Спроектируем свой бухучет вместе с законодателем
По прогнозам, принятие нового федерального закона "О бухгалтерском учете" позволит повысить качество и эффективность регулирования бухгалтерского учета, улучшит инвестиционный климат и повысит значимость бухгалтерской профессии. Чтобы понять, так ли это, надо изучить проект закона, второе чтение которого ожидается осенью этого года.
Проект федерального закона N 385329-5 "О бухгалтерском учете" (далее - Законопроект) был разработан и представлен для обсуждения Правительством Российской Федерации год назад, 02.06.2010, а впервые размещен на сайте Минфина РФ еще в 2007 году. Новая редакция Федерального закона "О бухгалтерском учете" была разработана с целью устранения устаревших норм, положений и пробелов действующего Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), выявленных в результате анализа соответствующей правоприменительной практики. За это время изменились экономические условия деятельности предприятий, организаций и физических лиц и стиль и варианты формирования и раскрытия надежной и полезной информации об их финансовом положении.
Изменений ожидается много. Поэтому придется вспомнить и ряд старых норм и положений действующего закона N 129-ФЗ.
Сейчас бухучет ведут юридические лица, кроме перешедших на упрощенную систему налогообложения (глава 26.2 Налогового кодекса РФ) и участников по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере одного миллиарда рублей (п. 4 Закона N 129-ФЗ). Применение закона предполагается распространить на все коммерческие, некоммерческие организации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 2 Законопроекта). В соответствии с законопроектом ведение бухучета будет предусмотрено:
- для индивидуальных предпринимателей, а также адвокатов, нотариусов и прочих лиц, занимающихся частной практикой, которые в настоящий момент ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Закона N 129-ФЗ);
- для бюджетных организаций по учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также учету операций, изменяющих указанные активы и обязательства;
- в отношении доверительных управляющих по тем операциям, которые связаны с имуществом, переданным им в доверительное управление;
- для участника договора простого товарищества юридических лиц, на которое возлагается учет общего имущества товарищей;
- в процессе выполнения соглашения о разделе продукции.
К сведению. Для индивидуальных предпринимателей наряду с обязанностью исполнения основного закона о бухучете законодатель предусматривает право не вести бухучет. Такой же подход предусмотрен для находящихся на территории Российской Федерации филиалов, представительств или структурных подразделений иностранных организаций.
Закон о бухучете может не применяться при формировании информации, необходимой для управленческого учета и отчетности, отчетности по международным правилам, которая в обязательном порядке составляется лишь общественно значимыми, т.е. публичными компаниями (открытыми акционерными обществами, финансовыми институтами и пр.) и организациями, формирующими консолидированную отчетность, а также при получении кредита банковской организации в соответствии с ее требованиями и иными целями, если в правилах составления такой отчетности применение закона о бухучете не предусматривается.
Новые понятия, регламенты, разработчики
Проектом вводятся абсолютно новые понятия регламентов, которыми будет регулироваться бухгалтерский учет и которые ранее не применялись (п. 1 ст. 3 Законопроекта): международный, национальный, отраслевой стандарт и стандарт бухгалтерского учета.
Обычно под стандартами подразумеваются всем известные положения по ведению бухгалтерского учета материально-производственных запасов (ПБУ 5/01), основных средств (ПБУ 6/01), нематериальных активов (ПБУ 14/2007) и т.д. Законопроект расширяет эти понятия.
Международный стандарт - это стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте, независимо от конкретного наименования такого стандарта. Речь идет о знакомых многим бухгалтерам международных стандартах финансовой отчетности (IFRS), ОПБУ США и ОПБУ Великобритании (МСФО и GAAP). Около трети крупных российских компаний уже ведут учет по международным стандартам. Поэтому сближение правил формирования отчетности для этих бухгалтеров не составит труда.
Те же бухгалтера, которые не обременены составлением такой отчетности, так или иначе вынуждены знакомиться с международными стандартами, так как они могут использоваться при разработке организацией способа ведения бухгалтерского учета при формировании учетной политики, когда по конкретному вопросу в нормативных правовых актах соответствующие способы не установлены (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Информация о документах международных стандартов (принятые документы или находящиеся в процессе признания, а также сведения об этапе признания) будут размещаться на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет. С утвержденными стандартами можно будет ознакомиться в "Финансовой газете", которая является официальным печатным изданием Минфина.
Ввиду того что международные стандарты используются не всеми организациями, приоритетными будут все-таки российские стандарты под названием "национальные стандарты".
