Отметка на налоговой декларации
Поводом для написания данной статьи послужило решение ВАС, вынесенное в пользу индивидуального предпринимателя. Оно затрагивает интересы всех налогоплательщиков, так как в этой ситуации может оказаться любой из нас.
Пусть кому-то данная победа покажется незначительной - бухгалтерам аптек, как и других организаций, решение ВАС хоть немного, но облегчит работу. Но обо всем по порядку.
Суть спора, приведшего индивидуального предпринимателя в ВАС, заключалась в следующем. Предприниматель отправил налоговую декларацию по почте, а затем обратился в налоговый орган с просьбой проставить на копии налоговой декларации отметку о получении налоговой декларации. Налоговики отказали ему, сославшись на то, что обязанность проставления данной отметки возникает только в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации на бумажном носителе лично или через представителя. При направлении налоговой декларации почтовым отправлением указанная обязанность налоговым законодательством на налоговые органы не возлагается. Предприниматель получил отказы и в вышестоящих налоговых органах - УФНС по г. Москве и ФНС: они признали отказ налоговиков правомерным.
Зачем вообще нужна такая отметка на налоговой декларации либо на балансе организации при отправке отчетности по почте? На самом деле на практике подобная ситуация не редкость. Многие бухгалтеры пользуются своим правом и направляют отчетность по почте. Но при этом может возникнуть необходимость представить сданную отчетность заинтересованным лицам, например для получения кредита в банке или участия в тендере. Для проставления отметки о сдаче отчетности бухгалтер идет в налоговый орган и получает отказ. Конечно, кому-то удается договориться с налоговым инспектором, но налоговики не считают своей обязанностью ставить штамп на отчетности на основании почтовой квитанции.
Что об этом говорит налоговое законодательство? Порядок представления налоговой декларации прописан в ст. 80 НК РФ.
Налоговая декларация - это заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Данное заявление, то есть декларацию, налогоплательщик может представить на бумажном носителе или в электронном виде.
При этом налоговое законодательство предусматривает следующие способы представления налоговой декларации:
- лично или через представителя;
- в виде почтового отправления с описью вложения;
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Ограничения по способам представления налоговых деклараций
установлены только для налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданных (в том числе при реорганизации) организаций, численность работников которых превышает этот предел. Указанные налогоплательщики представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.
Таким образом, все остальные налогоплательщики имеют право выбрать способ представления налоговых деклараций. И в силу самых разных причин многие из них предпочитают такой способ, как почтовое отправление.
Отправить налоговую декларацию по почте несложно. НК РФ требует, чтобы почтовое отправление содержало опись вложения, других требований нет. Опись можно оформить на бланке почты или в произвольной форме. При этом согласно п. 4 ст. 80 НК РФ при отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. Как правило, такие отправления делают "с уведомлением о получении", соответственно, у отправителя на руках остаются документы, подтверждающие факт отправки: опись вложения с отметкой почты, квитанция и уведомление о получении адресатом.
Почему же налоговые органы отказываются ставить отметку на копии декларации, отправленной по почте? То, что они не хотят делать дополнительную работу, понятно, а вот основанием для отказа они называют п. 141 Административного регламента*(1). Налоговики понимают данный пункт следующим образом: должностное лицо налогового органа, ответственное за исполнение государственной функции, не обязано по просьбе налогоплательщика (его представителя) проставлять отметку о принятии налоговой декларации (расчета) и дату приема на представленной копии налоговой декларации, если оригинал налоговой декларации был направлен налогоплательщиком в налоговый орган почтовым отправлением с описью вложения.
При этом п. 141 Административного регламента гласит дословно следующее: при отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 136 и 138 Административного регламента, на титульном листе принятой налоговой декларации (расчета) должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, проставляет отметку о принятии налоговой декларации (расчета) и дату приема с оттиском штампа "Принята".
По просьбе налогоплательщика (его представителя) на представленной им копии налоговой декларации (расчета) проставляются отметка о принятии налоговой декларации (расчета) и дата приема.
В пунктах 136 и 138 Административного регламента прописан порядок проверки налоговых деклараций, а именно оснований для отказа в приеме, заполнение обязательных реквизитов и порядок действий в случае обнаружения недостатков.
Нигде в Административном регламенте не сказано, что отметка на декларации ставится только в случае ее представления лично (или через представителя). Наоборот, уточнено, что по просьбе налогоплательщика проставляются отметка о принятии налоговой декларации и дата приема.
Предприниматель, обратившийся в ВАС, на наш взгляд, правомерно посчитал, что налоговыми органами нарушены п. 4 ст. 80 НК РФ и ст. 141 Административного регламента, обеспечивающие одинаковый объем прав налогоплательщикам, представляющим налоговые декларации на бумажном носителе разными способами.
