Счетчики установлены! Что дальше?
Принятие Федерального закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" поставило перед производителями приборов учета, внедренческими фирмами, потребителями энергоресурсов, региональными администрациями конкретную задачу - оснащение всех потребителей тепловой энергии и воды приборами учета в кратчайшие сроки - до 1 января 2012 г. При общем понимании необходимости проведения таких работ у специалистов возникает сомнение - насколько реально разработчики этого закона оценили возможности производственных, внедренческих, сервисных, согласующих структур, наконец, конечных потребителей ресурсов в реализации такого масштабного решения?
За предыдущие до принятия закона 15-17 лет приборами учета по разным оценкам оснащены ориентировочно 40% всех потребителей ресурсов (средний темп оснащения - 2,5% потребителей в год). В оставшиеся после принятия ФЗ N 261 два года предполагается оснастить приборами оставшиеся 60% потребителей (темп оснащения приборами - 30% в год) при достаточно неопределенном порядке финансирования этих мероприятий.
За рамками закона N 261-ФЗ и документов, принятых в его развитие, остались вопросы сервисного обслуживания и обеспечения эффективной работы приборов учета энергоресурсов в течение всего срока их службы. Хотя любому специалисту, да и просто человеку, в повседневной жизни сталкивавшимся с техническим средством сложнее сковородки, понятно, что любое техническое изделие требует периодического обслуживания и, соответственно, создания системы сервиса в период гарантийного и послегарантийного срока эксплуатации. Узел учета тепловой энергии или воды - достаточно сложный технический объект, и для его надежной бесперебойной работы, обеспечивающей достоверный учет энергоресурсов, нужны и технические средства (диагностические приборы и установки, ремонтная база, запчасти и пр.), и квалифицированный ремонтно-сервисный персонал, и методическая база (монтажная, ремонтная, сервисная, метрологическая документация), организационная (административная) структура по обеспечению проведения всех сервисных работ. Возможно, вопрос о создании сервисных служб разработчиками ФЗ N 261 сознательно отложен на будущее, исходя из того, что межпроверочный интервал приборов учета тепловой энергии и воды составляет, как правило, 4 года. Вероятно, за 2 года предполагалось оснастить все здания и сооружения приборами учета, а уж затем думать о создании сервисной базы.
Однако эти надежды, скорее всего, свидетельствуют о недостаточно хорошем знакомстве с реальным положением дел. Еще в 2006 г. правительством РФ принято постановление N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которое стимулировало установку приборов подомового учета тепла и воды. Приборы, установленные в соответствии с этим постановлением начиная с 2006 г., уже в 2010 г. начали поступать на поверку. Спрос на услуги по поверке и ремонту приборов учета существенно вырос, в 2011-м и последующих годах можно ожидать его дальнейшего роста.
Положение осложняется тем, что в соответствии с требованиями Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" главным и практически единственным критерием для определения поставщика приборов (узлов) учета энергоресурсов является цена контракта. Поскольку в настоящее время в финансировании установки домовых узлов учета или организации конкурсов на размещение таких заказов принимают участие местные администрации (как непосредственно, так и через контролируемые ими управляющие компании), то большинство соответствующих конкурсов проводится на основании требований 94-ФЗ. Требование же минимума цены на контракт стимулирует тенденцию к использованию более дешевого оборудования, что в ряде случаев приводит к установке узлов учета с приборами, арматурой низкого качества, что неизбежно приводит к быстрому выходу оборудования из строя. И при таком исходе владелец узла учета уже в первые годы эксплуатации вынужден нести серьезные затраты по внеочередным ремонтам, поверкам, монтажу/демонтажу оборудования. Отсутствие сервисных структур по ремонту и поверке приборов учета энергоресурсов еще более усугубляет ситуацию и сводит к минимуму предполагаемую экономию от внедрения систем учета энергоресурсов.
Обратимся к примеру из практики. В начале 2003 г. в Кировской области резко возросли суммы, предъявляемые населению по квитанциям оплаты жилищно-коммунальных услуг. В чем причина? До 2003 г. население оплачивало 40% от стоимости потребляемых энергоресурсов, остальные 60% возмещались в виде бюджетных дотаций. С 2003 г. доля населения в оплате ресурсов была увеличена до 60%, таким образом, произошло 1,5-кратное увеличение сумм по счетам. Одновременно был изменен тариф на энергоресурсы, который для населения не изменялся в течение 2 лет, увеличение составило 25-30%. В итоге сумма по платежным квитанциям для населения за ресурсы выросла почти в 2 раза. Поскольку стоимость тепловой энергии от местных котельных существенно превышает стоимость энергии при централизованном отоплении, наибольший рост пришелся на население райцентров, имеющих существенно меньшие доходы по сравнению с жителями областного центра.