Национальный стандарт - это стандарт бухгалтерского учета, утвержденный уполномоченным федеральным органом. По сути, этот вид стандарта заменит привычные для всех положения по бухгалтерскому учету по основным средствам, материально-производственным запасам и т.д. При этом, конечно, сменится не только "вывеска", но и некоторые термины, понятия и порядок отражения отдельных операций, не зафиксированных ранее.
Так, в апреле этого года в Министерстве финансов РФ по:
- ПБУ "Учет запасов" планируется пересмотреть использование термина "себестоимость запасов" с точки зрения определения фактических затрат на приобретение, переработку и обеспечение текущего местонахождения и состояния запасов, урегулировать возможность признания расходов по займам и кредитам в себестоимости запасов в случае их приобретения на условиях отсрочки платежа на период, превышающий по длительности обычные сроки оплаты и др.;
- ПБУ "Учет основных средств" планируется исключить метод амортизации по сумме чисел лет и одновременно дать возможность организациям разрабатывать собственные методы амортизации, а начисление амортизации, возможно, будет не только с месяца, следующего за датой ввода в эксплуатацию, но и согласно подходу МСФО - в первый месяц использования, независимо от конкретной даты ввода. Возможно, будут обновлены (или впервые введены) термины "объект основных средств", "инвентарный объект", "компонент объекта основных средств", "по исторической", или "по фактической", или "по первоначальной" стоимости, "резерв на демонтаж и ликвидацию" и т.д.
Кроме этого, на круглом столе в Минфине проводилось обсуждение новых положений по бухгалтерскому учету:
- "Учет аренды", где отражены специфичные вопросы арендных договоров: классификация связанных с арендой денежных потоков арендодателем и арендатором, опцион на выкуп предмета аренды в конце срока аренды по цене значительно ниже рыночной, изменение условий договоров аренды, НДС по арендным платежам, условные арендные платежи, программы лояльности клиентов, обратная аренда и т.д.;
- "Учет вознаграждений работникам", где будут определены объекты учета вознаграждений работникам, стоимости труда работников и персонала для организации, общий порядок учета вознаграждений работникам, порядок отражения затрат и др. Это ПБУ наверняка повлечет изменения и в кадровой политике компаний.
Следующий вид стандарта - отраслевой стандарт - существовал и ранее. Этот стандарт бухгалтерского учета утверждается органом государственного регулирования бухгалтерского учета, т.е. отраслевым министерством (комитетом) или ведомством. Подобные регламенты действуют сегодня в виде отраслевых методических указаний по ведению бухгалтерского учета и отчетности, например, на предприятиях агропромышленного комплекса, в лесозаготовительных, энергетических, научно-проектных и других отраслях. Они действительно упрощают процесс формирования бухучета на предприятиях отрасли и дают единообразную методологию учета.
Последний вид стандарта вводится впервые. Стандарт бухгалтерского учета - документ (инструкция, положение, правила, указания) - устанавливает минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета на конкретном предприятии. Этот вид регламента будет дополнять все предыдущие в случаях, отражающих специфику деятельности и уникальность предприятия или частного предпринимателя. К ним относятся: учетная политика по бухучету, положение по калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), инструкция по вводу данных в автоматизированную систему и т.д.
Методологические рекомендации и указания в области бухгалтерского учета, которые содержат подробные комментарии к основному документу (закону), примеры и в основном применяются для содействия правильному пониманию и трактовки сложных моментов, также будут иметь место. По законопроекту рекомендации в области бухгалтерского учета могут применяться предприятиями на добровольной основе (п. 7 ст. 20 Законопроекта).
Кроме нового смысла понятия "стандарт", в законопроекте есть и другие новшества:
1) вместо привычных "хозяйственных операций" в бухучете будут отражаться "факты хозяйственной жизни", под которыми понимаются сделки, события, операции, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. Действительно, в бухучете всегда отражаются операции, которые операциями как таковыми не являются, в частности, отражение отложенных активов и обязательств, условных фактов хозяйственной деятельности и проч.;
2) в понятие "бухгалтерская (финансовая) отчетность" будет входить не только информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности (баланс и отчет о прибылях и убытках), но и о движении денежных средств за отчетный период;
3) само понятие "Отчетный период". Отчетный период в бухучете - это период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (п. 1 ст. 3 Законопроекта).
На сегодня в действующем законе по бухучету (Закон N 129-ФЗ) есть только понятие "отчетный год", т.е. календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Надо отметить, что само по себе понятие, конечно, не ново, т.к. оно не один год применяется в налоговом законодательстве. Под ним понимается временной промежуток, по истечении которого налогоплательщики и налоговые агенты обязаны предоставить в налоговый орган налоговую отчетность применительно к каждому отдельному налогу. По НДС, например, отчетным (и налоговым) периодом является квартал, по налогу на прибыль отчетными являются промежуточные кварталы (первый квартал, полугодие и девять месяцев) календарного года.
