Адвокатура как институт оказания квалифицированной юридической помощи
Норма о праве на юридическую помощь в Конституции РФ 1993 г. является правонаделительной, устанавливая позитивное юридическое право. Правоохранительные нормы в Конституции РФ также имеются и служат целям гарантирования, охраны и защиты всех конституционных прав и свобод и направлены на регламентацию мер юридической ответственности*(1).
Конституционная норма о праве на квалифицированную юридическую помощь носит не обязывающий характер, а только управомочивающий. Очевиден также ряд гарантирующих норм, касающихся всех прав и свобод. Это связано с тем, что государство, способствуя формированию гражданского общества в России, стремится предоставить человеку максимальную степень свободы и дает человеку право самому принимать решение об использовании или неиспользовании конституционного права. В последнем случае определяющее значение имеет общая правовая культура населения, повышению которой в Российской Федерации в настоящее время не уделяется должного внимания.
Право на получение квалифицированной юридической помощи не может быть ограничено. Статья 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Само собой разумеется, что использование права на получение юридической помощи не представляет никакой угрозы основам конституционного строя и безопасности граждан и не может по этой причине быть ограничено государством. Поэтому Конституция РФ (ч. 3 ст. 56) включила право на получение квалифицированной юридической помощи в число тех конституционных прав и свобод, которые не подлежат ограничению. Федеральный конституционный закон от 26 апреля 2001 г. "О чрезвычайном положении" также не содержит норм, ограничивающих данное конституционное право. Более того, Закон подтверждает (ст. 34, 35) гарантии правосудия на территории, где введено чрезвычайное положение, и устанавливает ответственность лиц, участвующих в обеспечении режима чрезвычайного положения*(2).
Сказанное не означает, что не подлежащее ограничению в условиях чрезвычайного положения право на получение квалифицированной юридической помощи является абсолютным, хотя отдельные исследователи его считают именно таковым*(3). Если под абсолютными правами понимать не подлежащие ограничению права, то этот вывод можно считать верным. Однако абсолютные права - это права, которые не имеют пределов в своем осуществлении. Пользование такими правами ведет к абсолютной свободе. Но, как известно, абсолютной свободы нет. Свобода не может быть беспредельной. Государство посредством законодательства устанавливает границы свободы, определяя их правами и законными интересами других лиц. В статье 17 Конституции РФ закреплено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. Таким образом, подобно тому, как не может существовать абсолютной свободы, в такой же степени не существует и абсолютного права*(4). Точно также и право на получение квалифицированной юридической помощи не является абсолютным. Пределами в его реализации выступают права и законные интересы других лиц. Гражданин не может пользоваться этим правом с целью нарушения прав других. Ведь получать квалифицированную юридическую консультацию можно не только с целью реализации своего права, но и с целью злоупотребления правом, т.е. использования субъективного права в противоречии с его социальным назначением, что влечет за собой нарушение охраняемых законом прав и интересов гражданина, общественных и государственных интересов*(5). Гражданский кодекс РФ в связи с этим установил запрет (ст. 10) на действия граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах*(6). Следовательно, право на получение юридической помощи имеет пределы своего осуществления и не может быть использовано с целью нанесения вреда правам и законным интересам других лиц.
Процессуальные нормы института прав и свобод, включая право на получение квалифицированной юридической помощи, содержатся в гражданском процессуальном, уголовном процессуальном, административном и иных отраслях права*(7). Норма о праве на юридическую помощь в Конституции РФ является правонаделительной, устанавливая позитивное юридическое право. Правоохранительные нормы в Конституции РФ также имеются и служат целям гарантирования, охраны и защиты всех конституционных прав и свобод и направлены на регламентацию мер юридической ответственности*(8).
Слово "адвокатура"*(9) имеет в русском разговорном языке два значения. Во-первых, им обозначается профессия адвокатов, т.е. известного рода деятельность, заключающаяся в ведении на суде чужих процессов. В таком смысле говорят, например: "необходимость адвокатуры в уголовных делах", "роль адвокатуры на суде" и т.д. Во-вторых, адвокатурой называется также само сословием адвокатов, т.е. класс лиц посвятивших себя этой профессии. Такой смысл имеет слово "адвокатура" в выражениях: "русская адвокатура", "самоуправление в адвокатуре", и т.д. Но в науке и в западноевропейских языках с термином "адвокатура (advocatio, l'avvocatura, abogacia, die Advocatur, the advocacy, le ministere d'avocat) соединяется иное, совершенно специальное понятие: он служит для обозначения деятельности адвокатов в отличие от деятельности поверенных или судебных представителей. Чтобы выяснить это специальное значение слова "адвокатура" необходимо войти в рассмотрение понятия судебного представительства.
У нас, как в обыденной жизни, так подчас и в юридической литературе не проводят никакого различия между адвокатурой и судебным представительством. Это объясняется, главным образом, тем обстоятельством, что по русским законам адвокаты, по крайней мере, в гражданском процессе, действительно являются полными представителями тяжущихся. В ст. 249 Устава гражданского судопроизводства сказано: "поверенный представляет лицо тяжущегося в суде". Но, не говоря уже о том, что даже по русскому праву отождествление адвокатуры с судебным правительством не имеет места в уголовном процессе, где защитник не заменяет вполне обвиняемого, и где во многих случаях требуется личная явка последнего*(10), история и наблюдение над современной юридической жизнью других народов свидетельствуют, что адвокатура и судебное представительство два различных учреждения, вызванные разными потребностями, развившиеся отдельно друг от друга и даже в настоящее время существующие самостоятельно во многих государствах Европы.
Действительно, что такое судебное представительство по своей сущности? Оно ничто иное, как один из частных видов того института гражданского права, который носит название представительства и заключается в том, что одно лицо (представитель, поверенный) совершает какие-либо юридические действия взамен другого (представляемого, доверителя), причем все последствия деятельности первого переходят на второе*(11). Существование этого института вызвано насущною потребностью поручать в некоторых случаях совершение того или иного действия другому лицу. "Он дает возможность", говорит г. Гордон: "отправлять посредством представителей свою юридическую деятельность таким лицам, которые сами не могут этого сделать вследствие каких-либо естественных, юридических и нравственных препятствий (болезнь, отдаленность места деятельности, отсутствие дееспособности, неумение защищать свое дело на суде и проч.)*(12).
В этом смысле представительство имеет значение замены одного лица другим. Понятие о юридической замене лишь составляет основную, фундаментальную идею представительства. Но, с большим развитием экономической жизни и ее потребностей, эта основная идея получает более широкое практическое применение; представительство становится средством для расширения сферы юридической деятельности лица. Посредством представителей лицо может одновременно совершать юридические действия в различных и самых отдаленных местах. Одно лицо представляется действующим в нескольких лицах.
С принятием нового Закона об адвокатуре наметился явный прогресс, однако, по нашему мнению, ряд трудностей остается и сегодня, в основном они связаны с недостаточной законодательной урегулированностью, либо неисполнением некоторых норм законов, а также желанием государства расширить сферы своего контроля и с произволом некоторых государственных чиновников.
Закон провозгласил адвокатуру институтом гражданского общества, не входящим в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, вследствие чего, представители этих органов не вправе вмешиваться в деятельность адвокатов за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит закону. Такое положение, по нашему мнению, соответствует принципам правового государства и задачам адвокатуры как самоуправляемой, независимой организации, осуществляющей защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц путем оказания им квалифицированной юридической помощи. "Несмотря на то, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, представляется, что задачи, возложенные на нее, имеют государственное значение и отражают публичный интерес общества"*(13). По мнению Г.М. Резника, исполнительная власть вообще не должна иметь никаких односторонних властно-распорядительных полномочий в отношении адвокатуры*(14).
Закон об адвокатуре, в п. 3 ст. 3, регламентирует отношения адвокатуры и государства. В ней содержатся конкретные требования, обязывающие органы государственной власти, в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности, обеспечить гарантии независимости адвокатуры, осуществлять финансирование деятельности адвокатов, оказывающих помощь гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также при необходимости выделять адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи. Закрепленная Законом независимость адвокатуры от власти предполагает партнерские отношения с государством, тем более что это общепризнанная практика. Более того, согласно ст. 72 Конституции РФ адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, следовательно, взаимоотношения между адвокатурой и представителями власти имеют принципиальное значение.