В результате в марте 2003 г. в области произошел скачок спроса на приборы учета тепловой энергии и воды. Специализированные предприятия выполняли месячный план продаж по водосчетчикам за 2-3 дня. Аналогичный рост наблюдался и по спросу на счетчики тепловой энергии, где основными покупателями выступали жильцы домов, расположенных в райцентрах области. Естественно, что при минимальных доходах жителей райцентров выбор нередко делался в пользу самых дешевых приборов учета. На тот момент такими были теплосчетчики на базе вихревых расходомеров производителя, который к настоящему времени закрыл это производство. За весну-лето 2003 г. по области были установлены сотни таких приборов. Казалось бы, поставили приборы с межпроверочным интервалом 4 года, наладили порядок расчетов, все в порядке, очередные вопросы возникнут только через 4 года. Однако уже через полгода - с конца осени 2003 г. (после подключения систем теплоснабжения) резко возрос поток приборов, направляемых на ремонт и внеочередную поверку. Причина - монтаж приборов производился в условиях максимальной экономии затрат, в неприспособленных подвальных (полуподвальных) помещениях, при высоких уровнях влажности, при несоблюдении температурных режимов эксплуатации приборов. Да и качество приборов оставляло желать лучшего.
Таким образом, параллельно с выполнением требований 261-ФЗ по установке приборов учета нужны незамедлительные действия по организации структур по поверке и ремонту приборов учета тепловой энергии и воды, оснащение их необходимым поверочным оборудованием, методическими материалами, подготовка специализированного персонала. Основным техническим средством таких структур является проливная поверочная установка. Общие требования к проливным установках определены в работах [1, 2, 3]. Наиболее важными из них являются:
1) универсальность. Большая номенклатура эксплуатируемых расходомеров приводит к необходимости контролировать следующие типы выходных сигналов: 0-10 В, 0 (4) - 5 (20) мА, 0-20000 Гц, RS 232 (485), "сухой контакт", "звездочка"; должна быть предусмотрена возможность визуального снятия показаний с счетчиков старых серий и ручной ввод их с клавиатуры компьютера; режимы "старт-стоп";
2) оптимальный уровень автоматизации. Ручные операции должны быть сведены к установке первичного датчика на рабочий стол, подключению его выходных цепей к входным цепям установки;
3) для исключения несанкционированного вмешательства в работу требуется создание различных уровней доступа к программному обеспечению установки - наличие паролей изготовителя, поверителя;
4) в целях обеспечения безопасности персонала необходимо предусмотреть устройства для сигнализации об аварийных ситуациях, наличие устройств защитного отключения;
5) металлоконструкции установок следует выполнять из коррозионно-стойких материалов. Это требование обусловлено наличием в датчиках поверяемых расходомеров остатков технологических жидкостей, приводящих к ускоренной коррозии металлоконструкций установки;
6) в установках должны быть предусмотрена встроенная постоянно действующая система водоочистки для устранения из воды различных примесей;
7) применение экономичных малошумящих циркуляционных насосов. Использование насосов общепромышленного исполнения недопустимо из-за создаваемого ими высокого уровня шума и вибрации, недопустимых в поверочных лабораториях;
8) применение эталонных приборов высокого класса точности;
9) использование преобразователей частоты со встроенными фильтрами радиопомех и сетевыми дросселями для минимизации влияния электромагнитных помех на поверяемые приборы и элементы поверочной установки. Применение преобразователей частоты позволяет также решить еще одну проблему - исключить пульсации расхода жидкости, генерируемые насосами;
12) должна быть предусмотрена поверка всех встроенных эталонных средств измерений без их демонтажа с мест эксплуатации;
11) широкое распространение массовых расходомеров класса точности 0,15% требует, чтобы класс точности установок был не хуже 0,05%;
12) наиболее целесообразно иметь два способа поверки - объемный и массовый. Массовый метод (статического взвешивания) позволяет добиться более высокого класса точности. Применение объемного метода поверки сличением показаний поверяемого и эталонного расходомера позволяет значительно уменьшить затраты времени на поверку, при этом для поверки самих эталонных расходомеров можно использовать встроенные в установку весы;
13) необходимо предусмотреть систему контроля наличия утечек воды из гидравлического тракта;
14) возможность обеспечения в гидравлическом тракте установки давления, предусмотренного методиками поверки на проливаемые расходомеры;
15) система деаэрации должна обеспечивать отделение воздуха, его удаление из гидравлического тракта;
16) установки должны быть блочными (изготовлены в заводских условиях) и транспортабельны для обеспечения возможности перевозки к заказчику любым видом транспорта;
17) важным требованием является компактность установки для исключения значительных затрат на строительство новых помещений;
18) кроме необходимых технических характеристик проливная установка должна иметь современный дизайн и обеспечивать персоналу комфортные условия для работы.
