренной федеральным законом, устанавливающим претензионный порядок урегулирования данной категории споров, либо в произвольной форме в соответствии с условиями договора и (или) обычаями делового оборота.
В претензии могут содержаться, в частности, требования:
- об изменении или расторжении договора;
- об исполнении обязательств должника;
- о возмещении убытков, уплате неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами и т.д.
И, по общему правилу, при полном или частичном отказе должника от удовлетворения претензии или неполучении от него ответа в установленный срок кредитор вправе предъявить иск.
Установление условия о претензионном порядке в договоре
Как уже было сказано, в настоящее время претензионный порядок урегулирования споров установлен либо непосредственно в федеральных законах (или подзаконных актах, если это прямо указано в законе), либо в договоре.
При формулировании условий договора установление в нём условий о претензионном порядке урегулирования споров и его использование весьма целесообразно.
Во-первых, судебная процедура довольно длительная и дорогостоящая.
Во-вторых, в некоторых случаях претензионный порядок может и предотвратить судебный спор, а правильно составленная претензия, как правило, побуждает должника к надлежащему исполнению лежащей на нём обязанности без обращения в суд. Или же, если согласия по всем вопросам достичь не удаётся, можно урегулировать часть претензий - быстрее и бюджетнее, чем в судебном заседании.
Так что можно смело рекомендовать включать в договоры условия о претензионном порядке урегулирования споров. Следует помнить, однако, что если такой порядок установлен договором, то он должен быть обязательно реализован. В противном случае обращение в суд или арбитражный суд с иском не повлечёт рассмотрения исковых требований в судебном процессе.
Приведём несколько примеров возможных формулировок.
Партнёры могут установить, что любые споры и разногласия между ними подлежат урегулированию в претензионном порядке либо при заключении договора, либо впоследствии путём внесения изменений в договор: "В своих взаимоотношениях Стороны обязуются стремиться избегать противоречий и конфликтов. В случае возникновения таких противоречий и конфликтов Стороны будут стремиться разрешать их на основе взаимного согласия. Если согласие не достигнуто, то споры и противоречия разрешаются в соответствии с настоящим Договором и гражданским законодательством Российской Федерации".
Можно предусмотреть обязательный претензионный порядок как для всех категорий споров, так и лишь для некоторых, а прочие споры пусть разрешаются в судебном порядке: "Для разрешения споров, связанных с нарушением сроков оплаты, применяется досудебный (претензионный) порядок разрешения споров". И обязательна оговорка: "Для разрешения иных споров сторон претензионный порядок не применяется".
Сама процедура предъявления претензии, порядок и способ её направления, а также возможные реакции должны быть прописаны предельно чётко, например так: "Сторона, право которой нарушено, до обращения в арбитражный суд обязана предъявить другой Стороне претензию с изложением своих требований. Претензия направляется по электронной почте и (или) по факсу и одновременно высылается по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Датой получения претензии считается день её передачи по электронной почте и (или) по факсу. Срок для ответа на претензию устанавливается в 20 календарных дней со дня её получения. Ответ на претензию направляется по электронной почте и (или) по факсу и одновременно высылается по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае если в указанный в претензии срок претензионные требования не удовлетворены полностью или частично, то Сторона, право которой нарушено, вправе обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд".
Ныне формально недействующее Положение о претензионном порядке урегулирования споров (утв. постановлением Верховного Совета РФ от 24.06.92 N 3116-1), тем не менее, прочно вошло в юридическую практику. Многие его положения также были перенесены в федеральное законодательство.
Таким образом, установленные этим положением правила применимы и сейчас. По крайней мере, в качестве ориентира, которым стороны договора могут руководствоваться в случаях, если иное не установлено федеральным законом или принятым в соответствии с ним подзаконным правовым актом.
Что писать и как оформить
Претензия предъявляется в письменной форме и подписывается руководителем либо заместителем руководителя организации или же индивидуальным предпринимателем.
В претензии указываются:
- требования заявителя. Это должны быть чётко сформулированные и обоснованные требования, например: "...в срок до (дата) оплатить поставленную продукцию на сумму (указать) рублей, а также пени за просрочку оплаты данной партии товара (расчёт прилагается), каковую сумму надлежит перечислить на следующие банковские реквизиты (указать)";
- сумма претензии и расчёт, если претензия подлежит денежной оценке. Эта сумма может состоять из суммы долга и суммы неустойки, пени, штрафа, т.е. денежной оценки мер имущественной ответственности должника. Расчёт может быть приведён в тексте претензии или оформлен в виде отдельного документа, если он сложен и значителен по объёму;
- обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующее законодательство;
- перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств. К претензии в случаях, прямо предусмотренных законодательством, прилагаются подлинные документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования, а в остальных случаях - надлежаще заверенные копии этих документов либо выписки из них (если эти документы отсутствуют у другой стороны);
- иные сведения, необходимые для урегулирования спора.
