Новые целевые показатели эффективности деятельности учреждений здравоохранения
В соответствии с п. 9 Положения N 583*(1) премирование руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений за счет централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется на основании целевых показателей эффективности их работы. В отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) целевые показатели эффективности их деятельности, а также критерии оценки эффективности и результативности деятельности их руководителей, условия премирования руководителей утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2011 N 338н (далее - Приказ N 338н). Эти показатели применяются с 10.07.2011. До указанной даты действовали показатели, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.03.2010 N 169н (далее - Приказ N 169н). В данной статье проанализируем, насколько сильно данные показатели изменились.
В начале отметим, что Приказом N 338н, как и Приказом N 169н, утверждены целевые показатели деятельности учреждений, а также критерии оценки эффективности и результативности деятельности их руководителей в отношении следующих учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития:
- психиатрических больниц;
- санаторно-курортных учреждений;
- учреждений науки (в редакции Приказа N 169н такие учреждения назывались научно-исследовательскими институтами);
- учреждений высшего профессионального образования;
- учреждений дополнительного профессионального образования;
- учреждений среднего профессионального образования, к которым относятся медицинские и медико-фармацевтические училища, колледжи, техникумы-интернаты, колледжи-интернаты;
- учреждений науки, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, специализированных учреждений здравоохранения, имеющих в своем составе клиники терапевтического (педиатрического) профиля;
- учреждений науки, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, специализированных учреждений здравоохранения, имеющих в своем составе клиники терапевтического (педиатрического) и хирургического профилей;
- иных отдельных федеральных учреждений.
В данной статье рассмотрим положения, касающиеся только учреждений здравоохранения.
Целевые показатели деятельности учреждений здравоохранения и критерии оценки деятельности их руководителей приведены в разрезе трех разделов:
1) основная деятельность федерального государственного учреждения;
2) финансово-экономическая деятельность, исполнительская дисциплина федерального государственного учреждения;
3) деятельность федерального государственного учреждения, направленная на работу с кадрами.
К сведению. Совокупная значимость всех критериев (в баллах) по первому разделу - 60 баллов, по второму разделу - 30 баллов, по третьему разделу - 10 баллов.
Отметим, что для каждого целевого показателя установлено максимально возможное значение (в баллах), по которому оценивается выполнение конкретного показателя, а также эффективность и результативность деятельности руководителя учреждения здравоохранения. Полученные баллы суммируются, и на основе расчета суммы определяется размер премии руководителя учреждения.
Далее рассмотрим изменения целевых показателей эффективности деятельности учреждений здравоохранения. Какие из них введены (исключены) Приказом N 338н? Изменилась ли максимально возможная величина критериев оценки эффективности и результативности деятельности руководителей учреждений здравоохранения?
Наименование целевого показателя | Введен Приказом N 338н | Исключен Приказом N 338н | Изменения величины критерия оценки выполнения соответствующего целевого показателя (в баллах) |
Санаторно-курортные учреждения (приложение 2 к Приказу N 338н) | |||
1. Выполнение плана койко-дней за счет средств федерального бюджета (не менее 65%, для противотуберкулезных санаторно-курортных учреждений - не менее 90%)* | + | ||
Примечание: за выполнение данного показателя учреждение может получить максимум 5 баллов за каждый квартал (20 баллов за год) | |||
2. Доля пациентов, пролеченных за счет средств федерального бюджета (не менее 65%, для противотуберкулезных санаторно-курортных учреждений - 100%)* | + | ||
Примечание: в отношении данного показателя введено уточнение для противотуберкулезных санаторно-курортных учреждений | |||
3. Доля пациентов, выбывших раньше срока, от общего числа пролеченных больных (не более 10%)* | Уменьшилась: за квартал - с 3,75 до 1,25; за год - с 15 до 5 | ||
4. Доля неиспользованных пациентами дней лечения (не более 10%)* | Уменьшилась: за квартал - с 3,75 до 1,25; за год - с 15 до 5 | ||
5. Соблюдение сроков и порядка представления бюджетных смет в Минздравсоцразвития в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств** | Увеличилась: за год - с 1,5 до 2 | ||
6. Внесение изменений в смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности (не более 6)** | Уменьшилась: за год - с 2 до 1,5 | ||
Учреждения науки (приложение 3 к Приказу N 338н) | |||
7. Выполнение утвержденного Минздравсоцразвития плана научно-исследовательских работ (НИР) (государственного задания) (100%)* | Уменьшилась: за квартал - с 5 до 4,5; за год - с 20 до 18 | ||
8. Выполнение плана внедрения результатов научных исследований (100%)* | + | ||
9. Наличие заключенных договоров об участии в международных научно-исследовательских проектах* | + | ||
10. Доля публикаций в рецензируемых российских и зарубежных журналах (на одного исследователя - 0,3 публикации в год)* | + | ||
Примечание: за выполнение данного показателя учреждение может получить максимум 4 балла за каждый квартал (16 баллов за год) | |||
11. Доля объектов интеллектуальной собственности, подлежащих правовой охране (на одного исследователя - 0,03 объекта в год)* | + | ||
Примечание: за выполнение данного показателя учреждение может получить максимум 3,5 балла за год | |||
12. Наличие грантов, образовательных или научных проектов, в том числе в рамках федеральных и региональных целевых программ, реализуемых учреждением* | + | ||
Примечание: за выполнение данного показателя учреждение может получить максимум 3,5 балла за год | |||
