Оценка уровня конкурентоспособности выпускников вузов
В статье рассмотрены существующие методические подходы к оценке уровня конкурентоспособности выпускников вузов, выделены их преимущества и недостатки, на основе чего обосновано применение компетентностного подхода.
Конкурентоспособность выпускника вуза, как и каждая способность, имеет различную силу, уровень, т.е. количественную характеристику, показывающую, в какой мере развита данная способность у одного выпускника по сравнению с другими выпускниками. В связи с этим многие исследователи неоднократно предпринимали попытки произвести оценку уровня конкурентоспособности выпускников вузов, используя при этом различные инструменты. В данной статье приведен сравнительный анализ подходов с целью разработки инструментария, позволяющего комплексно оценить уровень конкурентоспособности выпускников вузов.
Рассмотрим, какие инструменты для оценки уровня конкурентоспособности выпускников вузов предлагают различные авторы. Для удобства восприятия вся совокупность предлагаемых инструментов объединена в несколько методических подходов (табл.):
Таблица
Методические подходы к оценке уровня конкурентоспособности выпускников вузов
N | Автор (авторы) | Формула для расчета уровня конкурентоспособности | Преимущества подхода | Недостатки подхода |
Конкурентоспособность выпускника вуза как индикатор конкурентоспособности вуза | ||||
1 | Шавандина О.А. |
где
| Подход учитывает широкий спектр ресурсов вуза, оказывающих воздействие на формирование конкурентоспособности выпускников вузов | Односторонний подход, позволяющий лишь косвенно оценить уровень конкурентоспособности выпускника, поскольку не учитывается содержание основных составляющих конкурентоспособности выпускника |
Конкурентоспособность выпускника вуза как индикатор качества приобретенного образования | ||||
2 | Чистяков А.В., Ткачева О.А., Черняк Т.В. |
где
| Подход, учитывающий составляющие конкурентоспособности, зависящие как от вуза (квалификационная), так и от самого выпускника (личностная) | Фрагментарность подхода, обусловленная учетом лишь квалификационной и частично личностной составляющей, что не позволяет системно подойти к оценке конкурентоспособности выпускника вуза |
Конкурентоспособность выпускника вуза как индикатор степени выраженности качественных характеристик рабочей силы | ||||
3 | Масленникова Е.В. |
где
| Комплексная оценка, учитывающая мотивационную, квалификационную и частично личностную составляющую конкурентоспособности | Частично раскрыто содержание представленных составляющих конкурентоспособности, не учтены характеристики деловой составляющей, в связи с чем не в полной мере отражена специфика конкурентоспособности выпускника вуза, следовательно, и ее оценка по предложенному инструментарию будет неполной |
4 | Сотникова С.И. |
где
Ф - показатели физических характеристик; М - показатели расширенных (психомотивационных) характеристик;
| Системность подхода к оценке уровня конкурентоспособности выпускника, предполагающая учет квалификационной, мотивационной и частично личностной и деловой составляющих конкурентоспособности | Применение подхода связано с рядом ограничений (субъективизм при оценке финансового потенциала, проблематичность оценки функционального качества труда выпускника до начала профессиональной деятельности). Системность подхода может быть усилена с учетом характеристик деловой составляющей, а также степени значимости для работодателя базовых и частных показателей |
Конкурентоспособность выпускника вуза как индикатор степени выраженности набора качеств | ||||
5 | Савенкова Т.И., Степусь А. |
где
К - коммуникабельность;
Р - способность принимать ответственные решения;
| Комплексная оценка, затрагивающая частично мотивационную, личностную и деловую составляющие конкурентоспособности выпускника вуза | Отсутствие системности при выделении набора качеств выпускника, подлежащих оценке. Не учитывается квалификационная составляющая конкурентоспособности, представляющая наибольший интерес для работодателя. Фрагментарность подхода, не позволяющая в полной мере учесть сущность конкурентоспособности выпускника вуза |
Конкурентоспособность выпускника вуза как индикатор выраженности групп показателей | ||||
6 | Чернилевский Д.В. |
где
| Комплексная оценка, учитывающая квалификационную и личностную составляющие конкурентоспособности выпускника вуза | В подходе отсутствует четкий критерий, позволяющий отнести те или иные характеристики в группы показателей. Присутствует вероятность снижения релевантности результатов оценки конкурентоспособности в виду нерассмотрения показателей мотивационной составляющей, а также учета требований работодателей при оценке квалификационной составляющей |
7 | Шаповалов В.И. |
где