Согласно законопроекту бухгалтерский учет будет регулироваться через:
- во-первых, государственные структуры, к которым относятся уполномоченные федеральным органом организации, а также отраслевые министерства и ведомства. Федеральными законами им будут предоставлены полномочия по нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учета, т.е. утверждению национальных и отраслевых стандартов;
- во-вторых, негосударственные структуры (некоммерческие саморегулируемые организации), которые будут разрабатывать проекты национальных стандартов и рекомендации в области бухгалтерского учета, участвовать в подготовке программы разработки и экспертизе проектов (ст. 23 Законопроекта). Таким образом, к разработчикам национальных стандартов не относятся вузы, осуществляющие подготовку бухгалтеров и аудиторов, аудиторские фирмы, консалтинговые организации, оказывающие бухгалтерские услуги, т.к. непосредственно они не являются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (п. 1 ст. 26 Законопроекта).
Для проведения экспертизы проектов национальных стандартов будет образован совет по стандартам бухгалтерского учета, состоящий из десяти представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности, которые подлежат ротации один раз в три года не менее чем на 25 процентов их общего числа, и пяти представителей органов государственного регулирования бухгалтерского учета (п. 5 ст. 24). Поскольку соотношение "представители народа / представители власти" перевешивает в пользу первых, хочется надеяться, что правила ведения бухгалтерского учета в виде национальных стандартов будут написаны доступным для всех языком.
Бухгалтерский учет будет осуществляться так же, как и сейчас: посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не будет установлено национальными стандартами. План счетов будет устанавливаться национальными стандартами (подп. 5 п. 3 ст. 20 Законопроекта).
Можно предположить, что в будущем году небольшими предприятиями, для которых предусматриваются упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая минимизированный объем годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, система двойной записи может вообще не применяться (подп. 5 п. 3 ст. 20 Законопроекта).
В то же время национальными стандартами могут быть установлены специальные требования к бухгалтерскому учету, плану счетов бухгалтерского учета и порядку его применения, а также к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности или форме собственности (госструктуры и т.д.).
Кто что ведет и кто за что отвечает
Перечень лиц, имеющих право вести бухучет, в законопроекте описан четко. Так, руководитель малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя, крупного предприятия - возложить на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета со сторонней организацией. В кредитной организации бухгалтерский учет может вестись только главным бухгалтером (п. 3 ст. 7 Законопроекта).
Труднее всего придется тем организациям, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), страховым организациям, а также негосударственным пенсионным фондам.
К главным бухгалтерам перечисленных организаций будут предъявляться особые требования (п. 4 ст. 7 Законопроекта):
1) наличие высшего профессионального образования;
2) наличие стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при наличии высшего профессионального образования по специальностям, отличным от специальностей бухгалтерского учета и аудита, - не менее пяти лет из последних семи календарных лет. Обращаем ваше внимание на то, что речь идет только о последних местах работы, а не о стаже вообще;
Пример 1
Налоговый консультант имеет высшее профессиональное образование по специальности "Финансы и кредит", квалификацию экономиста. С 1994 по 2007 год он работал главным бухгалтером на малом предприятии и по совместительству аудитором, а начиная с 2002 года, - консультантом.
От предприятия-заказчика консалтинговых услуг, оказываемых с его участием, в 2011 году поступило предложение о работе в качестве главного бухгалтера в публичной компании, входящей в его структуру.
Однако работать на этой должности он не имеет права, т.к. работа аудитора и консультанта - не одно и то же, а специализация в области консалтинга в требованиях законодателя не зафиксирована.
3) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики;
4) членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Следует отметить, что эти требования не применяются лишь в отношении лиц, на которых по состоянию на дату вступления в силу нового федерального закона уже возложено ведение бухгалтерского учета в этих организациях (п. 2 ст. 30 Законопроекта). Другими словами, новые требования должны быть соблюдены при приеме на работу лица, претендующего на должность главного бухгалтера, начиная с момента принятия нового закона.
Если услуги бухучета оказывает юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор оказания услуг, то оно должно иметь не менее одного соответствующего вышеперечисленным требованиям работника, с которым заключен трудовой договор.
К главным бухгалтерам других организаций, по-видимому, требования к квалификации останутся прежними: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.