Так, например, институт адвокатуры существует в тесном взаимодействии с органами юстиции, которые осуществляют следующие полномочия в сфере организации адвокатуры:
- территориальный орган юстиции ведет реестр адвокатов субъектов РФ и ежегодно не позднее 1 февраля направляет в адвокатскую палату копию регионального реестра, а также уведомляет адвокатскую палату соответствующего субъекта РФ о внесении изменений в региональный реестр в десятидневный срок со дня внесения указанных изменений. Порядок ведения региональных реестров определяется федеральным органом юстиции (ст. 14 Закона об адвокатуре);
- адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством РФ (п. 6 ст. 2 Закона об адвокатуре);
- форма ордера и удостоверения адвоката утверждается федеральным органом юстиции (п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 15 Закона об адвокатуре);
- территориальный орган юстиции, располагающий сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, направляет представление о прекращении статуса в адвокатскую палату. В случае если совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня поступления такого представления не рассмотрел его, территориальный орган юстиции вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката (п. 6 ст. 17 Закона).
По нашему мнению государство, учитывая саму природу адвокатуры, не должно осуществлять жесткий тотальный контроль над ней. Государство должно направлять деятельность адвокатуры, создавать благоприятные условия для плодотворной работы, в том числе и правовые. Так же важно чтобы нормы закона о контрольных функциях государства были четко прописаны и не допускали расширительного вольного толкования. То есть, осуществляя эти полномочия органы юстиции, да и все другие органы государственной власти, не должны нарушать независимость и самоуправляемость адвокатуры.
Адвокатура тесно работает с органами прокуратуры, органами дознания и предварительного следствия. При этом условия их взаимоотношений зависят от положения адвоката, а именно выступает ли он представителем со стороны обвинения или защиты. В связи с тем, что Закон напрямую указывает, что целью адвокатской деятельности является обеспечение доступа к правосудию, адвокатура напрямую призвана содействовать проведению судебной реформы в России и совершенствования работы судебной системы. Значение участия адвоката в судебном процессе сложно переоценить, так как именно он, представляя своего доверителя, является активным субъектом доказывания, помогает реализации принципа состязательности судебного процесса.
При этом главное во взаимоотношениях с любыми органами государственной власти - это независимость адвокатуры, невмешательство в ее деятельность со стороны этих органов и взаимный диалог. Так, например, МВД РФ и ФПА РФ подписали 20 июля 2006 г. соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает разработку и реализацию комплекса мер по обмену правовой информацией и формированию положительного образа сотрудников органов внутренних дел РФ и адвокатов*(15). А так же совет ФПА постоянно проводит заседания Экспертно-консультативного совета по вопросам оказания правовой помощи и юридических услуг гражданам, предприятиям и организациям (ЭКС). Взаимодействие адвокатуры с органами власти субъектов РФ, так же имеет не последнее значение, так как на эти органы законодательно возложена обязанность материально обеспечивать оказание юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях. Это касается в первую очередь создания в таких районах юридических консультаций. Однако законодательство в этой области исполняется не вполне удовлетворительно. В частности за 4 года на территории Российской Федерации было создано 50 юридических консультаций: в Республике Калмыкия - 14, Чукотском автономном округе - 9, Республике Бурятия - 8, Республике Саха (Якутия) - 5, Ямало-Ненецком автономном округе - 4, Республике Дагестан - 3, Свердловской области - 5, Еврейской автономной области и Нижегородской - по 1. До настоящего времени перечень труднодоступных местностей Правительством РФ не определен, в связи с чем отсутствует правовая основа оказания бесплатной юридической помощи гражданам в этих местностях*(16).
При этом даже там, где денежные средства для этих нужд были выделены, а именно в Республике Татарстан, Красноярском крае, Ярославской области и др., они не осваиваются в полном объеме, так как для получения бесплатной юридической помощи требуется собрать большое количество документов. При этом в 25 субъектах РФ вообще не приняты законы или иные правовые акты по созданию условий оказания бесплатной юридической помощи, в 27 субъектах РФ существуют акты лишь дублирующие положения ст. 26 Закона об адвокатуре, но не определены механизмы получения такой помощи, а в 38 субъектах РФ несмотря на принятые законы и иные нормативно-правовые акты, не выделены денежные средства на эти цели.
Данная ситуация, по нашему мнению, не позволяет в полном мере реализовывать на практике конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно, в установленных законом случаях. Таким образом, можно сделать вывод, что существует необходимость на федеральном уровне принять закон об оказании юридическое помощи бесплатно, в котором должен быть прописан порядок оплаты работы адвоката по таким делам.
Поскольку право на получение квалифицированной юридической помощи закреплено в Конституции РФ, то оно относится к основным, т.е. конституционным, правам и свободам. Другие, производные от него права, например, право на защитника, право на нотариальное удостоверение прав, право на юридическую консультацию, право на информацию в вопросах права и т.п., закрепляются в иных нормативных правовых актах федерального и регионального уровней. Они не являются "второсортными" и менее значимыми. Обеспечение этих прав находится под равной с конституционными правами защитой государства*(17).
Понимание права на квалифицированную юридическую помощь в широком смысле позволяет утверждать, что увязывать использование этого права с судебным разбирательством неверно. Этим правом человек может пользоваться и вне судебного разбирательства, в конкретных жизненных ситуациях, а государство обязано обеспечить его реализацию. Например, М.В. Баглай относит право на получение юридической помощи к конституционным гарантиям правосудия*(18). Однако данная позиция при всей ее целесообразности представляется недостаточно обоснованной теоретически. Это объясняется тем, что в Конституции РФ речь идет о праве на получение квалифицированной юридической помощи, а не о гарантии правосудия. Юридическую природу конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи следует выводить из "второго поколения" прав и свобод человека и гражданина, закрепленного в духе позитивистской доктрины прав и свобод. Это право не есть естественное право человека, а является позитивным правом, которое закреплено Конституцией РФ, подобно другим основным правам и свободам человека и гражданина*(19). По классификации основных прав и свобод право на получение квалифицированной юридической помощи следует отнести к юридическим правам-гарантиям человека и гражданина*(20).
Конституция России не указывает, кто обязан предоставлять квалифицированную юридическую помощь. Поэтому здесь следует согласиться с мнением М.Ю. Барщевского, согласно которому приведенную формулировку Конституции РФ нельзя признать удовлетворительной*(21). Действительно, если квалифицированную юридическую помощь обязана оказывать адвокатура, то тогда возникает вопрос: почему в Конституции РФ это прямо не предусмотрено? В Конституции РСФСР 1978 г. адвокатуре была посвящена отдельная статья 173: "Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Российской Федерации, правовыми актами краев, областей, автономных областей, автономных республик". Следовательно, Конституция РСФСР возлагала обязанность оказания квалифицированной юридической помощи на адвокатуру*(22).
На современном этапе, когда в России проводятся рыночные преобразования, формируется гражданское общество, появилось множество юридических лиц различных организационно-правовых форм, значительно возросла востребованность квалифицированной юридической помощи. Поэтому действующая Конституция РФ не связывает оказание квалифицированной юридической помощи с адвокатурой.
А. Галоганов,
кандидат юридических наук,
Заслуженный юрист Российской Федерации,
президент Адвокатской палаты Московской области
"Право и жизнь", N 7-8, июль-август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Чайка Ю. Адвокатура: проблемы n перспективы // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 1999. N 10. - С. 48.
*(2) См.: СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.
*(3) См.: Россия на рубеже веков. Укрепление государственности. Калининград: Янтарный сказ, 2001. - С. 210.
*(4) См.: Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. - М.: Альфа-М, 2005. - С. 134.
*(5) См.: Юридическая энциклопедия. - М.: Спарк, 1999. - С. 172.
*(6) См.: СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
*(7) См.: Смагин Г.А. Конституционно-правовые вопросы оказания юридической помощи в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2004. С. 5.
*(8) См.: Чайка Ю. Адвокатура: проблемы n перспективы // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 1999. N 10. - С. 48.
