Расчеты по доходам учреждений
В данной статье рассмотрим вопросы бухгалтерского учета расчетов по доходам государственных (муниципальных) учреждений. Выясним, есть ли разница в учете доходов казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Рассмотрим, какие виды доходов должны учитывать указанные учреждения и как отражаются на счетах бухгалтерского учета операции по расчетам с плательщиками доходов.
Общие положения
Доходы появляются в учете государственного (муниципального) учреждения в следующих случаях:
- если учреждение является администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ;
- если их получение запланировано сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
- если учреждение получает субсидии и инвестиции из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Доходы могут поступать в учреждение как в иностранной валюте, так и в валюте РФ (в рублях). Следовательно, дебиторская задолженность по доходам учреждения может формироваться и в рублях, и в иностранной валюте. Дебиторская задолженность по доходам в иностранной валюте учитывается одновременно в соответствующей иностранной валюте и рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов). Переоценка расчетов по доходам в иностранной валюте осуществляется на дату совершения операций по оплате (возврату) доходов. При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по доходам в иностранной валюте с их отнесением на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов (п. 203 Инструкции N 157н*(1)).
Примечание. Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся учреждению от юридических или физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними (Большая советская энциклопедия).
Аналитический учет расчетов по поступлениям должен обеспечить предоставление информации в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам. Аналитический учет ведется в карточке учета средств и расчетов и (или) журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (п. 200 Инструкции N 157н).
Рабочий план счетов в части расчетов по доходам учреждения
Учет расчетов по доходам (поступлениям), начисленным учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также по суммам поступивших от плательщиков предварительных оплат ведется на синтетическом счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" (п. 197 Инструкции N 157н).
Их группировка осуществляется в разрезе видов доходов бюджета или видов поступлений, предусмотренных соответственно сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, по аналитическим группам в разрезе объектов учета (п. 199 Инструкции N 157н):
- 10 "Расчеты по налоговым доходам";
- 20 "Расчеты по доходам от собственности";
- 30 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг";
- 40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия";
- 50 "Расчеты по поступлениям от бюджетов";
- 60 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование";
- 70 "Расчеты по доходам от операций с активами";
- 80 "Расчеты по прочим доходам".
Таким образом, в соответствии с Инструкцией N 157н указанный счет имеет восемь группировочных счетов, каждый из которых содержит соответствующий аналитический счет (соответствующие аналитические счета).
Приведем в таблице счета учета расчетов по доходам, применяемые казенными, бюджетными и автономными учреждениями.
Номер счета | Название счета | Применяется (+), не применяется (-) в соответствии с инструкциями | ||
0 205 00 000 | Расчеты по доходам | + | + | + |
0 205 10 000 | Расчеты по налоговым доходам | + | - | - |
0 205 11 000 | Расчеты с плательщиками налоговых доходов | + | - | - |
0 205 11 560 | Увеличение дебиторской задолженности по налоговым доходам | + | - | - |
0 205 11 660 | Уменьшение дебиторской задолженности по налоговым доходам | + | - | - |
0 205 20 000 | Расчеты по доходам от собственности | + | + | + |
0 205 21 000 | Расчеты с плательщиками доходов от собственности | + | + | + |
0 205 21 560 | Увеличение дебиторской задолженности от собственности | + | + | - |
0 205 21 660 | Уменьшение дебиторской задолженности от собственности | + | + | - |
0 205 30 000 | Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг | + | + | + |
0 205 31 000 | Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг | + | + | + |
0 205 31 560 | Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг | + | + | - |
0 205 31 660 | Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг | + | + | - |
0 205 40 000 | Расчеты по суммам принудительного изъятия | + | + | + |
0 205 41 000 | Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия | + | + | + |
0 205 41 560 | Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия | + | + | - |
0 205 41 660 | Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия | + | + | - |
0 205 50 000 | Расчеты по поступлениям от бюджетов | + | + | + |
0 205 51 000 | Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | + | - | - |
0 205 51 560 | Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | + | - | - |
0 205 51 660 | Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | + | - | - |
0 205 52 000 | Расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств | + | + | + |
0 205 52 560 | Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств | + | + | - |
0 205 52 660 | Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств | + | + | - |
0 205 53 000 | Расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций | + | + | + |
0 205 53 560 | Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от международных финансовых организаций | + | + | - |
0 205 53 660 | Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от международных финансовых организаций | + | + | - |
