Проверки трудовой инспекцией
Ни одна организация не может обойтись без работников. Соответственно, все работодатели обязаны соблюдать требования, установленные трудовым законодательством. И сейчас практически каждый работник знает, что в случае трудового конфликта с работодателем обращаться с жалобами необходимо в трудовую инспекцию. Конечно, работодатели знают о ее существовании, но о том, что она из себя представляет и каким образом проверяет соблюдение трудового законодательства, имеют довольно смутное представление. Разберемся в этих вопросах.
Отметим, что ответственность за нарушение законодательства о труде установлена ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 1000 до 5000 руб.;
- на предпринимателей - от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергавшимся административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ (ст. 353 ТК РФ).
Федеральная инспекция труда - это централизованная система, которая включает:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таким органом является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд);
- территориальные органы Роструда (государственные инспекции труда).
В каждом субъекте РФ имеется собственная государственная инспекция труда. Список инспекций, их адреса и телефоны можно найти на официальном сайте Роструда.
Непосредственный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют трудовые инспекторы.
Обратите внимание, что трудовые инспекторы вправе:
- выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания об устранении нарушений;
- составлять протоколы об административных правонарушениях;
- рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 357 Трудового кодекса РФ).
Иными словами, вопросы привлечения работодателя к административной ответственности трудовой инспектор рассматривает самостоятельно. И именно трудовой инспектор определяет размер штрафа, налагаемого на организацию или ее руководителя.
Обращение в суд для привлечения к административной ответственности необходимо только в том случае, если речь идет о дисквалификации руководителя организации.
Трудовые инспекторы проводят свои проверки в соответствии с правилами, установленными законодательством.
Статьей 360 ТК РФ определено, что порядок проведения проверок инспекторами труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ.
Обратите внимание! В отличие, например, от налоговых проверок, порядок проведения которых детально урегулирован Налоговым кодексом РФ, специальных норм, посвященных проведению проверок соблюдения именно трудового законодательства, не установлено.
Специальные акты, посвященные таким проверкам, Правительством РФ до настоящего времени не утверждены.
Поэтому трудовые инспекторы при проведении проверок руководствуются:
- общими правилами, установленными Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- отдельными специальными нормами ТК РФ.
Проверки можно классифицировать по следующим категориям:
- плановые и внеплановые проверки;
- выездные и документарные проверки.
Плановые и внеплановые проверки могут проводиться в виде выездной и документарной проверки.
Рассмотрим особенности каждого вида проверок.
Плановые проверки
Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.
Отметим, что п. 9 ст. 9 Закона 294-ФЗ в отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере, установлена возможность проведения плановых проверок два раза и более в течение трех лет.
Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944. Однако в него не входят проверки соблюдения работодателями трудового законодательства. Поэтому в рамках плановой проверки к любому работодателю трудовой инспектор может приходить не чаще чем раз в три года.
У работодателей есть возможность ознакомиться с ежегодным планом проведения плановых проверок на официальном сайте Роструда. На данном ресурсе перечислены все организации (предприниматели), которые намерена проверить трудовая инспекция в течение очередного года.
Поэтому для того, чтобы плановый визит трудового инспектора не застал вас врасплох, рекомендуем в начале каждого года изучать перечень организаций, которые трудовая инспекция планирует проверить в очередном календарном году.
Обратите внимание! С 1 января 2011 года проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, относится к категории грубых нарушений (подп. 7 п. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
Внеплановые проверки
Периодичность проведения внеплановых проверок законодательством не установлена, что вполне логично. Дело в том, что поводом к проведению внеплановой проверки является, как правило, событие, связанное с нарушением трудового законодательства.
Нередко поводом для внеплановой проверки является обращение работника в трудовую инспекцию с сообщением о фактах нарушения работодателем трудового законодательства.
В Законе N 294-ФЗ приводятся следующие основания внеплановых проверок:
- истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан.
И хотя в данном перечне речь идет именно о причинении вреда жизни и здоровью граждан, сообщение работника о нарушении его трудовых прав работодателем является достаточным основанием для проведения внеплановой проверки.
Теперь разберемся с вопросом, актуальным для работодателей: обязан ли налоговый инспектор уведомлять работодателя о предстоящей внеплановой проверке.
Статьей 360 ТК РФ установлено, что у инспектора нет обязанности уведомлять работодателя о предстоящей проверке. В соответствии с данной нормой инспектор может уведомить о своем присутствии работодателя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
Между тем Законом N 294-ФЗ установлено иное правило. Орган контроля обязан уведомить организацию (предпринимателя) о предстоящей внеплановой проверке не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
У работодателя в такой ситуации возникает вполне резонный вопрос: обязан ли трудовой инспектор уведомлять его о своем визите и каковы последствия неуведомления?
Отвечая на этот вопрос, следует иметь в виду, что Закон N 294-ФЗ устанавливает общие правила для проведения проверок контролирующими органами, не учитывая специфики той или иной проверки.
При этом п. 5 ст. 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены правила, отличные от предусмотренных Законом N 294-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Обратимся к правилам, установленным международным договором.
В настоящее время действует Конвенция N 81 Международной организации труда "Об инспекции труда в промышленности и торговле", принятая в Женеве 11.07.1947 и ратифицированная Россией Федеральным законом от 11.04.1998 N 58-ФЗ.
Подп. "а" п. 1 ст. 12 Конвенции предусмотрено, что инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право беспрепятственно проходить без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции.
Отметим, что и ст. 360 ТК РФ установлено правило, в соответствии с которым при инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
Другими словами, российское трудовое законодательство не устанавливает обязательность уведомления работодателей о предстоящей проверке.
