Особенности ограничения конституционных экономических прав и свобод человека в России и формы их обеспечения
Конституция нашей страны провозглашает свободу экономической деятельности, то есть право каждого использовать свои способности и имущество любым не запрещенным законом способом. Конституция Российской Федерации 1993 г. обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию (ч. 1 ст. 8), запрещая монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ч. 2 ст. 8), охраняет право частной собственности (ст. 35, ст. 36) и право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37).
Принципы ограничения экономических прав и свобод можно разделить на три группы. В первую группу входят принципы, непосредственно закрепленные в Конституции РФ. К ним относятся; принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина при ограничении экономической свободы субъектов; принцип законности (распространяется как на правовую форму вводимых ограничений, так и на их содержательную сторону, то есть ограничения должны устанавливаться в целях, предусмотренных законом); принцип формального (юридического) равенства обладателей экономических прав и свобод при их ограничении; принцип соразмерности (пропорциональности) ограничения экономических прав и свобод (закрепление данного принципа путем установления целей, для достижения которых законодатель вправе ограничивать экономические права и свободы, направлено на недопущение чрезмерных и необоснованных ограничений); принцип обеспечения ограничения экономических прав и свобод судебной защитой (основную роль в защите экономических прав и свобод от неправомерных ограничений играет Конституционный суд Российской Федерации).
Обязательным для реализации указанного права является соблюдение принципа равных возможностей. На деле, однако, этот важнейший принцип не всегда находит должное отражение в действующем законодательстве. Несоответствующие установленным Конституцией РФ целям (ст. 55) запреты и ограничения в сфере осуществления экономической деятельности, чрезмерное административное регулирование и коррупция, препятствуют свободному развитию экономических отношений. Одной из причин этого является отсутствие четко продуманной правовой концепции экономических прав как конституционно-правовой категории. По своей сути экономическая деятельность - один из видов экономической активности человека, форма его участия в общественном производстве и способ получения средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи*(1).
В частности, в России, как и во многих других странах, существует институт специального права, обусловливающего владение какой-либо вещью или занятие какой-либо деятельностью особым дозволением со стороны государства. Например, для приобретения огнестрельного оружия в собственность необходимо получить разрешение в органах внутренних дел. Многими видами экономической деятельности нельзя заниматься без получения соответствующей лицензии. Подобные ограничения допустимы и оправданны и в силу этого не могут рассматриваться как нарушающие свободу экономической деятельности.
Проблемы, однако, возникают, когда специальное право оказывается как бы на стыке повседневной (частной) и экономической деятельности. Взять хотя бы право на управление транспортным средством. Этого права можно лишить за административное правонарушение, что в принципе, конечно, справедливо. Ведь нарушение правил дорожного движения зачастую несет особую опасность для общества и для отдельных граждан, а следовательно, должно быть наказуемо. Но эффективность наказания может достигаться разными мерами, такими как назначение штрафа, административного ареста и др. Наказание же в виде ограничения специального права, видимо, должно быть дифференцированным. Иначе есть риск правовой коллизии, возникающей, например, когда специального права на управление автомобилем лишается человек, чья профессиональная деятельность с этим же правом и связана. В описанной ситуации он будет лишен возможности работать по специальности, то есть ограничен в праве на свободу экономической деятельности и выбор трудовой деятельности.
Так, например, если фермер нарушил правила дорожного движения, он лишается на год права управлять автомобилем, и одновременно лишается и возможности использовать свой трактор - единственный источник тягловой силы в хозяйстве, и поэтому может оказаться на грани банкротства.
В том и состоит проблема, что в подобных случаях действующее законодательство фактически допускает "удвоение ответственности", то есть ситуацию, в которой граждане могут быть лишены права управления своим личным автомобилем, а "попутно" и права на трудовую деятельность. Иными словами, за аналогичные нарушения наказания для "автолюбителей" и водителей-профессионалов могут оказаться неодинаковыми, что, видимо, содержит признаки нарушения принципа их равенства перед законом.
Еще одной формой ограничения свободы экономической деятельности является установление государством квот или запрета на конкретные виды продукции или виды предпринимательства. К сожалению, далеко не все ограничения такого рода являются оправданными.
