Комментарий к письму Минфина РФ от 9 августа 2011 г. N 03-03-06/1/462
Из письма налогоплательщика следует, что его имущество подвергается модернизации несколько раз в течение установленного срока его полезного использования. Налогоплательщик спрашивает, можно ли учитывать амортизационную премию для целей налогообложения каждый раз, когда организация осуществляет расходы на новую модернизацию одного и того же имущества?
Следует отметить, что первоначальная стоимость основного средства, согласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 и 20 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
Пунктом 2 статьи 257 НК РФ определено, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Размер и частично порядок учета амортизационной премии для целей налогообложения установлен пунктом 9 статьи 258 НК РФ. Так, согласно данному пункту налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 НК РФ.
Получается, что амортизационную премию организация может учитывать в расходах для целей налогообложения в нескольких случаях. В случае приобретения основного средства, его достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения и частичной ликвидации. При этом ее размер зависит от того, к какой амортизационной группе относится основное средство, а рассчитываться она будет исходя из стоимости осуществленных расходов.
Если, например, организация осуществила расходы на модернизацию основного средства, то его первоначальная стоимость изменится. При этом амортизационная премия, которую организация сможет учесть в составе расходов для целей налогообложения, будет рассчитываться исходя из стоимости осуществленных на модернизацию расходов.
Каких-либо ограничений в отношении того, сколько раз организации можно модернизировать основное средство, главой 25 НК РФ не установлено. Не установлен и запрет на учет амортизационной премии всякий раз, когда основное средство заново модернизируется. Таким образом, каждый раз, когда основное средство модернизируется заново, организация может учитывать для целей налогообложения амортизационную премию. При этом она будет рассчитываться каждый раз исходя из той стоимости осуществленных расходов, которую организация потратила на данную конкретную модернизацию.
Также хотелось бы обратить внимание на ситуацию, когда организации произвели модернизацию основного средства, а она еще не успела расплатиться с контрагентом за осуществленную работу. В данном случае возможность учета амортизационной премии в расходах для целей налогообложения не зависит от того, расплатилась ли организация с контрагентом за осуществленную работу или нет. Такой вывод можно сделать, проанализировав письмо Минфина России от 16.08.2010 N 03-03-06/1/550.
Д.В. Осипов,
главный специалист, эксперт
"Нормативные акты для бухгалтера", N 18, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.