Закон о торговле*(1) допускает оказание торговыми сетями поставщикам услуг по продвижению товаров при условии заключения отдельных договоров на оказание услуг. Продвижение товаров включает комплекс мероприятий, в том числе: приоритетную выкладку товара, оформление мест продаж, изучение восприятия потребителями торговой марки поставщика, осведомленности потребителей о продукции, выпускаемой поставщиком, изучение покупательских привычек потребителей, рекламирование. Вправе ли предприятие учитывать расходы на оплату услуг торговых сетей, связанных с продвижением товара, в полном объеме, если оказываемые услуги по продвижению товара не имеют рекламного характера?
В соответствии с п. 11 Закона о торговле услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг. В пункте 12 названного закона сказано: включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, а также заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, не допускается. Таким образом, оказание покупателем поставщику каких-либо услуг по продвижению продовольственных товаров должно оформляться отдельным договором. В противном случае, если такие услуги предусмотрены непосредственно договором поставки, а не отдельным договором, плату за их оказание нельзя учесть в расходах поставщика для целей налогообложения.
В статьях 11, 12 Закона о торговле говорится об услугах, направленных на продвижение товаров. К таким услугам отнесены, в частности, услуги по рекламированию товаров и маркетингу.
Определения термина "продвижение товаров" в российском законодательстве не содержится. В Большом экономическом словаре*(2) сказано: "Продвижение товаров - это совокупность разнообразных мер, усилий, действий, предпринимаемых производителями или продавцами товара, посредниками в целях повышения спроса, сбыта, расширения рыночного поля товара". Согласно п. 3.5.1 Рекомендаций по стандартизации Р 50.1.031-2001 "Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции" маркетинг - систематическая работа по изучению: рынков сбыта и требований потребителей к продукции предприятия; условий эксплуатации продукции предприятия; поставщиков материальных ресурсов, их возможностей в отношении качества и дисциплины поставок и т.д. Согласно ст. 2 Закона о рекламе*(3) под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. В свою очередь, информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"). То есть реклама должна содержать в себе какие-либо сведения.
Таким образом, реклама является одним из средств продвижения товаров, но не единственным. Отождествлять с рекламой все меры по продвижению товаров к потребителям не следует. Так, не являются рекламированием приоритетная выкладка товаров на полках магазина, изучение требований потребителей к продукции и другие действия торговой сети, которые не направлены на распространение сведений о поставщике, его товарах и т.д.
Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ рекламные расходы делятся на нормируемые и ненормируемые. К ненормируемым относятся расходы: на рекламные мероприятия через СМИ; на световую и другую наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; на участие в выставках, ярмарках, экспозициях; на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Все остальные расходы на рекламу учитываются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
З.И. Давыдова,
советник государственной гражданской службы 1-го класса
1 сентября 2011 г.
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
*(2) Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2003.
*(3) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"