13. Выполнение контрольных цифр приема граждан на обучение по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования за счет средств федерального бюджета (не менее 100%)* | + | ||
Примечание: за выполнение данного показателя учреждение может получить максимум 3 балла за год | |||
14. Доля научных сотрудников с учеными степенями и (или) учеными званиями (не менее 60% штата)*** | Уменьшилась: за год - с 5 до 3,5 | ||
15. Соблюдение сроков аттестации научных кадров (100%)*** | + | ||
16. Доля научных сотрудников до 39 лет с учеными степенями и (или) учеными званиями (не менее 40% численности всех штатных научных сотрудников с учеными степенями и (или) учеными званиями)*** | + | ||
Примечание: за выполнение данного показателя учреждение может получить максимум 2,5 балла за год | |||
17. Укомплектованность учреждения научными кадрами (не менее 70% штата по разделу "Наука")*** | + | ||
Примечание: за выполнение данного показателя учреждение может получить максимум 4 балла за год | |||
Учреждения науки, специализированные учреждения здравоохранения, имеющие в своем составе клиники терапевтического (педиатрического) профиля (приложение 7 к Приказу N 338н) | |||
18. Больничная летальность, не превышающая установленные среднестатистические показатели за предыдущие годы* | Уменьшилась: за год - с 5 до 2 | ||
19. Расхождение патологоанатомического и клинического диагнозов (не более чем на 15%)* | |||
Примечание: раньше такой показатель, а также установленные за его выполнение максимально возможные баллы распространялись на все учреждения, имеющие в своем составе клиники терапевтического (педиатрического) профиля. Теперь при выполнении данного показателя учреждения, имеющие госзадания по оказанию высокотехнологичной медпомощи, могут получить максимум 2 балла за каждый квартал (8 баллов за год), а учреждения, не имеющие такого госзадания, - 4 балла за каждый квартал (16 баллов за год) | |||
20. Доля больных, направленных на санаторно-курортное лечение в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.03.2009 N 138н, от числа больных, подлежащих санаторно-куротному лечению (не менее 30%)* | |||
Примечание: за выполнение данного показателя учреждение здравоохранения может получить максимум 1,5 балла за каждый квартал (6 баллов за год) при наличии санаторно-курортных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития, соответствующих профилю учреждения здравоохранения. Ранее за выполнение этого показателя устанавливались разные максимально возможные значения в зависимости от того, имеет ли учреждение госзадание по оказанию высокотехнологичной медпомощи | |||
21. Число посттрансфузиционных осложнений (0)* | Увеличилась: за квартал - с 1,5 до 2; за год - с 6 до 8 | ||
22. Целевое и эффективное использование медицинской техники в соответствии с нормативными актами, устанавливающими нормы времени на проведение диагностических (лечебно-диагностических) исследований (процедур, манипуляций, операций и др.). Количество исследований (применений) единиц: лабораторных, рентгенологических, магнитно-резонансных, ультразвуковых, функциональных, эндоскопических. Суммарная продолжительность дней простоев медицинской техники по видам исследований не должна превышать 15% установленных норм* | |||
Примечание: раньше такой показатель, а также установленные за его выполнение максимально возможные баллы распространялись на все учреждения, имеющие в своем составе клиники терапевтического (педиатрического) профиля. Теперь при наличии санаторно-курортных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития, соответствующих профилю учреждения здравоохранения, максимальное значение показателя равно 1,5 баллам за каждый квартал (6 баллам за год), а при их отсутствии - 3 баллам за каждый квартал (12 баллам за год) | |||
Учреждения науки, специализированные учреждения здравоохранения, имеющие в своем составе клиники терапевтического (педиатрического) и хирургического профилей (приложение 8 к Приказу N 338н) | |||
23. Обеспечение норматива занятости койки в году (не менее 320 дней): акушерской койки (не менее 280 дней); неонатальной койки (не менее 280 дней); инфекционной койки (не менее 250 дней)* | |||
Примечание: в редакции Приказа N 169н наименование данного показателя звучало так: "Обеспечение норматива занятости койки в году - не менее 320 дней (акушерской и неонатальной койки - не менее 280 дней)". Максимально возможные баллы, которые можно получить за выполнение данного показателя, остались прежними | |||
24. Расхождение патологоанатомического и клинического диагнозов (не более чем на 15%)* | |||
Примечание: изменения в применении данного показателя аналогичны изменениям, приведенным в примечании к показателю 19 данной таблицы | |||
25. Число посттрансфузиционных осложнений (0)* | Увеличилась: за квартал - с 1,5 до 2; за год - с 6 до 8 | ||
26. Целевое и эффективное использование медицинской техники в соответствии с нормативными актами, устанавливающими нормы времени на проведение диагностических (лечебно-диагностических) исследований (процедур, манипуляций, операций и др.). Количество исследований (применений) единиц: лабораторных, рентгенологических, магнитно-резонансных, ультразвуковых, функциональных, эндоскопических. Суммарная продолжительность дней простоев медицинской техники по видам исследований не должна превышать 15% установленных норм* | |||
Примечание: изменения в применении данного показателя аналогичны изменениям, приведенным в примечании к показателю 22 данной таблицы | |||
* Показатели по основной деятельности федерального государственного учреждения. ** Показатели по финансово-экономической деятельности, исполнительской дисциплине федерального государственного учреждения. *** Показатели по деятельности федерального государственного учреждения, направленной на работу с кадрами. |
Отметим, что в отношении психиатрических больниц, находящихся в ведении Минздравсоцразвития, целевые показатели и максимально возможное количество баллов, которое можно получить за их выполнение, не изменились.
