Новый закон о лицензировании отдельных видов деятельности
Законодательством РФ еще несколько лет назад предусматривалось совершенствование системы лицензирования. Так, Распоряжением Правительства РФ от 19.05.2009 N 691-р был утвержден План мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в РФ на 2009-2015 годы. Исходя из содержания п. 3 данного плана в целях снижения административных барьеров планировалось сократить перечень лицензируемых видов деятельности, а также унифицировать и упростить процедуру лицензирования. В результате в мае 2011 года был принят новый Закон о лицензировании*(1), который заменил ранее действовавший Федеральный закон N 128-ФЗ*(2). Он вступил в силу 01.08.2011, за исключением отдельных положений. Прокомментируем данный закон.
Общие положения
Новый Закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с лицензированием отдельных видов деятельности (п. 1 ст. 1 указанного закона).
Задачами лицензирования являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами требований, установленных законодательством РФ. Соответствие соискателя лицензии (лицензиата) этим требованиям - необходимое условие для предоставления лицензии, так как их соблюдение обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст. 2 Закона о лицензировании).
Примечание. Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению сроков их действия в случае, если ограничение сроков действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по представлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования (п. 1 ст. 3 Закона о лицензировании).
Перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия, приведен в ст. 12 Закона о лицензировании. Следует заметить, что медицинская деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и фармацевтическая деятельность поименованы соответственно в пп. 46 и 47 п. 1 данной статьи. Другими словами, указанные виды деятельности, как и ранее, подлежат лицензированию. При этом исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (п. 2 ст. 12 Закона о лицензировании). Так, конкретные виды лицензируемой медицинской деятельности определены Положением N 30*(3), а виды фармацевтической деятельности - Положением N 416*(4).
Кроме перечней видов деятельности, подлежащих лицензированию, в положениях N 30 и 416 приведены лицензионные требования и условия для осуществления медицинской и фармацевтической деятельности. Однако согласно п. 3 ст. 8 Закона о лицензировании при лицензировании указанных видов деятельности к соискателям лицензии (лицензиатам), помимо этих требований, предъявляются дополнительные требования:
наличие помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
наличие работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
наличие необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
соответствие требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами, и иные требования.
Действие лицензии
Юридическое лицо (медицинское учреждение) вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории РФ со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Предоставленная лицензия действует бессрочно (п. 2, 4 ст. 2 Закона о лицензировании). Ранее лицензия выдавалась на конкретный срок, а по его окончании он мог быть продлен по заявлению лицензиата (ст. 8 Федерального закона N 128-ФЗ).
Примечание. Лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе, а в случае, когда в заявлении о предоставлении лицензии указано соответствующее требование, - в форме электронного документа, заверенного электронной подписью (п. 2 ст. 1 Закона о лицензировании).
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов о намерении осуществлять медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность (лицензируемый вид деятельности) на их территориях (п. 5 ст. 2 Закона о лицензировании). Порядок уведомления определен п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".
Документы, необходимые для получения лицензии
Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган по установленной форме заявление, в котором указываются (п. 1 ст. 13 Закона о лицензировании):
полное и (при наличии) сокращенное наименования соискателя лицензии (в том числе фирменное наименование и организационно-правовая форма юридического лица);
адреса его места нахождения и мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
государственный регистрационный номер записи о создании соискателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию);
номер телефона и (при наличии) адрес электронной почты юридического лица;
идентификационный номер налогоплательщика на основании данных документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих этот вид деятельности.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются (п. 3 ст. 13 Закона о лицензировании):
- копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
- копии документов, перечень которых определен положениями N 30 и 416 и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям (в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами);
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
- опись прилагаемых документов.
К сведению. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы могут направляться в лицензирующий орган как на бумажных носителях, так и в электронном виде (п. 6 ст. 13 Закона о лицензировании).
Рассмотрение лицензирующим органом представленных соискателем документов
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 7 ст. 13 Закона о лицензировании).
Если заявление оформлено с нарушением установленных требований или обязательные документы представлены не в полном объеме, лицензирующий орган в течение трех рабочих дней со дня их приема вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления отсутствующих документов в 30-дневный срок (п. 8 ст. 13 Закона о лицензировании).
Срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления и в полном объеме прилагаемых к нему документов. В случае непредставления соискателем лицензии в течение 30 дней указанных заявления и (или) документов ранее поданные заявление и документы подлежат возврату соискателю лицензии (п. 10 ст. 13 Закона о лицензировании).
Лицензирующий орган в течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления и в полном объеме прилагаемых к нему документов принимает решение об их рассмотрении или (в случае их несоответствия установленным требованиям) возврате с мотивированным обоснованием причины такого возврата (п. 9 ст. 13 Закона о лицензировании).
Обратите внимание! При указании в заявлении на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа лицензирующий орган направляет соискателю лицензии копию описи (с отметкой о дате приема) указанных заявления и документов или уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления отсутствующих документов в форме электронного документа, заверенного электронной подписью (п. 11 ст. 13 Закона о лицензировании).
Принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых к нему документов, и оформляет его приказом (распоряжением). В течение этого срока лицензирующий орган обязан провести проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям (п. 1 и 2 ст. 14 Закона о лицензировании).
В приказе (распоряжении) лицензирующего органа о принятии решения должны содержаться следующие данные (п. 1 ст. 15 Закона о лицензировании):
- наименование лицензирующего органа;
- полное и (при наличии) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, а также организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих этот вид деятельности;
- номер и дата регистрации лицензии;
- номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона о лицензировании приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии и лицензия одновременно подписываются руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируются в реестре лицензий. В течение трех рабочих дней со дня подписания приказа (решения) и регистрации лицензии она вручается соискателю или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Если по итогам рассмотрения поданных документов принято решение об отказе в предоставлении лицензии, такая информация также доводится до сведения соискателя в виде уведомления об отказе с мотивированным обоснованием причин отказа и ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основаниями такого отказа. Перечень оснований приведен в п. 7 ст. 14 Закона о лицензировании. Применительно к учреждениям здравоохранения отказом может послужить:
- наличие в представленных соискателем лицензии заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
- установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Обратите внимание! При утрате или порче лицензии лицензиат вправе обратиться в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, с заявлением о получении дубликата лицензии с приложением документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за его предоставление. При реорганизации медицинского учреждения лицензия подлежит переоформлению (ст. 17 Закона о лицензировании). Порядок ее переоформления приведен в ст. 18 Закона о лицензировании.
Контроль лицензируемой деятельности
Как известно, финансово-хозяйственная деятельность учреждений подлежит постоянному контролю, осуществляемому различными организациями. Не является исключением и лицензируемая деятельность. В статье 19 Закона о лицензировании представлен общий порядок его осуществления, в то время как более подробно об этом рассказано в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Статья 19 Закона о лицензировании определяет порядок осуществления контроля не только лицензиата, но и соискателя лицензии. Так, контроль соискателя лицензии осуществляется путем проведения документальных и внеплановых проверок. В отношении лицензиата проводятся также плановые проверки (помимо названных). В качестве примера рассмотрим проверки лицензиатов. Основаниями для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок являются (п. 9 ст. 19 Закона о лицензировании):
- истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
- истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
- истечение установленного Правительством РФ срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования и социальной сфере.
Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям (п. 10 ст. 19 Закона о лицензировании):
- истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
- поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений от граждан, в том числе от индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, сведений от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
- истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
- наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
- наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ.
А. Беляев,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
*(2) Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
*(3) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30.
*(4) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"