К примеру, принцип единства экономического пространства России предполагает равенство возможностей осуществления предпринимательской деятельности на всей ее территории. Вполне очевидно, что при наличии на то достаточных оснований законодатель вправе установить в этой области ряд ограничений. В соответствии с положениями ст. 8 Конституции РФ свобода экономической деятельности является основанием конституционного строя российского государства. В.А. Рахмилович считает ее одним из трех основополагающих принципов рыночной экономики, которая становится экономической основой общества*(2).
Экономическая свобода личности в Российской Федерации включает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ); право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ); гарантированную каждому свободу заниматься различными видами творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ).
Предоставляя предпринимателям свободу для удовлетворения их экономических интересов, государство очерчивает ее "границы". Так, согласно ст. 55 Конституции РФ экономические права (в том числе право на занятие предпринимательской деятельностью) могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Этим государство осуществляет правовое регулирование деятельности предпринимателя, стремящегося максимально увеличить прибыль, делая законные основания ограничения экономических прав граждан известными и очевидными.
В статье 34 Конституции РФ сказано как о свободе предпринимательства и его государственном регулировании, так и об ограничении прав предпринимателя. Не случайно в п. 1 этой статьи идет речь о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а в п. 2 - о том, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В развитие конституционных положений было принято большое количество законодательных актов, направленных на упорядочение правоотношений в сфере экономики: Федеральные законы "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(3), "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"*(4), "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*(5) и др.
Современные подходы к проблеме разумного ограничения экономических прав граждан предопределяются наличием объективных социальных факторов, обусловленных необходимостью соблюдения требований морали, обеспечения всеобщей справедливости, поскольку взаимодействие участников экономической деятельности, в том числе предпринимательской, осуществляется на основе конкуренции, где не всегда их поведение отвечает критериям добросовестности, соответствует экономическим интересам государства.
Таким образом, учитывая рисковый характер любой экономической (в том числе предпринимательской) деятельности, ее способность причинить вред самим предпринимателям, другим членам общества, безопасности общества и государства, а также в целях стимулирования социально-экономического роста, государство должно разумно сочетать, с одной стороны, целенаправленное воздействие на экономику и, с другой стороны, предоставление предпринимателям самостоятельности. Такая политика должна включать законодательное определение оснований и пределов публичного вмешательства в предпринимательскую деятельность, ее адекватную правовую регламентацию, а также установление надлежащего контроля за ее осуществлением. Т.В. Кашанина указывает, что "в экономике абсолютной свободы производителей не существует. Предприниматель имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, принуждающей делать то, так и столько"*(6).
В государственном регулировании предпринимательской деятельности значительную роль играют административно-правовые режимы: лицензирование, аккредитация, регистрация, разрешения, квотирование и т.п. Для того чтобы установленные правила (нормы) хозяйствующими субъектами исполнялись, государственная система создала специально уполномоченные органы, которые не только участвуют в разрешительных процедурах, но и различными средствами поддерживают соответствующие административно-правовые режимы. Эти уполномоченные органы, как правило, осуществляют и государственный контроль за хозяйствующими субъектами, имеющими различные разрешения на осуществление определенных видов деятельности, и вправе привлекать к ответственности за нарушение установленного порядка (норм) либо нарушения разрешительных процедур.
Особенностью государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность является то, что его интенсивность может существенно варьироваться в зависимости от сферы. Например, значительному вмешательству со стороны государства подвержена учредительная деятельность. Подробная законодательная регламентация порядка создания предпринимательских структур, расширение контрольных функций государственных органов на данном этапе обусловлены тем, что "пороки образования нередко бывает трудно или даже невозможно исправить после того, как компания окончательно создана", и последующее ее функционирование может как привести к существенному нарушению интересов самих учредителей и участников возникшего образования, так и сказаться на интересах контрагентов, общества и государства. Сфера учредительной деятельности всегда оставалась "слабым местом" в праве.
Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации (главным образом в связи с государственной регистрацией предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также лицензированием отдельных видов деятельности).
