Вправе ли государственное (муниципальное) учреждение выдавать доверенности на получение товарно-материальных ценностей лицам, не являющимся его работниками?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Инструкции Минфина СССР от 14.01.1967 N 17 "О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности" (далее - Инструкция). Абзацем 2 п. 1 данной инструкции установлено, что выдача доверенностей лицам, не работающим в данном учреждении, не допускается.
Однако, учитывая давность издания этого документа, следует отметить, что его нормы следует применять в настоящее время в части, не противоречащей Гражданскому кодексу и иным нормативным правовым актам, принятым позднее и имеющим большую юридическую силу.
Согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем должно быть предъявлено непосредственно соответствующему третьему лицу.
От имени юридического лица доверенность выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, скрепленной печатью этой организации. От имени государственного (муниципального) учреждения доверенность на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей также должна быть подписана главным (старшим) бухгалтером этого учреждения (п. 5 ст. 185 ГК РФ).
Исходя из перечисленных норм ГК РФ, стоит отметить, что ограничений по кругу лиц, имеющих право на получение доверенностей, кодекс не содержит. Следовательно, положения абз. 2 п. 1 Инструкции противоречат нормам ГК РФ, а значит руководствоваться ими не следует.
О признании недействующим абз. 2 п. 1 Инструкции вынесено Решение ВС РФ от 06.06.2011 N ГКПИ11-617.
Учитывая вышеизложенное, следует сказать, что государственное (муниципальное) учреждение вправе выдавать доверенность на получение товарно-материальных ценностей не только своим работникам, но и иным лицам при условии наличия в ней подписей руководителя и главного бухгалтера, скрепленных печатью организации.
В заключение отметим, что ограничения при определении круга лиц, имеющих право получать доверенность в государственных (муниципальных) учреждениях, могут быть установлены нормативными актами органов исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения. Конкретный перечень лиц, которым могут быть выданы доверенности на получение товарно-материальных ценностей, также может быть установлен внутренними локальными актами по учреждению.
А. Бирюков,
заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства,
к.э.н., профессор Университета Минфина РФ
1 сентября 2011 г.
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"