Комментарий к письму Минфина РФ от 9 августа 2011 г. N 03-03-06/4/95
Трудовым законодательством установлено, что работодателям необходимо финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений). Финансирование должно осуществляться в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Это следует из статьи 226 Трудового кодекса РФ. Будут ли учитываться такие расходы по улучшению условий и охраны труда при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль?
Затраты на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда могут учитываться в составе прочих расходов при исчислении налога на прибыль как расходы на обеспечение нормальных условий труда, если такие расходы обоснованы и документально подтверждены, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Поскольку налоговое законодательство, а именно подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ не содержит конкретного перечня расходов, которые относятся к расходам на обеспечение нормальных условий и охраны труда, то по данному основанию налогоплательщик принимает к учету расходы, произведенные в рамках осуществления предпринимательской деятельности. Работодатель самостоятельно определяет экономическую целесообразность своих затрат по обеспечению условий и охраны труда работников.
В качестве примера судебного решения, в котором рассматриваются аналогичные вопросы обоснованности произведенных затрат налогоплательщика на улучшение условий труда, можно привести недавнее постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.06.2011 N А53-15050/2010, в котором, по мнению налогового органа, приобретение автомагнитол, автоколонок и фоторамок не связано с деятельностью, направленной на получение дохода.
Общество указывает, что его сотрудники, использующие служебные автомобили, проводят в поездках длительное время. Поэтому расходы по приобретению автомобильных магнитол, колонок и антенн направлены на обеспечение нормальных условий труда работников. Оборудование автомобилей автомагнитолами с колонками используется для психологической разгрузки водителей общества и повышает их работоспособность, производительность труда. Фоторамки используются в помещениях общества для размещения необходимой информации (копии документов, благодарственных писем, грамот и прочих документов).
Суд посчитал, что расходы на приобретение автомагнитол и автоколонок являются расходами, связанными с охраной труда, и подлежат учету при исчислении налога на прибыль на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Общество использует фоторамки в своих помещениях для размещения необходимой информации, в том числе и о самой организации. Следовательно, расходы на приобретение автомагнитол, автоколонок и фоторамок связаны с производственной деятельностью налогоплательщика и отвечают критериям, определенным статьей 252 Налогового кодекса РФ.
Е.М. Юдахина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 18, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.