В большинстве экономически развитых стран физические лица, намеренные приобрести статус предпринимателя (коммерсанта), получают его после процедуры государственной регистрации, необходимой прежде всего для государственного контроля за хозяйственной деятельностью предпринимателей, проведением налогообложения, получением сведений статистического учета для регулирования экономики, предоставлением всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства.
Помимо общего условия, каковым является факт государственной регистрации предпринимателя, законом могут быть предусмотрены специальные (дополнительные) условия осуществления предпринимательской деятельности. Это различного рода разрешения (лицензии, квалификационные аттестаты, квоты и т.д.). Лицензирование служит одним из наиболее распространенных рыночных рычагов воздействия государства на экономику, получившим значительное распространение в нашей стране. Именно лицензия представляет собой официальный документ, который разрешает предпринимателю заниматься тем или иным видом деятельности, а потребителям дает возможность среди множества коммерческих структур находить ту, которая работает в данной сфере цивилизованно и эффективно.
По мнению Е.А. Суханова, с позиций гражданского права лицензирование представляет собой ограничение правоспособности*(7). Однако ограничение правоспособности возможно лишь в случаях и в порядке, установленных законом и фактически индивидуальный предприниматель может заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, однако для осуществления некоторых из них требуется прохождение определенных процедур. В целом это не влечет запретов на их осуществление.
При анализе правового регулирования лицензирования необходимо отметить, что механизм лицензирования достаточно сложен и до сих пор комплексно не изучен в российской правовой науке. Он включает несколько обособленных в юридико-техническом плане звеньев: - определение видов деятельности, подлежащих лицензированию; - определение основных правил лицензирования; - определение лицензирующих органов; - определение лицензионного процесса, т.е. введение и обоснование процедурных норм.
Лицензируемым признается такой вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получить лицензию в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме лицензирования.
Осуществление лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования признается правонарушением (незаконным предпринимательством). В зависимости от степени общественной опасности и размера причиненного ущерба оно влечет административную или уголовную ответственность.
Непосредственное государственное регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности, помимо лицензирования отдельных ее видов, может осуществляться путем выдачи разрешений на совершение определенных действий; выдачи обязательных предписаний на совершение каких-либо действий; запрещения конкретных действий; регистрации определенных действий; установления квот и других ограничений; применения мер административного принуждения и материальных санкций; выдачи государственных заказов; контроля и надзора и т.д. К такого рода формам государственного воздействия относятся: установление обязательных требований (технических регламентов), аккредитация, стандартизация, сертификация и др. Основная цель введения подобного рода требований - установить законный режим осуществления предпринимательской деятельности всеми субъектами. Таким образом, свобода осуществляемой индивидуальным предпринимателем деятельности не является безграничной. С одной стороны, совокупность предоставляемых указанному субъекту возможностей позволяет в полной мере реализовать предпринимательский потенциал, а с другой - государство вынуждено устанавливать определенные рамки ее осуществления в целях соблюдения прав и законных интересов иных участников общественных отношений.
Д. Якубовская
"Право и жизнь", N 7-8, июль-август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Топсахалова Ф.М.-Г., Кириленко К.В. Инновационные механизмы экономического развития АПК депрессивного региона. Издательство "Академия Естествознания", 2009 год. С. 56.
*(2) Рахмилович В.А. Экономические основы государства. Право и экономика, 1998.
*(3) СЗ РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3430.
*(4) СЗ РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4850.
*(5) СЗ РФ, 28.07.1997, N 30, ст. 3594.
*(6) Кашанина Т.В. Корпоративное право - М.: НОРМА-ИНФРА. М, 1999. С. 80.
*(7) Суханов Е.А. Гражданское право РФ. Под ред. Суханова Е.А. Том 1. М. "Зерцало" 2003 г. С. 238.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Право и жизнь"
Научный и научно-популярный журнал "Право и жизнь" издается с 1992 года.
Его публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной научной и практической юриспруденции. Журнал выступал инициатором принятия различных нормативных правовых актов, разрабатывал вопросы конституционного, административного, муниципального, финансового, налогового, гражданского и уголовного права, помещал многочисленные материалы по тематике защиты прав человека и гражданина, большое внимание уделял развитию регионального законодательства, институтов местного самоуправления. Особое внимание уделялось вопросам теории права и государства, институциональной политологии.