Из этих норм следует вывод, что у инспекторов труда нет обязанности уведомлять работодателей о предстоящей внеплановой проверке. Потому они могут прийти неожиданно для работодателя, и он не вправе отказать инспектору в доступе на территорию организации на том основании, что не был предварительно уведомлен о проверке.
Этот принцип действует и в отношении плановых проверок.
Особый порядок установлен для государственных "закрытых" организаций, таких как:
- организации Вооруженных сил Российской Федерации;
- органы безопасности;
- органы внутренних дел;
- Государственная противопожарная служба;
- другие правоохранительные органы;
- исправительные учреждения;
- организации атомной и оборонной промышленности.
Для того чтобы получить доступ в эти организации, государственные инспекторы труда заблаговременно должны получить соответствующее разрешение.
Кроме того, проверки могут проводиться только в назначенное (согласованное) время.
Выездные проверки
Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица (месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя) и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой.
При проведении выездной проверки соблюдаются следующие формальности.
По общему правилу трудовой инспектор извещает работодателя о своем предстоящем визите: за 3 дня - в случае плановой проверки, за 24 часа - при внеплановой проверке.
Но, как уже говорилось, если инспектор придет к выводу, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля, то он вправе не уведомлять работодателя о своем визите (ст. 360 ТК РФ).
Инспектор по труду должен предъявить следующие документы:
- свое служебное удостоверение;
- распоряжение и приказ руководителя (заместителя руководителя) трудовой инспекции о назначении выездной проверки. В данном документе должна содержаться информация о полномочиях проводящего проверку трудового инспектора, о целях, задачах и основаниях проведения проверки.
Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) в свою очередь обязан:
- предоставить трудовым инспекторам возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, если выездной проверке не предшествовала документарная;
- обеспечить доступ проводящих выездную проверку инспекторов и участвующих в выездной проверке экспертов на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения.
Срок проведения проверки ограничен 20 рабочими днями (п. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Отметим, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год (п. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Обратите внимание! Ограничения времени проверки для субъектов малого предпринимательства распространяются только на плановые выездные проверки. Поэтому если проводится внеплановая выездная или документарная проверка, то действуют общие правила - срок проверки не может превышать 20 дней.
Это означает, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения всех плановых выездных проверок (всеми органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля) в течение года не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Это правило действует с 1 января 2010 года, ранее такие ограничения были установлены в отношении каждой плановой проверки.
Документарные проверки
Документарная проверка проводится по месту нахождения отделения трудовой инспекции и, как и выездная, может быть плановой и внеплановой.
Для начала документарной проверки руководитель (заместитель руководителя) трудовой инспекции издает соответствующее распоряжение.
Заверенная печатью копия этого распоряжения передается под расписку руководителю проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) или ее уполномоченному лицу (ст. 14 Закона N 294-ФЗ).
При документарной проверке инспектор в первую очередь рассматривает документы организации (индивидуального предпринимателя).
Если же имеющихся у трудового инспектора документов недостаточно для проведения проверки, трудовая инспекция направляет работодателю мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
К запросу должна быть приложена заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя трудовой инспекции о проведении документарной проверки.
В свою очередь организация (индивидуальный предприниматель) в течение 10 рабочих дней должна направить в адрес трудовой инспекции запрашиваемые документы (п. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Оригиналы документов представлять не надо - в адрес трудовой инспекции необходимо направить заверенные копии документов.
Документы заверяются печатью организации (индивидуального предпринимателя).
Отметим, что индивидуальный предприниматель заверяет документы своей печатью только при ее наличии, поскольку действующее законодательство не обязывает предпринимателя иметь собственную печать.
Помимо печати на копии должна присутствовать подпись руководителя организации (индивидуального предпринимателя). Здесь нужно упомянуть, что существует национальный стандарт - ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утв. постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.
Согласно п. 3.26 названного стандарта при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" проставляют:
- заверительную надпись "Верно";
- должность лица, заверившего копию;
- личную подпись;
- расшифровку подписи (инициалы, фамилию);
- дату заверения.
Копию документа допускается заверять печатью, определяемой по усмотрению организации.
Это означает, что, если у организации имеются, например, специальные печати "для документов" или "для отдела кадров" и т.п., заверить копии документов можно этими печатями.
Вместе с тем правила, изложенные в данном документе, носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Нотариально заверять копии документов нет необходимости.
Потребовать нотариально заверенную копию трудовой инспектор может только в случае, прямо предусмотренном законодательством (п. 7 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Обратите внимание! При проведении документарной проверки трудовая инспекция не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки. Помимо этого с 1 января 2011 года органы контроля не вправе требовать у проверяемых лиц сведения и документы, которые могут быть получены проверяющим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (п. 11 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Стоит также обратить внимание на тот факт, что с 1 января 2011 года организация (индивидуальный предприниматель) вправе представить указанные в запросе документы в электронной форме в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Однако порядок представления документов в электронном виде в данное время Правительством РФ не определен.
Поэтому отсутствие механизма реализации права не дает работодателям им воспользоваться.
Если в ходе документарной проверки будут выявлены ошибки, противоречия или несоответствия между документами, представленными организацией (предпринимателем), и документами или сведениями, имеющимися у трудового инспектора, работодатель информируется об этом факте.
Работодатель в свою очередь в течение 10 дней с момента уведомления об этом должен представить трудовому инспектору необходимые пояснения в письменной форме (п. 8 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Достоверность представленных сведений работодатель может подтвердить, приложив к пояснению дополнительные документы (п. 9 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Е. Карсетская,
ведущий эксперт по трудовому праву
"Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1