О суррогатном материнстве
Россия относится к числу немногих стран, где суррогатное материнство законодательно разрешено. Правовые аспекты суррогатного материнства регулируются Семейным кодексом РФ и Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. Медицинский аспект суррогатного материнства регулируется Приказом N 67 Министерства здравоохранения РФ.
Проблема бесплодия - неспособности иметь детей и продолжать свой род - известна с древнейших времен; давно возникла у людей и идея суррогатного материнства.
За две тысячи лет до Рождества Христова близ Херона появилась первая суррогатная мать. Сара, жена 86-летнего Авраама, по причине бесплодия наняла свою служанку Агари для вынашивания ребенка. В 1910 г. до н.э. у Агари родился сын, которого нарекли Исмаилом. Сара приняла его как своего родного сына. Это и был первый известный нам ребенок, родившийся по "программе традиционного суррогатного материнства".
В Священном писании встречаются и другие случаи обращения к суррогатному материнству. С юридической точки зрения сыновья, рожденные сурмамами, считались собственными детьми библейских пророков и их законных жен. Это была распространенная практика в древности. Услугами наложниц для продолжения рода пользовались многие египетские фараоны. Считалось, что древние правители Египта по прямой линии происходили от бога Солнца Ра. Чтобы "солнечная" кровь не смешивалась с кровью обычных людей, фараон брал себе в жены свою родную сестру. Дети, родившиеся в таком кровосмесительном браке, особым здоровьем не отличались, если рождались вообще. Так, например, у Аменхотепа I, фараона Нового царства, правившего в XVI в. до н.э., не было наследника, ему пришлось прибегнуть к помощи суррогатной матери-наложницы, чтобы на свет появился продолжатель его рода - будущий великий фараон Тутмос I. Кстати, рожденные от наложниц дети хотя и считались детьми фараона, но были несколько ущемлены в своих правах и могли претендовать на престол лишь в случае отсутствия законных наследников*(1).
В древней Греции и Риме это была не мене распространенная практика. Плутарх описывает случай с царем Галатеи Дейотаром и его бесплодной супругой Стратоникой, которая лично выбрала своему царственному супругу красивую наложницу Электру из числа пленниц, а их детей "воспитала как своих законных, с любовью и великолепной щедростью"*(2). Традиционное суррогатное материнство, когда суррогатная мать одновременно является и биологической матерью вынашиваемого ребенка, и ныне широко применяется во всех странах, где разрешено суррогатное материнство.
Первопроходцем в истории развития суррогатного материнства стал итальянский врач Дани еле Петручи, который в 1964 г. получил человеческий зародыш вне организма, некоторое время выращивал его, а затем имплантировал эмбрион в организм женщины*(3). В 1976 г. мичиганский адвокат Ноэл Кин (Noel Keane) основал первое в мире агентство суррогатного материнства. Его первые программы были "традиционными", т.е. использовалась яйцеклетка самой суррогатной матери, оплодотворявшаяся in vitro спермой биологического отца. К 1988 г., благодаря усилиям энергичного адвоката, на свет появилось 302 младенца*(4).
Первое успешное искусственное оплодотворение in vitro с последующим ЭКО было проведено в 1978 г. в Англии, в результате чего родилась знаменитая Луиза Браун - первый ребенок "из пробирки". Первый же ребенок по программе гестационного, или полного, суррогатного материнства, когда суррогатная мать вынашивает эмбрион биологических родителей, родился в Энн Арбор (Мичиган) в США в апреле 1986 г. Девочка была зачата in vitro с использованием спермы и яйцеклетки биологических родителей. ЭКО проходило в кливлендском медицинском центре "Маунт Синай" под руководством доктора Вольфа Атиана (Dr. Wolf Utian). 37-летняя биологическая мать попросила свою 22-летнюю подругу, которая благополучно рожала два раза, выносить ее дочку*(5). В СССР первый ребенок появился в 1991 г. в Харькове*(6). В России первая суррогатная программа была реализована в 1995 г. в центре ЭКО при Санкт-Петербургском институте акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН.
Вместе с тем, несмотря на то, что данный метод вспомогательной репродукции в России применяется на протяжении довольно длительного времени, продолжаются споры по поводу того, оправданно ли с точки зрения религии, права, философии установление происхождения ребенка, родившегося у суррогатной матери, а также допустимо ли вынашивание ребенка на коммерческих началах.
Институт суррогатного материнства с древнейших времен определялся множеством социальных, демографических, политических проблем. Однако, насколько успешно данный институт применялся всегда, зависело от его законодательного закрепления и общественного признания.
Проблема суррогатного материнства многопланова, иными словами, она является точкой, в которой пересекаются такие области знания, как этика и биология, философия и юриспруденция*(7). Поэтому вполне понятно, что споры, за которыми стоят лишь эмоции и в которых виден лишь краешек всей проблемы, не могут привести к ясному суждению. Отсутствие же ясности порождает противостояние сторон и напряженность*(8).