| Удобство расчета в виду наличия всего двух составляющих конкурентоспособности (личностной и профессиональной) | Присутствие некоторой степени субъективизма при оценке степени надежности показателей, входящих в интегральный индекс. Не учитываются характеристики мотивационной и деловой составляющей |
8 | Полдолина M.Л. |
где
| Комплексный подход, в целом отражающий сущность конкурентоспособности выпускника вуза | Не в полной мере раскрыты показатели квалификационной, личностной и деловой составляющих |
9 | Киржбаум О.В. |
где
| Комплексная оценка, в целом учитывающая специфику объекта исследования | В подходе отсутствует четкий критерий к выделению показателей маркетингового потенциала (он включает в себя элементы деловой и мотивационной составляющих). Не учитывается личностная составляющая конкурентоспособности |
Компетентностный подход к оценке уровня конкурентоспособности выпускника вуза | ||||
10 | Оганесов В.А. |
где
| Комплексная оценка, преимущественно учитывающая качественные характеристики выпускника, необходимые для успешного исхода конкурентной борьбы за качественные рабочие места | Не в полной мере использованы возможности компетентностного подхода, что обусловлено некорректным выделением показателей, подлежащих оценке. Предложенные показатели не равнозначны по содержанию, поскольку первый показатель включает в себя два остальных. Не учтена степень релевантности профессиональных компетенций требованиям работодателей |
11 | Нуриев Н. |
где
ЗУН - соответствующие ГОС ВПО знания, умения, навыки;
| Подход учитывает важные квалификационные компетенции, необходимые для успешного трудоустройства по профилю полученной специальности и дальнейшее эффективное выполнение функциональных обязанностей | Односторонность подхода к оценке конкурентоспособности, поскольку учитывается лишь квалификационная составляющая. Встречается дублирование в содержании выделенных показателей конкурентоспособности |
12 | Зборовский Г., Шуклина Б. |
где
| Подход учитывает важные квалификационные компетенции выпускника с учетом степени их релевантности требованиям работодателей | Не в полной мере использованы возможности компетентностного подхода, поскольку учтены лишь квалификационная и частично личностная составляющие |
Конкурентоспособность выпускника вуза как индикатор конкурентоспособности вуза. Конкурентоспособность выпускников на сегодняшний день принято оценивать по уровню конкурентоспособности вуза, который они закончили, т.е. по рейтингам как государственных, так и независимых рейтинговых агентств. Однако такой подход дает лишь косвенную оценку конкурентоспособности выпускника, поскольку не учитывает показатели, непосредственным образом связанные с характеристиками самого выпускника.
Конкурентоспособность выпускника вуза как индикатор качества приобретенного образования. Представители данного подхода рассматривают качество образования как приоритетный показатель конкурентоспособности. Однако качественное образование не всегда является гарантом успешного трудоустройства, в связи с чем необходимо учитывать и ряд других характеристик. Считаем обоснованным применение данного подхода в том случае, если под качеством образования подразумевать трансляцию студентам знаний, умений и навыков, релевантных не только требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, но и требованиям стандартов профессиональной деятельности.
Конкурентоспособность выпускника вуза как индикатор степени выраженности качественных характеристик рабочей силы. В данном подходе авторами достаточно четко акцентируется внимание на качественных характеристиках рабочей силы, а предложенный инструментарий позволяет дать комплексную оценку конкурентоспособности. Однако, на наш взгляд, существует ряд ограничений по применению данного подхода. Это связано, во-первых, с наличием определенной степени субъективизма при оценке некоторых показателей (например, финансового потенциала), во-вторых, с проблематичностью оценки показателей функционального качества труда выпускника до начала его профессиональной деятельности. В-третьих, с отсутствием иерархичности степени значимости для работодателя базовых и частных показателей.
Конкурентоспособность выпускника вуза как индикатор степени выраженности набора качеств. Преимущество подхода заключается в том, что набор предложенных качеств универсален и может быть взят за основу при оценке конкурентоспособности выпускника любой специальности. В то же время при оценке конкурентоспособности выпускника определенной специальности необходимо дополнить набор качеств теми, которые учитывают ее специфику, и, прежде всего, квалификационными качествами. А это в свою очередь возможно при изучении требований работодателей и учете положений стандартов профессиональной деятельности. В представленном подходе для нас так и остался неясным принцип, заложенный в основу отбора качеств выпускника, подлежащих оценке.
Конкурентоспособность выпускника вуза как индикатор выраженности групп показателей. Данный подход отличается от рассмотренных выше расширением набора показателей, систематизированных в отдельные группы.
Д.В. Чернилевский учитывает не только профессиональные качества выпускника, но и личностные, что очень важно. Вместе с тем в подходе не предусмотрена оценка системообразующей составляющей конкурентоспособности - мотивационной. А при оценке квалификационной составляющей преимущественное внимание уделяется сформированности знаний, умений, навыков, соответствующих требованиям стандартам высшего профессионального образования без учета их соответствия требованиям работодателей. Данные обстоятельства дают основание полагать о снижении релевантности результатов, полученных при использовании данного методического подхода.
В.И. Шаповалов конкурентоспособность выпускников вузов рассчитывает с помощью обобщенного интегрального индекса (функции), что, несомненно, предоставляет определенное удобство ввиду наличия всего двух составляющих (личностной и профессиональной). Вместе с тем присутствует некоторая степень субъективизма при оценке степени надежности показателей, входящих в состав интегрального индекса. Не определен сам субъект оценки надежности показателей (это может быть вуз, работодатель и сам выпускник). Также не принимаются во внимание характеристики мотивационной и деловой составляющей конкурентоспособности.
Важным достоинством подхода М.Л. Полдолиной, на наш взгляд, является учет маркетинговой составляющей конкурентоспособности, что обеспечивает раскрытие специфики объекта исследования. Однако не в полной мере учтены необходимые в работе профессиональные навыки в составе показателя "профессиональная квалификация".
Компетентностный подход к оценке уровня конкурентоспособности выпускника вуза
Изначально компетентностный подход имел несколько другую область применения, преимущество использовался для оценки конкурентоспособности персонала крупных организаций. В настоящее время он начинает применяться и высшей школой. В частности, это отражается в разработке новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Понятие "компетенция" трактуется неоднозначно. Так, например, одна группа авторов придерживается следующего определения компетенции: способность инициативно и оперативно применять на практике знания, умения и навыки, полученные в ходе обучения; креативность и способность действовать эффективно в условиях неполноты информации и ограничений во времени; способность быстро переквалифицироваться в соответствии с требованиями рынка; умение соотнести цель с применяемыми методами, умение выстроить правильный алгоритм действий; готовность решить проблему.
Другая группа авторов рассматривают компетенции как характеристики, необходимые для успешной деятельности: совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения.
Рассмотрим смысловую нагрузку каждого элемента, входящего в определение компетенции.
Совокупность знаний предусматривает обладание информацией, требуемой для выполнения работы. Навыки - владение средствами и методами выполнения определенных задач. Способности обусловлены врожденной предрасположенностью выполнять определенный вид деятельности. Прилагаемые усилия связаны с сознательным приложением ментальных и физических ресурсов. Стереотипы поведения - это видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения определенных работ.
В целом, соглашаясь со вторым подходом к трактовке компетенции, считаем необходимым произвести ее уточнение.
Считаем обоснованным включение в содержание компетенции следующих составляющих:
- мотивационных ориентиров, поскольку они нацеливают и придают знаниям и опыту действенный характер;
- личностных черт - поскольку они являются основой для наиболее качественного выполнения работы;
- способов общения - поскольку общение с людьми и практическое применение навыков коммуникации составляет основу деятельности специалистов по управлению персоналом.
Применение компетентностного подхода позволяет более системно подойти к оценке конкурентоспособности выпускников вузов, поскольку учитывает широкий спектр параметров, входящих в понятие компетенции. Вместе с тем компетентностный подход основан на валидности критериев, т.е. для определения конкурентоспособности выпускника важны не все его качественные характеристики, а только те из них, которые действительно способствуют успешному исходу конкурентной борьбы за качественные рабочие места.
Частичное использование компетентностного подхода к оценке уровня конкурентоспособности выпускников вузов использует В.А. Оганесов. В его подходе представлена попытка выделить лишь те показатели, которые обеспечивают успешный исход конкурентной борьбы за качественные рабочие места. Акцент при этом сделан на квалификационную составляющую. Примечательно, что в ней не предусмотрена степень актуальности для работодателя профессиональных компетенций. На наш взгляд, автор не использует все возможности компетентностного подхода, поскольку не принимает во внимание все характеристики, входящие в понятие компетенции.