Настоящий главбух всегда помнит о возможных разногласиях с руководителем. Например, бухгалтер ставит в известность руководителя о том, что он не имеет права на отражение в отчетности объекта имущества, на который последний возлагает большие надежды в связи с получением кредита, а документы на него вообще отсутствуют или не в порядке. Результат диалога в этом случае известен многим: бухгалтер делает так, как говорит руководитель, напоминая, что крайним будет он, но письменное указание на отражение операций в бухучете по указанию директора не берет из-за угрозы увольнения.
Чаще всего споры возникают из-за периода отражения выручки или расходов, которые приведут к формированию нежелательного финансового результата в отчетности. Спор может возникнуть и в ситуации, которая или уменьшает, или увеличивает финансовый результат.
Теперь в случае разногласия между руководителем и лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, в отношении ведения бухгалтерского учета предполагается ввести следующую процедуру (п. 7 ст. 7 Законопроекта):
1) издается письменное распоряжение руководителя о необходимости отражения факта деятельности предприятия в бухучете;
2) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета со ссылкой на распоряжение руководителя, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию.
Обратите внимание: законодатель упоминает только о данных, указанных в документе. Если его в наличии нет, этот порядок не может быть применен;
3) объект бухгалтерского учета отражается главным бухгалтером, иным должностным лицом, на которое руководитель экономического субъекта возложил ведение бухгалтерского учета, или лицом, с которым экономический субъект заключил договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом руководителю следует напомнить, что только он несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, а также финансового результата, сформированного с и без учета учтенной таким образом информации.
Согласно законопроекту на предприятии должна появиться новая штатная единица - "внутренний контролер". Это требование содержится в ст. 29 Законопроекта. Причем в случае если:
- организация (индивидуальный предприниматель) не подлежит обязательному аудиту, оно должно осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Тогда контролер, видимо, может ограничиться анализом правомерности с точки зрения бухгалтерского законодательства совершаемых на предприятии сделок, событий, операций, оказывающих или способных оказать влияние на финансовое положение, финансовый результат его деятельности или движение денежных средств;
- бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия подлежит обязательному аудиту, предприятие обязано осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности за исключением тех случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя. С чем это связано?
Впервые законодатель пытается обеспечить пользователей информации гарантиями в получении надежной и полезной финансовой информации. К этим нормам также относятся:
- нормы, регулирующие вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц, которые изложены в ст. 16 и 17 Законопроекта;
- норма, по которой отдельные организации обязаны составлять по одному экземпляру бухгалтерской (финансовой) отчетности органу государственной статистики по месту государственной регистрации (ст. 18 Законопроекта).
В настоящее время официально закреплен лишь контроль за расходованием фонда оплаты труда, правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации, который возложен на главного бухгалтера (см. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37).
С принятием данного законопроекта главный бухгалтер не будет нести ответственность за ее формирование (п. 2 ст. 7 Закона N 129-ФЗ), а заодно и ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Таким образом, со следующего года с изменением главного закона о бухучете изменятся и должностные инструкции главных бухгалтеров. Так как вероятность того, что контроль всех фактов хозяйственной деятельности, подлежащих отражению в бухгалтерском учете, сможет осуществлять тот же бухгалтер, мала. Самих себя контролировать вряд ли уместно. В связи с этим о новом порядке обеспечения достоверности бухучета организации лучше заранее уведомить руководство.
Первичные документы
Альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, с которыми вся страна работала до 1998 года и которые заложены во все бухгалтерские программы, очевидно, останутся в прошлом и могут использоваться при желании!
Поэтому ст. 9, посвященная в Законопроекте первичным документам, пожалуй, порадует больше всех: именно в ней отсутствует применение ставших привычными обязательных форм первичной учетной документации. Законодательное регулирование формы, высоты и ширины строк документа уходит в прошлое, а способы его формирования расширяются: кроме бумажной формы, можно будет пользоваться и электронным документом. Только вместо Росстата будет работать руководитель организации (экономического субъекта): теперь он станет утверждать все формы первичных учетных документов, обязательные к применению в организации (п. 4 ст. 9 Законопроекта).
Наряду с этим законодатель сохранил перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа (п. 2 ст. 9 Законопроекта), которые становятся, по сути, краеугольным камнем для обеспечения грамотного отражения фактов хозяйственной жизни.
Уточнения коснулись и лиц, визирующих документ, который может подписывать или лицо (лица), совершившее сделку, операцию и ответственное за правильность ее оформления, или лицо (лица), ответственное за правильность оформления свершившегося события.