Отрицательное отношение к суррогатному материнству характерно для многих стран мира. Статистические данные свидетельствуют, что на роль суррогатных матерей, как правило, соглашаются женщины, испытывающие материальные затруднения, в надежде за счет причитающегося им вознаграждения разрешить эту проблему.
По мнению многих ученых, "суррогатное материнство (вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка генетическим родителям) даже в тех случаях, когда оно осуществляется на некоммерческой основе, противоестественно и морально недопустимо*(9). Травмируя как вынашивающую мать, так и дитя, этот метод пренебрегает той глубокой эмоциональной и духовной близостью, которая устанавливается между матерью и младенцем во время беременности и провоцирует кризис идентичности у ребенка (которая мать - настоящая?)"*(10). Некоторые эксперты по этике считают, что договорные или коммерческие соглашения между сторонами являются нарушением основных принципов уважения человеческого достоинства, поскольку позволяют рыночным отношениям вторгаться в сферу семейной жизни. При этом альтруистические "подарки", т.е. бесплатное предоставление своей репродуктивной способности для использования другими лицами, могут быть допустимы*(11).
Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков; они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать над соображениями пользы для договаривающихся сторон*(12).
С другой стороны, например, по мнению М.Н. Малеиной, в содержание права на физическую и психическую неприкосновенность входит правомочие гражданина самостоятельно пользоваться и распоряжаться своим телом, свободно совершать поступки в соответствии со своим сознанием и волей. Право физической неприкосновенности тесно связано с ясным пониманием статуса тела человека при жизни. Пользование и распоряжение человека своим организмом происходит путем осуществления правомочий собственника. Правомочие гражданина самостоятельно распоряжаться своим телом рассматривается как возможность выразить свою волю. Следовательно, если женщина дает свое согласие на участие в программе суррогатного материнства, обладая всей необходимой информацией о возможных осложнениях, она может сопоставить риски и принять адекватное решение в отношении собственного здоровья*(13).
Сторонники использования суррогатных матерей, конечно, смотрят на эту практику по-иному. Они указывают на то, что для бездетной и бесплодной семьи это единственный способ получить ребенка, который будет генетически "своим". Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин; они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за выполнение этой роли достаточную материальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимой обществу пользы*(14).
Суррогатное материнство запрещено законом в Австрии, Норвегии, Швеции, Франции, некоторых штатах Америки, Италии, Швейцарии и Германии. За нарушения предусматриваются наказания вплоть до тюремного заключения; например, в Германии - до трех лет и штрафы, где наказанию не подвергаются родители - заказчики суррогатной программы, а также суррогатные матери.
Аналогичное законодательство, предусматривающее три года тюрьмы и штраф 45 000 евро за "посредничество при вынашивании плода для другого лица" и "симуляцию, умаляющую гражданский статус ребенка", действует и во Франции.
В некоторых странах разрешено только некоммерческое суррогатное материнство: суррогатная мама не получает вознаграждение, запрещена реклама суррогатного материнства, подбор суррогатных мам. Таково законодательство Австралии, Великобритании, Дании, Испании, Канады, Нидерланд, некоторых штатов Америки. В Израиле соглашение о суррогатном материнстве должно получить одобрение специального комитета, состоящего из социальных работников, врачей и религиозных деятелей. Суррогатное материнство крайне редко встречается в Японии: японская Ассоциация акушерства и гинекологии в принципе не одобряет такого способа зачатия. Вместе с тем частные клиники вправе сами решать, предоставлять ли клиентам такие услуги. В Бельгии, Греции, Ирландии, Финляндии привлечение для лечения бесплодия суррогатных мам не регламентировано законом, хотя имеет место.
На коммерческой основе суррогатное материнство разрешено в большинстве штатов Америки, Южно-Африканской республике, Российской Федерации, Грузии, на Украине, в Белоруссии, Казахстане.
Россия - одна из стран, где проведение ЭКО с суррогатным материнством законно и широко практикуется при лечении бесплодия. Согласно ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации, в России применяется гестационное суррогатное материнство, осуществляемое с помощью экстракорпорального оплодотворения*(15). Пары, которым не удалось преодолеть проблему бесплодия с помощью классических методов вспомогательных репродуктивных технологий, все чаще выбирают суррогатное материнство. В России более 80 клиник специализируются на экстракорпоральном оплодотворении. По статистике, к такому методу вспомогательных репродуктивных технологий, как суррогатное материнство, прибегают около одного процента пациентов клиник, практикующих лечение с помощью экстракорпорального оплодотворения.
Одной из ключевых проблем в сфере правового регулирования договора о суррогатном материнства является отсутствие закрепленного на нормативном уровне понятийного аппарата, устанавливающего определения "суррогатное материнство", "суррогатная мать", "генетические или биологические родители" и др., а также вопросы порядка оформления родительских прав, применения последствий отказа суррогатной матери отдать ребенка, ее ответственность за несоблюдение режима, отцовства ребенка, если суррогатная мать решит оставить его себе, права супруга суррогатной матери.
Российское законодательство в области вспомогательных репродуктивных технологий отличается фрагментарностью, существенно ограничивает репродуктивные права граждан, предусматривая возможность воспользоваться методом суррогатного материнства только по жестким медицинским показаниям.
Интерес вызывает получение услуг суррогатной матери не только супружескими парами и регистрация "суррогатных" детей, родившихся у не состоящих в браке граждан*(16). В соответствии с Приказом Минздрава России от 26 февраля 2003 г. N 67 "О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия"*(17) воспользоваться программой суррогатного материнства вправе только супружеская пара. Таким образом, ни одинокая женщина, ни одинокий мужчина не вправе воспользоваться данной программой, так же как и один из супругов, при отсутствии согласия второго. Право на продолжение рода относится к числу основополагающих неотъемлемых естественных прав человека, которыми он наделен с момента рождения, в связи с чем представляется, что допустимо предоставить право одиноким гражданам воспользоваться программой суррогатного материнства.
В соответствии с законом биологические родители могут быть записаны родителями рожденного суррогатной матерью ребенка в органе ЗАГСа только при наличии официальной справки из медицинского учреждения о проведении ЭКО суррогатной матери с переносом ей эмбриона биологических родителей и лишь в том случае, если они состоят в законном браке в момент осуществления вышеуказанной записи. По аналогии с усыновлением, когда лица, не состоящие в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка, биологические родители, не состоящие в браке, также не могут зарегистрировать рождение ребенка.
Закон не оговаривает ситуацию, которая может возникнуть в случае развода супругов - биологических родителей до рождения вынашиваемого суррогатной матерью ребенка. Представляется, что целесообразно решать данный вопрос в соответствии с п. 2 ст. 48 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которой, если ребенок родился в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное.
Кроме того, целесообразно внести изменение в действующее законодательство, закрепив автоматическую регистрацию "суррогатных" детей, родившихся у одиноких, не состоящих в браке лиц, изъяв из ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации упоминание о супружеском статусе родителей - заказчиков суррогатной программы.
При всей сложности морально-этических, медицинских, юридических аспектов суррогатного материнства в России этот способ рождения детей развивается и приобретает все большую популярность. Поэтому необходимо ввести в законодательство четкие положения о регулировании суррогатного материнства, где интересы всех сторон, и в первую очередь ребенка, были бы защищены, а их права и законные интересы гарантированы.
Н. Беседкина,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры "Гражданское право" Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации
"Право и жизнь", N 7-8, июль-август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Антонов А.И. Социология рождаемости (теоретические и методические проблемы). М., 2003. С. 272.
*(2) Антокольская М.В. Семейное право. М.: Юрист, 1996. С. 127.
*(3) Литвинова Г.И. Советское государство и право. М., 1981. С. 117.
*(4) Вишневский А.Г. Воспроизводство детей и общество. М., 2002. С. 285.
*(5) Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. СПб., 2002. С. 136.
*(6) Московский комсомолец. 2002. 16 февраля.
*(7) Обеспечение прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. М., 2002. С. 548.
*(8) Иваева Э.А. Проблемы реализации репродуктивных прав человека в Российской Федерации на примере суррогатного материнства: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
*(9) Юридическая защита прав человека: Сборник материалов Семинара Московской Хельсинкской группы "Права человека". Выпуск 5 / Под ред. Л.И. Богораз. М., 2003. С. 264.
*(10) Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. Пер. с франц. М., 2003. С. 132.
*(11) Антонов А.И. Социология рождаемости (теоретические и методические проблемы). М.: Статистика, 2003. С. 272.
*(12) Веретехин Е.Г. Пробелы предварительного расследования и их восполнение в суде I инстанции. Казань, 1988; Калинкина Л.Д. Нарушения уголовно-процессуального закона и их правовые последствия. Саранск, 1993.
*(13) Малеина М.Н. Право индивида на телесную (физическую) неприкосновенность // Государство и право. 1993. N 4. С. 28.
*(14) Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. Краснодар, 1998. С. 250.
*(15) Гестационное суррогатное материнство - метод вспомогательных репродуктивных технологий, при котором в искусственных условиях происходит оплодотворение яйцеклетки генетической матери спермой генетического отца и ее перенос в полость матки суррогатной матери. Таким образом, при гестационном суррогатном материнстве суррогатная мать не имеет биологической связи с вынашиваемым ею ребенком.
*(16) 25 марта 2011 г. Тверской суд признал отказ районного ЗАГСа в регистрации "суррогатного" ребенка, родившегося в Москве у "одинокого" отца, незаконным и обязал зарегистрировать отца в качестве единственного родителя.
*(17) Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2003 г. N 4452.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Право и жизнь"
Научный и научно-популярный журнал "Право и жизнь" издается с 1992 года.
Его публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной научной и практической юриспруденции. Журнал выступал инициатором принятия различных нормативных правовых актов, разрабатывал вопросы конституционного, административного, муниципального, финансового, налогового, гражданского и уголовного права, помещал многочисленные материалы по тематике защиты прав человека и гражданина, большое внимание уделял развитию регионального законодательства, институтов местного самоуправления. Особое внимание уделялось вопросам теории права и государства, институциональной политологии.