H. Нуриев, применяя компетентностный подход, оговаривает, что оценка конкурентоспособности выпускника производится относительно определенной сферы деятельности по конкретной специальности. Однако для представленного подхода свойственна некоторая односторонность, поскольку учитывается лишь профессиональная составляющая, рассматриваемая с позиции трех отдельных показателей.
Частично нивелирует недостатки выше рассмотренных подходов Г. Зборовский и Б. Шуклина. Преимуществом подхода является учет степени адаптированности выпускников к профессиональной деятельности, а также, что очень важно, учет степени соответствия сформированных профессиональных качеств выпускника требованиям профессионального сообщества.
Резюмируя рассмотрение компетентностного подхода в трактовке представленных авторов, стоит отметить, что в нем в полной мере не учитывается сущность конкурентоспособности выпускников вузов, поскольку не подлежат оценке важные показатели мотивационной и деловой составляющих конкурентоспособности.
Таким образом, рассмотрев все многообразие методических подходов к оценке уровня конкурентоспособности выпускников вузов, их преимуществ и недостатков, считаем, что в большей степени учитывает специфику конкурентоспособности объекта исследования компетентностный подход. При этом считаем необходимым учесть степень релевантности квалификационных компетенций требованиям работодателей.
Библиографический список
1. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Эффективность профессиональной подготовки: проблемы социологического измерения // Высшее образование в России. - 2006. - N 3. - С. 322-335.
2. Киржбаум О.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: организационный аспект: автореф. дисс. канд. экон. наук. Омск, 2007. - 22 с.
3. Компетентностный подход: пути реализации: монография / Г.П. Гагаринская, B.П. Гарикин, Е.Н. Живицкая, О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова; ГОУ ВПО "СамГУ"; ГОУ ВПО "СамГТУ"; "БГУИР"; НОУ ВПО "ПИБ". - Самара: Универс групп, 2008. - 258 с.
4. Нуриев Н. Инварианты подготовки конкурентоспособных специалистов // Высшее образование в России. - 2005. - N 5. - C. 53-56.
5. Оганесов В.А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования // Высшее образование в России. - 2004. - N 5. - С. 42-44.
6. Одегов Ю.Г. Организация службы управления персоналом: современный подход: Учеб.-практ. пособие. - М.: Альфа-Пресс, 2009. - 168 с.
7. Полдолина М.Л. Как подготовить конкурентоспособного выпускника: монография. - М.: Академия профессионального образования, 2003. - 146 с.
8. Савенкова Т.И. Конкуренция вузов и конкурентоспособность специалистов как вектор движения образования на пути к прогрессу // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - N 1. - С. 407-414.
9. Сотникова С.И., Маслов Е.В., Глазырин С.Ю. Управление конкурентоспособностью персонала: Монография. - Новосибирск: НГУЭУ, 2006. - 302 с.
10. Степусь А. От чего зависит конкурентоспособность персонала? // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - N 2. - С. 71-77.
11. Управление персоналом: Энциклопедия / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 554 с.
12. Чернилевский Д., Моисеев В. Непрерывное образование. Второе высшее образование // Высшее образование в России. - 2003. - N 4. - С. 17-21.
13. Черняк Т.В. Формирование компетентности лидера как фактор конкурентоспособности выпускников вузов // Образование в России. - 2007. - N 6. - С. 34-37.
14. Чистяков А.В., Ткачева О.А. Обеспечение конкурентоспособности выпускников технического университета // Вопросы образования. - 2005. - N 4. - С. 25-28.
15. Шавандина О.А. Оценка конкурентоспособности специалистов, подготовленных вузом // Вопросы образования. - 2006. - N 3. - С. 15-18.
16. Шаповалов В.И. Теоретико-методологические и практические аспекты формирования конкурентоспособной личности: Учеб. пособие. - Уфа: Восточный университет, 2004. - 80 с.
Ю. Дмитриева,
канд. экон. наук,
ведущий специалист управления по работе с персоналом
департамента персонала ЗАО "Банк Русский Стандарт"
Словарь управления персоналом
Уровень конкурентоспособности выпускника вуза - количественное выражение способности выпускника вуза к конкуренции с другими субъектами на рынке труда.
Компетенции выпускника вуза - совокупность знаний, умений, навыков, способностей, личностных черт, мотивационных ориентиров, способов общения, позволяющая выпускнику реализовать конкурентное поведение на рынке труда.
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107