0 205 60 000 | Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование | + | - | - |
0 205 61 000 | Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование | + | - | - |
0 205 61 560 | Увеличение дебиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование | + | - | - |
0 205 61 660 | Уменьшение дебиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование | + | - | - |
0 205 70 000 | Расчеты по доходам от операций с активами | + | + | + |
0 205 71 000 | Расчеты по доходам от операций с основными средствами | + | + | + |
0 205 71 560 | Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами | + | + | - |
0 205 71 660 | Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами | + | + | - |
0 205 72 000 | Расчеты по доходам от операций с нематериальными активами | + | + | + |
0 205 72 560 | Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с нематериальными активами | + | + | - |
0 205 72 660 | Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с нематериальными активами | + | + | - |
0 205 73 000 | Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами | + | + | + |
0 205 73 560 | Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с непроизведенными активами | + | + | - |
0 205 73 660 | Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с непроизведенными активами | + | + | - |
0 205 74 000 | Расчеты по доходам от операций с материальными запасами | + | + | + |
0 205 74 560 | Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами | + | + | - |
0 205 74 660 | Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами | + | + | - |
0 205 75 000 | Расчеты по доходам от операций с финансовыми активами | + | - | - |
0 205 75 560 | Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с финансовыми активами | + | - | - |
0 205 75 660 | Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с финансовыми активами | + | - | - |
0 205 80 000 | Расчеты по прочим доходам | + | + | + |
0 205 81 000 | Расчеты с плательщиками прочих доходов | + | + | + |
0 205 81 560 | Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам | + | + | - |
0 205 81 660 | Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам | + | + | - |
*(1) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н. *(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н. *(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н. |
Согласно п. 199 Инструкции N 157н в случае необходимости учреждение вправе в рамках формирования учетной политики на основании требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства РФ по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете) установить в составе рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов по видам доходов (поступлений) - дополнительные коды в 23-м разряде номеров счетов аналитического учета счета 0 205 00 000. Допустим следующее:
1) учреждение здравоохранения в рамках приносящей доход деятельности оказывает первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь. В такой ситуации оно вправе одним из пунктов учетной политики в отношении рабочего плана счетов предусмотреть дополнительные коды видов доходов (поступлений): например, для учета услуг по оказанию первичной медико-санитарной помощи - код 2, для учета услуг по оказанию специализированной медицинской помощи - код 3;
2) финансовое обеспечение деятельности учреждения здравоохранения производится за счет трех источников: субсидий на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели (целевых субсидий) и средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Тогда в учетной политике ему можно предусмотреть дополнительные коды: для учета доходов в виде субсидий на выполнение государственного задания - код 2, в виде средств ОМС - код 3, в виде целевых субсидий - код 4.
В данном случае в рабочий план счетов учреждению также следует включить следующие аналитические счета:
- 0 205 31 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания прочих платных услуг";
- 0 205 32 000 "Расчеты с плательщиками доходов от платных услуг по оказанию первичной медико-санитарной медицинской помощи";
- 0 205 33 000 "Расчеты с плательщиками доходов от платных услуг по оказанию специализированной медицинской помощи";
- 0 205 81 000 "Расчеты с плательщиками прочих доходов";
- 0 205 82 000 "Расчеты с плательщиками субсидий, предоставляемых на выполнение государственного задания";
- 0 205 83 000 "Расчеты с плательщиками средств обязательного медицинского страхования";
- 0 205 84 000 "Расчеты с плательщиками субсидий, предоставляемых на иные цели".
Как известно, для отражения операции в учете применяются два счета. Начисление дебиторской задолженности по доходам (по дебету аналитических счетов синтетического счета 0 205 00 000) происходит в зависимости от содержания хозяйственной операции посредством кредитования аналитических счетов учета доходов группировочного счета 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года":
- 0 401 10 110 "Налоговые доходы";
- 0 401 10 120 "Доходы от собственности";
- 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг";
- 0 401 10 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия";
- 0 401 10 150 "Доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов";
- 0 401 10 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
- 0 401 10 152 "Доходы от поступлений от наднациональных организаций и правительств иностранных государств";
- 0 401 10 153 "Доходы от поступления от международных финансовых организаций";
- 0 401 10 160 "Доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование";
- 0 401 10 171 "Доходы от переоценки активов";
- 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами";
- 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами";
- 0 401 10 180 "Прочие доходы".
Бухгалтерский учет расчетов по доходам казенного учреждения
Казенное учреждение, в отличие от бюджетного и автономного учреждений, является участником бюджетного процесса. Поэтому отражение расчетов по доходам в учете казенного учреждения имеет свои особенности, одна из которых относится к администрированию доходов казенным учреждением. Кроме того, в соответствии с нормами бюджетного законодательства доходы казенного учреждения, полученные в рамках приносящей доход деятельности, подлежат перечислению в бюджет (ст. 161 БК РФ). То есть казенное учреждение является также администратором доходов, полученных в рамках приносящей доход деятельности.
Исключение относится к тем казенным учреждениям, в отношении которых на переходный период законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления принято решение о предоставлении им права расходования указанных средств на собственные нужды. Казенные учреждения федерального уровня могут воспользоваться таким правом на основании ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ*(2). В этом случае принцип отражения операций по начислению доходов и их получению будет отличаться от принципа отражения операций по администрированию доходов. Далее представим корреспонденцию счетов учета операций по расчетам казенными учреждениями с плательщиками доходов в случае администрирования доходов и получения доходов от оказания платных услуг с правом их расходования на собственные нужды в соответствии с нормами Инструкции N 162н.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Администрирование доходов | ||
Начисление администрируемых доходов, в частности: | ||
- налоговых доходов бюджетов | 1 205 11 560 | 1 401 10 110 |
- доходов от собственности | 1 205 21 560 | 1 401 10 120 |
- доходов от выполнения (оказания) платных работ (услуг) | 1 205 31 560 | 1 401 10 130 |
- доходов по суммам принудительного изъятия | 1 205 41 560 | 1 401 10 140 |
- доходов по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств | 1 205 52 560 | 1 401 10 152 |
- доходов по поступлениям от международных финансовых организаций | 1 205 53 560 | 1 401 10 153 |
- доходов от страховых взносов на обязательное социальное страхование | 1 205 61 560 | 1 401 10 160 |
- доходов от операций с активами | 1 205 71 560 - 1 205 75 560 | 1 401 10 172 |
- дохода от прочих доходов | 1 205 81 560 | 1 401 10 180 |
Начисление сумм возвратов плательщикам излишне полученных доходов в части: | ||
- налоговых доходов бюджетов | 1 401 10 110 | 1 205 11 660 |
- доходов от собственности | 1 401 10 120 | 1 205 21 660 |
- доходов от выполнения (оказания) платных работ (услуг) | 1 401 10 130 | 1 205 31 660 |
- доходов по суммам принудительного изъятия | 1 401 10 140 | 1 205 41 660 |
- доходов по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ | 1 401 10 151 | 1 205 51 660 |
- доходов по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств | 1 401 10 152 | 1 205 52 660 |
- доходов по поступлениям от международных финансовых организаций | 1 401 10 153 | 1 205 53 660 |
- доходов от страховых взносов на обязательное социальное страхование | 1 401 10 160 | 1 205 61 660 |
- дохода от прочих доходов | 1 401 10 180 | 1 205 81 660 |
Перечисление сумм возвратов доходов бюджета плательщикам со счета финансового органа в части: | ||
- налоговых доходов бюджетов | 1 205 11 560 | 1 210 02 110 |
- доходов от собственности | 1 205 21 560 | 1 210 02 120 |
- доходов от выполнения (оказания) платных работ (услуг) | 1 205 31 560 | 1 210 02 130 |
- доходов по суммам принудительного изъятия | 1 205 41 560 | 1 210 02 140 |
- доходов по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ | 1 205 51 560 | 1 210 02 151 |
- доходов по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств | 1 205 52 560 | 1 210 02 152 |
- доходов по поступлениям от международных финансовых организаций | 1 205 53 560 | 1 210 02 153 |
- доходов от страховых взносов на обязательное социальное страхование | 1 205 61 560 | 1 210 02 160 |
- дохода от прочих доходов | 1 205 81 560 | 1 210 02 180 |
Перечисление сумм возвратов доходов бюджета плательщикам со счета бюджета в части: | ||
- налоговых доходов бюджетов | 1 205 11 560 | 1 210 04 110 |
- доходов от собственности | 1 205 21 560 | 1 210 04 120 |
- доходов от выполнения (оказания) платных работ (услуг) | 1 205 31 560 | 1 210 04 130 |
- доходов по суммам принудительного изъятия | 1 205 41 560 | 1 210 04 140 |
- доходов по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ | 1 205 51 560 | 1 210 04 151 |
- доходов по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств | 1 205 52 560 | 1 210 04 152 |
- доходов по поступлениям от международных финансовых организаций | 1 205 53 560 | 1 210 04 153 |
- доходов от страховых взносов на обязательное социальное страхование | 1 205 61 560 | 1 210 04 160 |
- дохода от прочих доходов | 1 205 81 560 | 1 210 04 180 |
Начисление сумм доходов, требующих уточнения: | ||
- при их поступлении | 1 210 02 180 | 1 205 81 660 |
- при их выяснении | 1 205 81 560 | 1 210 02 180 |
Администрирование доходов от предоставления межбюджетных трансфертов | ||
Начисление сумм доходов по полученным межбюджетным субсидиям, субвенциям, дотациям и иным межбюджетным трансфертам* | 1 205 51 560 | 1 401 10 151 |
Начисление расчетов по возврату неиспользованных межбюджетных трансфертов в доход соответствующего бюджета, из которого предоставлен трансферт | 1 205 51 560 | 1 205 51 660 |
Начисление расчетов по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта прошлых лет, предоставленного в форме субвенции, субсидии, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение | 1 205 51 560 | 1 206 51 660 |
Принятие сумм восстановленного в текущем финансовом году неиспользованного остатка межбюджетного трансферта прошлых лет, полученного в форме субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение* | 1 401 10 151 | 1 205 51 660 |
Поступление сумм администрируемых доходов, в частности: | ||
- налоговых доходов бюджетов | 1 210 02 110 | 1 205 11 660 |
- доходов от собственности | 1 210 02 120 | 1 205 21 660 |
- доходов от выполнения (оказания) платных работ (услуг) | 1 210 02 130 | 1 205 31 660 |
- доходов по суммам принудительного изъятия | 1 210 02 140 | 1 205 41 660 |
- доходов по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ | 1 210 02 151 | 1 205 51 660 |
- доходов по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств | 1 210 02 152 | 1 205 52 660 |
- доходов по поступлениям от международных финансовых организаций | 1 210 02 153 | 1 205 53 660 |
- доходов от страховых взносов на обязательное социальное страхование | 1 210 02 160 | 1 205 61 660 |
- доходов от реализации основных средств | 1 210 02 410 | 1 205 71 660 |
- доходов от реализации нематериальных активов | 1 210 02 420 | 1 205 72 660 |
- доходов от реализации непроизведенных активов | 1 210 02 430 | 1 205 73 660 |
- доходов от реализации материальных запасов | 1 210 02 440 | 1 205 74 660 |
- дохода от прочих доходов | 1 210 02 180 | 1 205 81 660 |
Отражение операций по начислению дохода от оказания платных услуг | ||
Начисление сумм заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные, сданные им отдельные этапы работ, оказанные услуги, готовую продукцию (отражение дохода будущего периода) | 2 205 31 560 | 2 401 40 000 |
Зачисление в доход текущего периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов работ, оказанных услуг, готовой продукции | 2 401 40 000 | 2 401 10 130 |
Начисление дохода текущего периода | 2 205 31 560 | 2 401 10 130 |
Возврат излишне полученных доходов в рамках приносящей доход деятельности | 2 205 31 560 | 2 201 11 610 2 201 21 610 2 201 27 610 |
Поступление сумм доходов в рамках приносящей доход деятельности | 2 201 11 510 2 201 21 510 2 201 27 510 | 2 205 31 660 |
Списание дебиторской задолженности по доходам, нереальным к взысканию | 1 401 10 173 | 1 205 31 660 |
* Основание - Уведомление по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (ф. 0504817). |
Бухгалтерский учет расчетов по доходам бюджетного и автономного учреждений
Одна из особенностей деятельности бюджетных и автономных учреждений связана с получением субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций. В учете бюджетных и автономных учреждений получение указанных бюджетных средств отражается как получение дохода, то есть в деятельности учреждений возникают операции по расчетам с плательщиками этих доходов. Учреждения, осуществляющие медицинскую деятельность по программе ОМС, отражают в учете получение дохода в рамках указанной деятельности. Кроме того, бюджетные и автономные учреждения имеют право на ведение приносящей доход деятельности и использование полученных средств на развитие материально-технической базы учреждения. Это означает, что в учете данных учреждений должны быть отражены операции по начислению и получению дохода от приносящей доход деятельности, то есть операции по расчетам с плательщиками доходов в рамках оказания платных услуг. Рассмотрим, как отражаются эти и другие операции в учете бюджетных и автономных учреждений.