Как направить
В общем-то, это не слишком важно. Претензию можно направить заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, с использованием иных средств связи. Главное, чтобы была возможность зафиксировать дату её отправления и получения.
Полагаю, понятно, зачем надо фиксировать факт направления претензии: в случае если претензионный порядок предусмотрен законом или договором, то при возникновении судебной перспективы крайне важно будет представить доказательства соблюдения истцом претензионного порядка (п. 7 ст. 126 АПК РФ, ст. 132 ГПК РФ). И в самом исковом заявлении необходимо будет указать на соблюдение истцом досудебного (претензионного) порядка (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ, п. 7 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).
Документами, подтверждающими направление претензии, могут являться, в частности:
- почтовая квитанция об отправке заказного (ценного) письма с описью вложения;
- уведомление о вручении такого письма;
- подлинный экземпляр претензии с отметкой (входящим номером, датой, печатью и подписью должностного лица) адресата о получении претензии и приложенных к ней документов.
Если ответа нет
Если ответа на претензию не последовало, то можно ли считать, что претензионный порядок соблюдён?
Судебная практика исходит из того, что соблюдением претензионного порядка признаётся в том числе и нерассмотрение претензии в установленный срок, равно как и полный или частичный отказ в её удовлетворении.
Ответчики, впрочем, часто ссылаются на то, что не рассматривали претензию истца. Судебная же практика исходит из того, что даже если претензия и была оставлена без рассмотрения, то это не может служить основанием для признания претензионного порядка урегулирования спора несоблюдённым.
Доказательством того, что истцом соблюдён претензионный порядок, могут служить:
- копия претензии;
- документ, подтверждающий факт её направления (вручения) ответчику.
Претензионный порядок будет считаться соблюдённым и в том случае, если нет доказательств того, что претензия была фактически получена адресатом. Только в исковом заявлении необходимо привести сведения о нерассмотрении спора другой стороной, неполучении ответа на претензию в установленный срок, полном или частичном отказе в удовлетворении претензии.
Для получателя претензии
Как правило, если иное не установлено соглашением сторон, международными договорами или правилами, претензия рассматривается в течение 30 дней со дня получения. Если к претензии не приложены документы, необходимые для её рассмотрения, то адресат должен запросить их у заявителя претензии с указанием срока представления. При неполучении затребованных документов к указанному сроку претензия рассматривается на основании имеющихся документов.
Получив претензию, хозяйствующий субъект обязан сообщить заявителю о результатах рассмотрения претензии в указанный срок, причём ответ на претензию даётся в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя организации, гражданином-предпринимателем.
Если претензия удовлетворяется полностью или частично, то указывается признанная сумма, номер и дата платёжного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке.
Если в удовлетворении отказывается полностью или частично, то сообщаются мотивы отказа со ссылкой на соответствующее законодательство и доказательства, обосновывающие отказ.
При удовлетворении претензии, подлежащей денежной оценке, к ответу на претензию прилагается поручение банку на перечисление денежных средств с отметкой об исполнении (принятии к исполнению).
При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии заявителю должны быть возвращены подлинные документы, которые были приложены к претензии, а также направлены документы, обосновывающие отказ, если их нет у заявителя претензии.
Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправления ответа на претензию, либо вручается под расписку.
Претензия признана. Где деньги?
Часто бывает так, что в ответе на претензию не содержится сведений о том, где, собственно говоря, деньги. Ситуация получается двусмысленная: требования вроде как признаны, однако сведений о фактическом удовлетворении этих требований нет.
Вообще рекомендуется, если иных указаний нет в федеральном законе, непосредственно в договоре прописывать тонкости отношений сторон для случая, когда в ответе должника о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы и к ответу не прилагается поручение банку с отметкой об исполнении или принятии к исполнению. Например, такой вариант: "Предъявитель претензии по истечении 10 дней после получения ответа должен предъявить в банк инкассовое поручение на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы с начислением в случаях, установленных законодательством или договором, пеней за просрочку платежа".
Для справки
Всё вышеописанное применяется в тех случаях, если иное не установлено законом или принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами. Соответственно, если в законах и прочих нормативно-правовых актах ничего не сказано, то стороны договариваются обо всём сами. Если же имеют место императивные правила, то они не могут быть изменены соглашением сторон.
Е. Студеникина,
к.ю.н.
"Бухгалтерия и банки", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-35433 от 25 февраля 2009 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"