Недофинансирование муниципалитетов стало нормой
Финансовая необеспеченность местных бюджетов является общей проблемой муниципальных образований России. По данным Счетной палаты РФ, в настоящее время до 90% доходов передаются из муниципалитетов в вышестоящие бюджеты, а оттуда в местные бюджеты поступает различного рода финансовая помощь. При этом основные ее получатели - административные центры субъектов РФ, что усиливает разрывы в уровне жизни и уровне развития между глубинкой и региональными столицами. Сохраняются механизмы "отрицательного трансферта", которые отнимают у муниципалитетов-доноров стимулы к развитию собственной налоговой базы.
В результате в подавляющем большинстве муниципалитетов в условиях кризиса и изъятия средств на региональный уровень существенно сокращаются доходы. Так, по данным Счетной палаты РФ, доходы муниципалитетов в расчете на душу населения постоянно сокращаются (в 2008 году - 17 тыс. руб., в 2009 году - 16,8 тыс. руб.). Если учитывать инфляцию, а также износ имущества и другие показатели, то эти цифры будут выглядеть еще более тревожно.
За период, прошедший с принятия Закона N 131-ФЗ, перечень вопросов местного значения, установленный для муниципального образования каждого вида, подвергался корректировке 19 раз, общий перечень полномочий, установленный в ст. 17 данного закона, - 9 раз. При этом перечень вопросов местного значения поселения увеличился на 12 пунктов, района - на 8, городского округа - на 11 пунктов.
А воз и ныне там
Несмотря на постоянно дискутируемый вопрос о необходимости передачи муниципалитетам дополнительных источников собственных доходов, прежде всего налоговых, в последние годы база таких доходов неуклонно сокращалась (см. табл. 1), а вместо нее усиливалась финансовая помощь сверху. Причем усиливалась весьма относительно, потому что межбюджетные трансферты во многих регионах в 2009-2010 годах также сокращались, что поставило муниципалитеты, прежде всего поселения, на грань и даже за грань выживания. Следствиями прогрессирующей зависимости от межбюджетных трансфертов стало сворачивание многих программ развития, в том числе инфраструктурных проектов, распространение на местном уровне настроений иждивенчества и "лояльности" при отсутствии креатива и стремлений к модернизации.
Таблица 1
Распределение доходов между уровнями бюджетной системы, % от ВВП
(по данным Фонда "Институт экономики города")
Годы | Федеральный бюджет | Консолидированные бюджеты субъектов РФ | Бюджеты субъектов РФ | Местные бюджеты |
1997 | 13,8 | 17,5 | 10,4 | 10,9 |
1998 | 11,9 | 15,1 | 8,9 | 8,7 |
1999 | 12,9 | 13,9 | 8,3 | 6,8 |
2000 | 16,0 | 15,0 | 10,0 | 6,4 |
2001 | 17,5 | 14,2 | 10,1 | 6,5 |
2002 | 16,3 | 14,8 | 10,9 | 6,5 |
2003 | 19,5 | 14,3 | 10,7 | 6,3 |
2004 | 20,1 | 13,9 | 10,5 | 6,1 |
2005 | 23,7 | 13,9 | 11,3 | 5,5 |
2006 | 23,3 | 14,1 | 11,8 | 5,7 |
2007 | 23,4 | 14,7 | 12,2 | 5,9 |
2008 | 22,5 | 14,8 | 12,4 | 5,8 |
2009 | 18,8 | 15,1 | 12,8 | 6,2 |
2010 | 17,4 | 15,1 | 12,6 | 5,8 |
В связи с задержкой передачи на местный уровень отчислений от налогов, взимаемых с бизнеса, у органов МСУ не формируются стимулы для поддержки предпринимательской деятельности, развития производства и сферы услуг на своих территориях. Промедление с отказом от льгот на земельный налог для крупных хозяйствующих субъектов, отказ от развития базы налога на недвижимость физических лиц, от перевода его на рыночные рельсы ведут не только к деградации муниципального, но и в целом к деградации национального хозяйства страны.
Что дальше?
Вышеуказанные тенденции, по всей видимости, сохранятся и в ближайшее время. Причем уже в 2011-2012 годах возможно еще большее сокращение собственных доходов муниципалитетов и, как следствие, финансовая зависимость муниципальных образований от регионов. Так, с 2011 года отменены авансовые платежи по земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц. По расчетам в 2009 году государство получало по этим двум позициям в консолидированный бюджет 175 млрд. руб., в основном это доходы муниципальных образований. Исходя из этого, потеря в авансовых платежах по 2011 году составит примерно 35 млрд. руб. Естественно, они поступят в бюджеты, но уже по факту 2012 года, а в 2011 году образуется достаточно существенная брешь.
В дальнейшем планируется введение налога на недвижимость, объединяющего налог на имущество физических лиц и земельный налог. Налог на недвижимость планируется сделать региональным, с перераспределением доходов в местные бюджеты. Таким образом, муниципалитеты лишаются значительной части собственных доходов и местных налогов и теряют мотивацию к увеличению соответствующей налоговой базы (земельные участки и недвижимость физических лиц), которую наиболее эффективно может развивать и учитывать именно местная власть.
Неблагоприятная финансовая ситуация складывается и в муниципальных образованиях - промышленных центрах. Наиболее серьезные кризисные тенденции наблюдались в муниципалитетах с монопрофильной структурой экономики (так называемые моногорода). Среди факторов, препятствующих стабилизации местных финансов и муниципальной экономики, по мнению опрошенных представителей органов местного самоуправления, следует отметить следующие:
- отсутствие у муниципалитетов права устанавливать местные налоги и сборы (за исключением варьирования ставок земельного и налога на имущество физических лиц);
- недостаточная для устойчивого развития передача на местный уровень нормативов отчислений по региональным и федеральным налогам;
- сокращение в целом финансовых трансфертов из бюджетов вышестоящих уровней;
- падение промышленного производства и производства продукции сельского хозяйства, сокращение численности работников, депопуляция населения в малых и средних муниципалитетах.
Вместе с тем, как показывают результаты опросов, в большинстве муниципальных образований органы МСУ прогнозируют в 2011 году сохранение в целом стабильной ситуации с тенденцией к позитивным изменениям. Стабилизация муниципальной экономики в 2010 году и даже достижение в отдельных муниципалитетах докризисных показателей представляют, безусловно, положительное явление. Однако до перехода к устойчивому развитию большинства муниципальных образований пока далеко.
А.А. Созыкина,
директор Агентства муниципального развития
"Бюджет", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджет"
Ежемесячный финансово-экономический журнал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Издательский Дом "Бюджет"
Свидетельство о регистрации печатного СМИ: ПИ N ФС 77 - 50718 от 17.07.2012 года.
Редакция:
107078, Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1.
подъезд 6, а/я 104
Тел.: (495) 632-23-22, 628-47-88,
тел./факс: 628-35-08
Представителем автора публикаций в журнале "Бюджет" является издатель.