Операции по начислению дохода (формирование дебиторской задолженности плательщиков доходов)
Бюджетные учреждения (Инструкция N 174н) | Автономные учреждения (Инструкция N 183н) | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Начисление дохода в сумме субсидии, предоставленной на лицевой счет учреждения на выполнение государственного (муниципального) задания | |||
4 205 81 560 | 4 401 10 180 | 4 205 81 000 | 4 401 10 180 |
Начисление дохода по предоставленной в установленном законодательством РФ порядке субсидии на иные цели (в сумме подтвержденных отчетом расходов)* | |||
5 205 81 560 | 5 401 10 180 | 5 205 81 000 | 5 401 10 180 |
Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели | |||
5 205 81 560 | 5 201 11 610 | 5 205 81 000 | 5 201 11 000 |
Начисление дохода по предоставленным в установленном законодательством РФ порядке бюджетным инвестициям (в сумме подтвержденных отчетом капитальных вложений, затрат, расходов) | |||
6 205 81 560 | 6 401 10 180 | 6 205 81 000 | 6 401 10 180 |
Возврат неиспользованного остатка бюджетных инвестиций | |||
6 205 81 560 | 6 201 11 610 | 6 205 81 000 | 6 201 11 000 |
Начисление дохода медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность по программе ОМС | |||
7 205 81 560 | 7 401 10 180 | 7 205 80 000 | 7 401 10 180 |
Начисление иных доходов за реализованную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) в рамках видов деятельности учреждения, предусмотренных уставом | |||
2 205 21 560 | 2 401 10 120 | 2 205 30 000 | 2 401 10 130 |
2 205 31 560 | 2 401 10 130 | ||
2 205 52 560 2 205 53 560 | 2 401 10 140 | ||
2 205 71 560 - 2 205 75 560 | 2 401 10 172 | ||
2 205 81 560 | 2 401 10 180 | ||
Начисление дохода на сумму предъявленных к уплате штрафов, пеней и иных санкций, предусмотренных условиями государственного (муниципального) договора на нужды учреждения | |||
2 205 41 560 | 2 401 10 140 | 2 205 41 000 | 2 401 10 140 |
Возврат плательщикам излишне полученных доходов (сумм предварительных оплат) | |||
2 205 21 560, 2 205 31 560, 2 205 52 560, 2 205 53 560, 2 205 71 560 - 2 205 75 560, 2 205 81 560 | 2 201 11 610 2 201 27 610 2 201 34 610 | 2 205 21 000, 2 205 31 000, 2 205 52 000, 2 205 53 000, 2 205 71 000 - 2 205 75 000, 2 205 81 000 | 2 201 11 000 2 201 27 000 2 201 34 000 |
Начисление дебиторской задолженности заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, оказанные услуги, готовую продукцию (отражение дохода будущего периода) | |||
2 205 31 560 | 2 401 40 000 | 2 205 31 000 | 2 401 10 130 |
Зачисление в доход текущего периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов работ, оказанных услуг, готовой продукции | |||
2 401 40 000 | 2 401 10 130 | 2 401 40 000 | 2 401 10 130 |
Увеличение задолженности плательщиков доходов, начисленных в иностранной валюте на дату поступления дохода от плательщика либо дату формирования бухгалтерского регистра (отражение положительной курсовой разницы) | |||
2 205 21 560 2 205 31 560 2 205 41 560 2 205 81 560 | 2 401 10 171 | 2 205 21 000 2 205 31 000 2 205 41 000 2 205 81 000 | 2 401 10 171 |