Пример 2
В графике документооборота предприятия предусмотрено, что в 2012 году акт о приемке к учету основных средств по форме ОС-1 может оформлять и подписывать не только начальник цеха, участка, для которого было закуплено необходимое для работы оборудование, но и бухгалтер по участку учета основных средств и нематериальных активов.
В случае исправления документов должны быть проставлены или подписи составивших эти документы лиц, или иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц (п. 7 ст. 9 Законопроекта). Таким образом, законодатель допускает использование факсимиле, а в случае корректировки электронного документа - электронной подписи.
Единые требования для всех будут в части денежного измерения объектов учета. Согласно ст. 12 Законопроекта для целей бухгалтерского учета денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится только в валюте Российской Федерации.
Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, денежное измерение объектов бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, будет производиться на основании официального курса иностранной валюты по отношению к валюте Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации (п. 3 ст. 12 Законопроекта). Таким образом, в документах, где организация планирует отражать учет объектов в валюте, чтобы не оформлять бухсправку, следует предусмотреть место для формулы, данных пересчета.
Кроме обычных первичных документов, остается ряд документов, которые утвердить сразу не получится. Например, справку бухгалтерского учета, которая может быть составлена в разных вариантах.
Большое внимание в законопроекте уделено регистрам бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. В регистрах предусмотрены следующие обязательные реквизиты (п. 4 ст. 10 Законопроекта):
1) наименование регистра;
2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;
3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
4) хронологическая и (или) систематическая группировка фактов хозяйственной жизни;
5) величина денежного измерения фактов хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;
6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.
В случае принятия Законопроекта, пожалуй, большим достижением будет то, что регистры бухучета станут рассматриваться с той же тщательностью, что и регистры налогового учета. В результате аудиторы, ревизоры, налоговые инспекторы при проверках в большинстве случаев испытывают затруднения при поиске ответов на вопросы, т.к. оборотные ведомости, аналитические карточки обезличены из-за отсутствия названия счета или подписей лиц, формирующих регистр.
В случае утверждения рассматриваемого Законопроекта учетная политика, для которой в Законопроекте выделена целая статья, будет выглядеть иначе в связи с тем, что в отличие от действующего в настоящее время стандартного набора приложений к учетной политике по бухучету в виде рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, правил документооборота, порядка проведения инвентаризации и методов оценки видов имущества и обязательств (п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ), законодатель теперь ограничивается выбором способов ведения бухгалтерского учета, которые будут предложены национальными стандартами.
Не забывайте, что, кроме учетной политики, на предприятиях будут появляться и другие стандарты организации (предпринимателя), связанные с порядком ведения бухгалтерского учета.
Ввиду того что многие предприятия используют не только бумажный, но и электронный документооборот, большое значение приобретает организация хранения этих документов.
Срок хранения учетной политики (и приложений к ней) - не менее пяти лет после года, в котором она использовалась для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (п. 3 ст. 28 Законопроекта). Это означает, что учетная политика по бухучету будет храниться не 5 календарных лет, а еще на пять лет дольше срока амортизации того или иного основного средства (нематериального актива), который был утвержден для целей бухучета в этой учетной политике. Например, если объект амортизируется с 2011 по 2015 год, то учетная политика должна быть сохранена до 2020 года.
Согласно п. 2 ст. 28 Законопроекта первичные учетные документы (а также регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность) подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Правила организации государственного архивного дела (хранения, комплектования, учета и использования документов) установлены приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 N 558 в "Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения" (далее - Перечень), который применяется во всех организациях при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций, независимо от формы собственности.
Перечень состоит из 12 разделов по всем видам документов, отражающих различные сферы деятельности организации ценообразование, оплату труда, кадровые перемещения и т.д.
Согласно Перечню предусмотрен четырехлетний срок хранения документов, подтверждающих первоначальную стоимость амортизируемого имущества, и он начинается после завершения амортизации, а не с момента признания объекта в составе основных средств. Документы же о переоценке основных фондов, определении амортизации основных средств, оценке стоимости имущества организации (протоколы, акты, расчеты, ведомости, заключения) должны храниться постоянно. Даже для переписки о приеме на баланс, сдаче, списании материальных ценностей (движимого имущества) предусмотрено целых 5 лет!
В заключение хотелось бы отметить, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае принятия законопроекта организацией (предпринимателем) не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Законопроекта). Тогда как сейчас на основании Закона N 129-ФЗ к коммерческой тайне относятся содержание и регистров бухгалтерского учета, и внутренней бухгалтерской отчетности (п. 4 ст. 10 Закона N 129-ФЗ).
И. Киселева,
руководитель налоговой практики компании "МЭТР"
"Налоговый учет для бухгалтера", N 8, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru