Подлежат ли налогообложению НДС операции по реализации государственного или муниципального казенного имущества субъектам малого предпринимательства, а также при приватизации государственного или муниципального имущества?
Пунктом 3 ст. 161 НК РФ установлено, что при реализации (передаче) государственного или муниципального казенного имущества НДС в бюджет уплачивают налоговые агенты - покупатели (получатели) указанного имущества (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом НДС, и налоговый агент обязан исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В то же время согласно п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного (муниципального) казенного имущества, выкупаемого в порядке, установленном Законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 3 Закона N 159-ФЗ государственное (муниципальное) имущество, арендуемое субъектами малого и среднего предпринимательства, использующими в установленном порядке преимущественное право на приобретение этого имущества, отчуждается по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Положениями Закона N 135-ФЗ установлено, что при совершении сделок купли-продажи применяется рыночная стоимость объекта оценки, которая отражается в отчете об оценке объекта оценки.
На основании ст. 3 Закона N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 6 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. N 255, разумность действия сторон сделки в указанном случае означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.
Учитывая изложенное, независимо от приобретения вышеуказанных объектов недвижимости по рыночной стоимости, определенной в вышеизложенном порядке, субъекты малого и среднего предпринимательства НДС в бюджет не уплачивают на основании установленной нормы об освобождении от НДС указанных операций.
В случаях изменения решений об условиях приватизации при отказе субъектов малого и среднего предпринимательства от заключения договора купли-продажи либо утраты ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества приватизация государственного или муниципального имущества осуществляется на основании Закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", которым установлен порядок определения начальной цены подлежащего приватизации государственного (муниципального) имущества, аналогичный порядку, установленному вышеуказанным Законом N 135-ФЗ. В связи с этим, а также принимая во внимание вышеуказанные нормы НК РФ, НДС по приобретаемому государственному или муниципальному казенному имуществу должен исчисляться покупателем расчетным методом исходя из указанной в договоре рыночной цены этого имущества без увеличения ее на сумму налога.
Специалисты Минфина России и
Федерального казначейства
1 августа 2011 г.
"Финансы", N 8, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414