Начисление доходов от аренды имущества, переданного арендаторам согласно заключенным договорам | |||
2 205 20 560 | 2 401 40 000 | 2 205 20 000 | 2 401 10 120 |
Начисление доходов в виде пожертвований, грантов, благотворительных и безвозмездных перечислений | |||
2 205 52 560 2 205 53 560 2 205 81 560 | 2 401 10 152 2 401 10 153 2 401 10 180 | 2 205 52 000 2 205 53 000 2 205 81 000 | 2 401 10 152 2 401 10 153 2 401 10 180 |
* Основание - Справка (ф. 0504833). |
Операции по поступлению доходов от плательщиков, а также по уменьшению дебиторской задолженности
Бюджетные учреждения (Инструкция N 174н) | Автономные учреждения (Инструкция N 183н) | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Поступление дохода в рублях на лицевой счет учреждения | |||
0 201 11 510 | 0 205 21 660 - 0 205 41 660, 0 205 52 660, 0 205 52 660, 0 205 71 660 - 0 205 75 660, 0 205 81 660 | 0 201 11 000 | 0 205 21 000 - 0 205 41 000, 0 205 52 000, 0 205 52 000, 0 205 71 000 - 0 205 75 000, 0 205 81 000 |
Поступление дохода в кассу учреждения | |||
2 201 34 510 | 2 205 21 660 - 2 205 41 660, 2 205 71 660 - 2 205 72 660, 2 205 74 660, 2 205 81 660 | 2 201 34 000 | 2 205 21 000 - 2 205 41 000, 2 205 71 000 - 2 205 72 000, 2 205 74 000, 2 205 81 000 |
Поступление на счет учреждения доходов в иностранной валюте | |||
2 201 27 510 | 2 205 21 660 - 2 205 41 660, 2 205 52 660, 2 205 53 660, 2 205 71 660 - 2 205 72 660, 2 205 74 660, 2 205 81 660 | 2 201 27 000 | 2 205 21 000 - 2 205 41 000, 2 205 52 000, 2 205 53 000, 2 205 71 000 - 2 205 72 000, 2 205 74 000, 2 205 81 000 |
Списание с балансового учета дебиторской задолженности по доходам, признанной в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию | |||
0 401 10 173 | 0 205 21 660 - 0 205 41 660, 0 205 52 660, 0 205 53 660, 0 205 71 660 - 0 205 72 660, 0 205 74 660, 0 205 81 660 | 0 401 10 173 | 0 205 21 000 - 0 205 41 000, 0 205 52 000, 0 205 53 000, 0 205 71 000 - 0 205 72 000, 0 205 74 000, 0 205 81 000 |
Уменьшение задолженности плательщиков доходов, начисленных в иностранной валюте на дату поступления дохода от плательщика или дату формирования регистра бухгалтерского учета (отражение отрицательной курсовой разницы) | |||
0 401 10 171 | 0 205 21 660 - 0 205 41 660, 0 205 81 660 | 0 401 10 171 | 0 205 21 000 - 0 205 41 000, 0 205 81 000 |
Поступление в кассу учреждения пожертвований, грантов | |||
2 201 34 510 | 2 401 10 180 2 205 81 660 | 2 201 34 000 | 2 401 10 180 2 205 81 000 |
Пример
Бюджетное медицинское учреждение осуществляет деятельность в рамках ОМС. Согласно договору со страховой организацией оно получило на лицевой счет денежные средства в размере 1 580 000 руб.
В учете учреждения операции по начислению и получению дохода отражаются следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начисление дохода в рамках деятельности по ОМС | 7 205 81 560 | 7 401 10 180 | 1 580 000 |
Получение дохода в рамках деятельности по ОМС | 7 201 11 610 | 7 205 81 660 | 1 580 000 |
Л. Салина,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"