*(9) Оно происходит от латинского корня "advocare, advocatus" (призывать, призванный). Первоначально римляне обозначали именем "адвокатов" - родственников и друзей тяжущегося, которых он просил сопровождать его на суд. Только во времена империи этот термин стал прилагаться к судебным защитникам.
*(10) Устав уголовного судопроизводства, ст. 583 (по продол. 1889 г.).
*(11) Учение о представительстве стало разрабатываться в виде самостоятельного правового института только со времен Савиньи. Прежние писатели рассматривали его по частям в специальных отделах гражданского права. Так, о представительстве по договору они говорили в обязательном праве, представительство в силу закона относили к семейному праву и т.д. Это объясняется, главным образом, тем фактом, что римское право не выработало цельного учения о представительстве. Определения права представительства столь же различны, как и воззрения на сущность его. Те и другие сведены в новейших германских сочинениях. (Hellmann: Die Stellvertretung in Rechtsgeschaften, 1882, 1 Theil; Mitteis: Die Lehre von der Stellvertretung nach romischem Rechte mit Berucksichtigung des osterreichischen Rechtes, 1885, S. 80 ff.). Самое общее определение дает Барнау (Barnau: Stellvertretung im Strafrecht und Strafprocess, 1890, S. 5): "представительство есть ведение дел за других", но оно настолько широко, что обнимает собой и такие явления, которые не относятся к представительству, как напр., личный наем. Крайне неточно также определение г. Казанцева (Учение о представительстве в гражданском праве, 1879, I, ст. 120): "представительство есть такое юридическое понятие, где (т.е. в понятии?!) одно лицо, имея на основании какого-нибудь правового момента полномочие со стороны другого (представительство возможно и без всякого полномочия, каково напр. negotiorum gestio), заключает юридическую сделку (вернее: производит юридическое воздействие, так как под понятие сиделки не подойдет, напр., ведение на суде чужого процесса) на имя этого другого". Г. Гордон, превосходно разъяснивший идею представительства, говорит: "существо представительства состоит в том, что одно лицо отправляет юридическую деятельность вместо другого", забывая указать, что последствия этой деятельности переходят непосредственно на представляемого. Гордон: Представительство в гражданском праве, 1879, С. 8.
*(12) См.: Васьковский Е.В. Организация адвокатуры. В двух томах. Том 1. - Санкт-Петербург, типография П.П. Сойкина, 1893 г.
*(13) См.: Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. - М.: Издат. "PENATES - Пенаты". 2002. С. 58.
*(14) См.: Резник Г.М. Закон об адвокатуре как жертва конфликта интересов // Российская юстиция. 1998. N 3.
*(15) МВД РФ и Федеральная палата адвокатов будут сотрудничать // www.vz.ru от 20 июля 2006.
*(16) Отчет Совета ФПА РФ за период с апреля 2005 г. по апрель 2007 г. // Адвокат. 2007. N 4. С. 11.
*(17) См.: Галоганов А.П. Адвокатура России сегодня // Российская юстиция. 2000. N 9. - С. 30.
*(18) См.: Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Указ. соч. - С. 230-231.
*(19) См.: Грудцына Л.Ю. Проблемы конституционных гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина (на примере гражданского судопроизводства) / Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. С. 83.
*(20) Цит. по: Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. канд. юр. наук В. См.: Барщевский М.Ю. Проблемы российской адвокатуры / Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 1997. - С. 15.
*(21) См.: Барщевский М.Ю. Проблемы российской адвокатуры / Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 1997. - С. 15.
*(22) См.: Чайка Ю. Адвокатура: проблемы и перспективы // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 1999. N 10. - С. 49-50. Н. Буробина. - Изд. 2-е, перераб. и допол. - М.: "ИКФ "ЭКМОС", 2003 г. С. 59.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Право и жизнь"
Научный и научно-популярный журнал "Право и жизнь" издается с 1992 года.
Его публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной научной и практической юриспруденции. Журнал выступал инициатором принятия различных нормативных правовых актов, разрабатывал вопросы конституционного, административного, муниципального, финансового, налогового, гражданского и уголовного права, помещал многочисленные материалы по тематике защиты прав человека и гражданина, большое внимание уделял развитию регионального законодательства, институтов местного самоуправления. Особое внимание уделялось вопросам теории права и государства, институциональной политологии.