Изменения в условиях премирования руководителей учреждений здравоохранения
В приложении 26 к Приказу N 338н приведены Условия премирования руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития (далее - Условия премирования). В целом они не изменились по сравнению с условиями, предусмотренными приложением 19 к Приказу N 169н.
Нововведением является уточнение случаев, при которых премия руководителю не начисляется. В частности, при наличии фактов нецелевого расходования бюджетных средств; нарушения правил ведения бюджетного учета или нарушения бюджетного законодательства; нарушения осуществления лицензированных видов деятельности учреждения, требований нормативных правовых актов по результатам проверок органами государственной власти, государственного надзора и контроля премия руководителю не начисляется только в том случае, если указанные факты выявлены в отчетном периоде по результатам проверок за отчетный период или предыдущие периоды, но не более чем за два года, предшествующие отчетному периоду, если данный работник исполнял обязанности руководителя учреждения в период, когда были осуществлены указанные нарушения (пп. "г", "д", "ж" п. 13 Условий премирования).
Также следует отметить, что в случае нарушения сроков ввода в эксплуатацию объектов строительства, реконструкции и модернизации в соответствующем отчетном периоде премия руководителю учреждения начисляется в размере 50% премии, определенной на основе расчета суммы баллов за соответствующий отчетный период. Ранее при наличии таких нарушений премия руководителю не начислялась вообще. Исходя из того, что целевые показатели эффективности деятельности, утвержденные Приказом N 338н, несколько изменились по сравнению с показателями, утвержденными Приказом N 169н, а также приложения, в которых они приведены, не совпадают с ранее действовавшими приложениями, оценка отдельных учреждений здравоохранения по показателям осуществляется согласно Приказу N 338н с учетом следующих особенностей:
- учреждения науки, имеющие в своем составе клиники терапевтического (педиатрического) профиля, оцениваются по показателям, установленным приложениями 3, 7;
- учреждения науки, имеющие в своем составе клиники терапевтического (педиатрического) и хирургического профилей, оцениваются по показателям, определенным приложениями 3, 8;
- учреждения высшего профессионального образования, имеющие в своем составе клиники терапевтического (педиатрического) профиля, оцениваются по показателям согласно приложениям 4, 7;
- учреждения высшего профессионального образования, имеющие в своем составе клиники терапевтического (педиатрического) и хирургического профилей, оцениваются по показателям в соответствии с приложениями 4, 8;
- учреждения дополнительного профессионального образования, имеющие в своем составе клиники терапевтического (педиатрического) профиля, оцениваются по показателям на основании приложений 5, 7;
- учреждения дополнительного профессионального образования, имеющие в своем составе клиники терапевтического (педиатрического) и хирургического профилей, оцениваются по показателям, установленным приложениями 5, 8.
Как уже было отмечено, полученные за выполнение целевых показателей баллы суммируются и на основе расчета суммы определяется размер премии руководителя учреждения. В случае выполнения всех показателей за год премия выплачивается руководителю в размере 100%. Соответствующие выплаты закладываются в премиальный годовой фонд.
При этом удельный вес квартального премиального фонда от годового фонда (в процентах) устанавливается Минздравсоцразвития. С введением Приказа N 338н удельный вес фонда не изменился (п. 16 Условий премирования). Приведем его в таблице.
Отчетный период | Период выплаты премии | Удельный вес квартального премиального фонда от годового фонда премирования, % |
I квартал | II квартал | 20 |
II квартал | III квартал | 30 |
III квартал | IV квартал | 25 |
IV квартал | I квартал года, следующего за отчетным | 25 |
Остались прежними также размеры премий руководителей учреждений, устанавливаемые исходя из количества полученных баллов (п. 17-20 Условий премирования).
Стоит отметить, что изменился срок представления отчетных форм о выполнении целевых показателей эффективности деятельности учреждения. Согласно п. 8 Условий премирования руководитель учреждения обязан направлять в Минздравсоцразвития доклад и отчетные формы ежеквартально не позднее 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом. Ранее указанные формы и доклад представлялись не позднее 20-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения
здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"