Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, осуществляет внешнеэкономическую деятельность. Получаемая от иностранных покупателей выручка зачисляется на транзитный валютный счет. Далее по поручению организации происходит продажа выручки и зачисление полученных средств на расчетный счета организации в рублях. За осуществление продажи банком взимается комиссия за продажу валюты, а за осуществление контроля за паспортами сделок - комиссия за осуществление функций агента валютного контроля. Следует ли при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, учитывать комиссию банка за продажу валюты и осуществление валютного контроля?
В силу п. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" агентами валютного контроля, в частности, являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ. В соответствии с положениями этого закона уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в них паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. Ограничений по сумме взимаемого уполномоченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не установлено.
На основании сказанного, а также с учетом ст. 421 ГК РФ уполномоченные банки вправе самостоятельно определять размер и порядок взимания платы за выполнение ими функций агентов валютного контроля (Информационное письмо ЦБ РФ от 31.03.2005 N 31).
Таким образом, расходы налогоплательщика в виде оплаты уполномоченному банку услуг по осуществлению функций агента валютного контроля в целях проведения сделок по внешнеторговым контрактам учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, на основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика, применяющего УСНО, признаются затраты после их фактической оплаты. В целях гл. 26.2 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.
На основании изложенного расходы организации на оплату услуг уполномоченного банка учитываются единовременно после их фактической оплаты. Об этом же, в частности, говорится в Письме Минфина РФ от 31.07.2008 N 03-11-04/2/117.
Ю.В. Подпорин,
заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
1 сентября 2011 г.
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"