В данном случае судьи ВАС полностью поддержали налогоплательщика и удовлетворили его требование (Решение ВАС РФ от 14.07.2011 N ВАС-5591/11).
Согласно п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме, и обязан проставить по его просьбе на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату получения налоговой декларации при ее представлении на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме этой декларации в электронном виде при ее получении по телекоммуникационным каналам связи.
По мнению судей ВАС, налоговое законодательство обязывает налоговый орган проставить на копии налоговой декларации отметку о получении налоговой декларации вне зависимости от способа доставки такой декларации - лично, через представителя либо почтовым отправлением. Кроме того, иное толкование привело бы - в нарушение принципа равного положения всех налогоплательщиков перед налоговым законом - к неравному подходу к налогоплательщикам, направляющим налоговые декларации в налоговые органы почтовым отправлением, по сравнению с налогоплательщиками, представляющими эти декларации лично или через представителя.
В пункте 141 Административного регламента установлено, что при приеме налоговой декларации, представленной налогоплательщиком на бумажном носителе лично или через представителя, на титульном листе налоговой декларации должностное лицо налогового органа проставляет отметку о принятии и дату приема с оттиском штампа "Принято". По просьбе налогоплательщика или его представителя на копии налоговой декларации проставляются отметка о принятии налоговой декларации и дата ее приема.
А последовательность действий должностных лиц налоговой инспекции при приеме налоговых деклараций (расчетов), представленных на бумажном носителе почтовым отправлением с описью вложения прилагаемых документов, заверенной должностным лицом отделения связи, представлена в административной процедуре N 20 Административного регламента. Порядок действий следующий:
- при представлении налоговых деклараций почтовым отправлением должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС, ответственного за делопроизводство, проставляет на титульном листе каждой налоговой декларации дату ее направления налогоплательщиком и дату ее поступления в инспекцию ФНС по почтовому штемпелю, проставленному на конверте, а также свою подпись. Затем оно передает декларацию без регистрации в программном продукте по ведению делопроизводства не позднее следующего за днем ее приема рабочего дня с сопроводительным листом в структурное подразделение инспекции ФНС, ответственное за исполнение государственной функции;
- если в почтовом отправлении, кроме налоговой декларации, содержатся иные документы, не относящиеся к этой налоговой декларации, то должностное лицо передает их в структурное подразделение инспекции ФНС, ответственное за исполнение государственной функции, они регистрируются в день поступления и направляются начальнику (заместителю начальника) инспекции ФНС.
Затем должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, получившее налоговую декларацию, проверяет соответствие данных сопроводительного листа фактическому количеству полученных листов налоговой декларации. В случае несоответствия данных сопроводительного листа фактическому количеству листов налоговой декларации должностное лицо подготавливает служебную записку об установленном факте. Затем действия должностных лиц осуществляются в общем порядке: проверяются правильность заполнения реквизитов, форм декларации, сроки представления и т.д.
В этой административной процедуре ничего не сказано о проставлении отметки о приеме налоговой декларации после ее получения по почте. На это и ссылаются налоговики: данная процедура не регламентирована.
По мнению судей ВАС, само по себе отсутствие в п. 146 Административного регламента специального указания на возможность проставления налоговым органом упомянутого штампа на копии налоговой декларации, оригинал которой направлен почтовым отправлением, не означает, что налогоплательщик лишен права получить такую отметку. Поэтому отказ налогового органа от проставления указанного штампа противоречит п. 4 ст. 80 НК РФ и необходимости фиксации исполнения налогоплательщиком обязанности, предусмотренной пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ.
Напомним, что согласно данному подпункту налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Кроме того, интересно, что судьи ВАС указали: отказ налоговиков от проставления отметки на декларации о принятии не соответствует заявленной в п. 1 Административного регламента цели принятия последнего. По всей видимости, налоговые органы "забыли", что Административный регламент разработан в целях повышения качества исполнения государственной функции, создания комфортных условий для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и их должностных лиц. Пока еще до комфортных условий для налогоплательщиков далеко.
Исходя из вышеприведенных положений, судьи ВАС признали п. 141 Административного регламента не соответствующим НК РФ и не действующим в той мере, в которой содержащееся в нем положение - по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами, - препятствует проставлению на копии налоговой декларации отметки о принятии налоговой декларации и дате ее получения.
Таким образом, если налогоплательщик отправил налоговую декларацию по почте, имея на это законное право, то по просьбе данного налогоплательщика налоговый инспектор обязан сделать на копии налоговой декларации отметку о ее принятии.
Е.П. Зобова,
главный редактор журнала "Аптека:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утв. Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 N 9н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"