Для технического обеспечения сервисных служб (или самостоятельных предприятий) по обслуживанию приборов в процессе эксплуатации ИТЦ "Промавтоматика" в течение ряда лет разрабатывает и производит такое оборудование.
Установки предназначены для настройки, градуировки, калибровки, юстировки, поверки и других работ по определению метрологических и технических характеристик расходомеров, расходомеров-счетчиков жидкости, преобразователей расхода различного назначения.
Многолетний опыт работ с различными заказчиками позволил создать унифицированные установки для поверки приборов самых различных конструкций - по строительным длинам первичных преобразователей приборов;
- по требованиям к прямым участкам при выполнении поверочных работ;
- по конструкции присоединителей (фланец, сэндвич, резьба);
- по количеству и величинам поверочных расходов;
- по объемам проливаемой жидкости на каждом поверочном расходе;
- по количеству проливок на каждом поверочном расходе;
- по типам выходных сигналов поверяемых расходомеров;
- по алгоритмам обработки результатов проливок.
Вместе с тем до сих пор нет ясности - сколько в России существует работоспособных поверочных установок для счетчиков жидкости, какие они имеют характеристики.
Поэтому Росстандарту РФ было бы целесообразно:
- создать единый открытый реестр проливных установок, доступный любому потенциальному заказчику услуг по поверке приборов, с размещением его на сайте Росстандарта;
- в директивном порядке обязать владельцев проливных поверочных установок проводить круговые сличения, например, в рамках федерального округа и под руководством ведущего в этом округе ЦСМа. В качестве проекта методики сличения могут быть принята практическая методика, которая уже в течение ряда лет используется ОАО "Тевис" (г. Тольятти), которая неоднократно излагалась и обсуждалась на научно-практических конференциях, на интернет-форумах.
Сама по себе проливная установка является необходимым, но недостаточным элементом лаборатории по ремонту и поверке средств измерений тепловой энергии и воды. Существующие методики поверки, как правило, предполагают поэлементную поверку теплосчетчиков:
- расходомеров, тепловычислителей, термопреобразователей, датчиков давления.
Поэтому помимо проливной установки в поверочной лаборатории необходимо наличие как минимум еще трех рабочих мест, оснащенных соответствующими эталонными приборами:
- калибраторами электрических сигналов, магазинами сопротивлений;
- нулевым, паровым и регулируемым термостатами, эталонными термометрами;
- задатчиками давления и эталонными манометрами.
Для оснащения поверочных лабораторий Инженерно-технический центр "Промавтоматика" приступил к созданию комплексных поверочных лабораторий по поверке теплосчетчиков и расходомеров, оснащенных необходимым комплектом эталонов и оборудования.
Литература
1. Каргапольцев В.П. Поверочные установки для расходомеров, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве. - Коммерческий учет энергоносителей. Материалы ХХХ Международной научно-практической конференции. - СПб., 2010.
2. Каргапольцев В.П. Требования к проливным установкам для расходомеров-счетчиков воды и технологических жидкостей. - Нефтегазпромысловый инжиниринг. - N 3. - 2004.
3. Каргапольцев В.П., Косолапов А.В., Сиденко А.А. О некоторых подходах к решению вопросов метрологического обеспечения ЖКХ. - Промышленные АСУ и контроллеры. - N 5. - 2007.
В. Каргапольцев,
директор ООО "Промавтоматика-Киров"
"Коммунальщик", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Счетчики установлены! Что дальше?
Автор
В. Каргапольцев - директор ООО "Промавтоматика-Киров"
"Коммунальщик", 2011, N 9
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru